Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хранитель






Н.К.Рерих

БЕРЕГИТЕ СТАРИНУ

 

Международный Центр Рерихов

Москва, 1993


Автор предисловия и составитель Попов Д.Н.

Редактор Дементьева Е.Б.

Рерих Н.К.

БЕРЕГИТЕ СТАРИНУ

Москва, Международный Центр Рерихов, 1993. ― стр.72

Величие и красота Древней Руси были главной темой художественного и публицистического творчества Н.Рериха в дооктябрьский период. В сборник " Берегите старину" вошли статьи и очерки Н.Рериха, печатавшиеся в " Биржевых ведомостях", " Зодчем", " Слове" и других изданиях; ряд материалов публикуется впервые.

На обложке: Н.К.Рерих. Обитель св. Сергия

ISBN 5-86988-008-4

© Международный Центр Рерихов, 1993

ХРАНИТЕЛЬ

 

" Во всех условиях нужно хранить то,

чем жив дух человеческий".

 

Н.К.Рерих " Летопись искусства"

 

" Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" – этот автограф, данный Н.К.Рерихом для открытки-портрета, выпущенной Общиной святой Евге­нии (Красного Креста) в начале 1920-го года, несомненно является главным деви­зом всей жизни и творчества великого мастера и основным его заветом молодежи. Идея единства и неразрывной преемственности культуры как основного двигате­ля и главного показателя эволюции человечества красной нитью проходит через всю неутомимую деятельность художника.

Несмотря на внутреннее сущностное единство культа Света – так Рерих ис­толковывал само понятие культуры - мировое древо культуры имеет множество ветвей национальных культур, каждая из которых отличается неповторимым сво­еобразием, вносящим свои чудесные достижения в духовную сокровищницу пла­неты. Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родив­шись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и предания­ми в детстве и со всем обрядовым, этическим и эстетическим укладом жизни. Пос­тепенно он сам становится носителем, а затем и со-творцом культуры своего на­рода. " Что бы ни происходило в мире, какие бы ни наступали потрясения, но ле­топись Культуры должна протекать неприкосновенно", – говорил Н.К.Рерих. И одну из принципиально важных ролей в этом процессе играет мир архитектуры, образующий непосредственную жизненную среду человека и несущий в себе в об­разно-эстетическом выражении основные устои мироощущения народа.

Русский по рождению Н.К.Рерих рос в мире русской национальной культу­ры. Восприимчивый и наблюдательный мальчик с развитым и эстетическим чув­ством и воображением активно впитывал красоту окружающей жизни. Национа­льная культура рано осознается им в качестве фундаментальной основы бытия. Уже в раннегимназических сочинениях он записывает оригинальные наблюдения над архитектурой русских городов, где Москва, например, ставится в пример Пе­тербургу за сохраненное ею " чисто русское" лицо. Летние тетради Рериха-гим­назиста заполняются записями сказок, песен, преданий. Его первые литературные опыты создаются в фольклорном ключе. Архитектура в качестве зримого образа национальной культуры все больше занимает воображение юного художника. Так, в письме одному из друзей по Академии художеств Льву Антокольскому он пишет: " Ты, наверное, едешь в Москву... Как будешь в Кремле и поглядишь на Замоскво­речье, то вспомни меня и поклонись от меня этому широкому русскому простору".

К сожалению, сегодня этот один из самых величественных во всей России ви­дов на сказку русской архитектуры безвозвратно ушел в небытие, как и многие другие большие и малые памятники нашей культуры.

Уже с первых лет вступления в самостоятельную жизнь Николай Рерих ак­тивно включается в борьбу за охрану памятников истории и культуры. Сам он счи­тал это семейной традицией и не раз вспоминал в своих записях о прадеде-офице­ре, который отказался во время сражения уничтожить церковь, использовавшую­ся неприятелем, и об отце, построившем новую церковь для крестьян одного из сел близ своего имения под Петербургом. После окончания учебы в Академии и Университете Н.К.Рерих командируется Русским археологическим обществом в Псковскую, Тверскую и Новгородскую губернии для изучения вопроса о состоя­нии памятников старины. И в том же 1899 году молодой художник предпринима-

ет поездку по " великому водному пути" и пишет первую большую статью о памят­никах русской старины " По пути из варяг в греки". В одной из таких поездок он зна­комится с будущей спутницей всей своей жизни Еленой Ивановной Шапошнико­вой. Уже вместе с нею в 1903-1904годах он совершает большое путешествие по древнерусским городам, которое впоследствии назовет паломничеством. Путь пролег через Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польской, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Углич и мно­гие другие города, составившие славу русского зодчества. Позднее Рерих часто бывал на Смоленщине и Новгородчине, на Валдае и в других исторических облас­тях России. В этих поездках была создана знаменитая архитектурная серия кар­тин и этюдов, запечатлевшая целый пантеон образов древнерусской архитектуры. Выставка этих работ стала подлинным событием в культурной жизни страны. Вместе со статьями Рериха в столичной прессе она громко заявила о необходи­мости изменения чисто " археологического" отношения к памятникам высокого искусства русских зодчих. Одним из первых в его время Рерих поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и стенописи и не­обходимости ограждения их от варварского уничтожения и искажения невежес­твенными " поновлениями".

В 1910 г. Н.Рерих с горечью писал:

" Последовательно прошли передо мною Московщина, Смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония и везде любовь к старине встречалась малы­ми, неожиданными островками и много, где памятники стоят мертвыми... Мало мы еще ценим старинную живопись... Даже самые слепые, даже самые тупые ско­ро поймут великое значение наших примитивов, значение русской иконописи. Поймут и завопят и заахают".

В борьбу за охрану памятников Рерих включается с присущими ему неисся­каемой энергией и энтузиазмом. Он является одним из главных организаторов и входит в Совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Вместе с Васнецовым, Щусевым и другими создает и деятельно руково­дит работой Общества возрождения художественной Руси; становится инициато­ром создания Фонда древней Руси для изучения и поддержания памятников ста­рины путем Всероссийской подписки, лотерей, церковного сбора.

В очерке " Всенародное" Рерих убедительно писал: " Признано, что в деле об­щекультурных устоев страны уже пора обращаться не только к правительствен­ным учреждениям, но прежде всего к народу. Уже надлежит народу знать свою ис­торию, знать свои сокровища, беречь свои богатства... Из ста тридцати миллионов людей если одна двадцатая часть задумается о значении древности, и то составит­ся крупная сумма. По рублям полмиллиона соберется".

Рерих принимает участие и в работе комиссии по изучению и описанию ста­рого Петербурга, создает и возглавляет в городе комиссию по учреждению Музея допетровского искусства и быта. Он принимает непосредственное участие в рес­таврации многих исторических памятников, таких, например, как храм Василия Блаженного в Москве. В годы первой мировой войны художник создает и руково­дит мастерскими по обучению ремеслам увечных воинов при лазаретах Северно­го района Красного Креста в Петербурге. А в 1915 году он избирается председа­телем Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов.

Эта самоотверженная кипучая деятельность Рериха ждет сегодня своего подробного исследования и освещения; статьи, материалы и разработки Рериха-археолога необходимо переиздавать. В наше время они не утратили своей акту­альности и значимости.

" Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, – гово­рил Н.К.Рерих – я твержу о красоте народного достижения. Твержу в самых раз­личных изданиях, перед самой разнообразной публикой".

 

 

Величие и красота Древней Руси стали главной темой художественного и публицистического творчества Рериха в дооктябрьский период.

Рерих принимает деятельное участие в работе издательств и различных по­пулярных и специальных периодических изданий, поднимающих вопросы охраны памятников; в газетах " Биржевые ведомости" и " Новое время", в журналах " Ста­рые годы" и " Золотое руно", в изданиях Археологического общества и Общества архитекторов-художников... Одна за другой выходят его статьи и очерки о древ­нерусском зодчестве и деле охраны памятников, заметки об отдельных памятни­ках, корреспонденции и протесты против сносов, искажений и недобросовестных реставраций... Рериховские работы несут на себе печать его яркой индивидуаль­ности. Они полны глубоких и вечно живых мыслей о познании красоты, о мире и культуре, о преодолении трудностей и о любви к Родине.

По приглашению И.Э.Грабаря Н.К.Рерих включается в подготовку много­томной " Истории русского искусства" и пишет для этого издания ряд разделов по древнерусскому и народному искусству. К сожалению, первая мировая война по­мешала полному выходу в свет всех томов, и авторские материалы Рериха оста­лись неопубликованными.

Борьба за охрану памятников архитектуры являлась для Рериха не самоце­лью, а средством сохранения и развития в должном направлении той рукотворной среды, что создана творческим гением поколений. В его понимании архитектур­ная среда – это большой дом народа, олицетворяющий и питающий своими обра­зами духовный мир человека. Охрана памятников древности для Рериха была не­отделима от проблем современного градостроительства, призванного достойно и гармонично продолжать вековое созидание красоты. Как член правления Общес­тва архитекторов-художников Рерих постоянно участвует в работе Съездов зод­чих, создает и возглавляет первые в России женские архитектурные курсы (отк­рыты в 1905 году в Петербурге), помогает организации художественных кружков в архитектурных и инженерных учебных заведениях. Став с 1906 года директором Художественной школы Общества поощрения художеств, он предпринимает ее коренную реорганизацию. Рерих открывает целый ряд новых классов, мастерс­ких и курсов, в программу которых вводит и изучение древнего зодчества с вклю­чением экскурсий и экспедиций по древнерусским городам.

Особого внимания заслуживает работа Н.К.Рериха как художника и архитек­тора в создании новых храмов и гражданских построек. Деятельность в области монументального искусства стала для художника воплощением заветной мечты " об искусстве как светлом посланце" и о времени, когда искусство войдет в жизнь, а стены зданий украсит работа лучших мастеров. Он продолжает лучшие тради­ции древнерусского монументального искусства. В духе древнерусской фрески написаны им " Богатырский фриз" для столовой дома промышленника Ф.Г.Бажанова в Петербурге, монументальные панно для Казанского вокзала в Москве, эскизы росписей для храма в Пархомовке на Киевщине и многие другие работы. Рерих создает мозаики для Почаевской лавры и храмов в Пархомовке, Шлиссель­бурге и Талашкине, иконостас для васнецовской церкви в Перми, фрески в талашкинском храме и часовне святой Анастасии во Пскове. Многие из этих работ соз­даны в союзе с Щусевым, одним из ближайших друзей Рериха в эти годы.

Работа Н.К.Рериха-архитектора почти неизвестна сегодня. Однако необы­чайно примечателен уже тот факт, что именно он победил во Всероссийском кон­курсе на проект храма в императорском имении в Скерневице (Польша). Этот храм был спроектирован и построен Рерихом в стиле зодчих древнего Новгоро­да. К сожалению, мы не располагаем сведениями о сохранности главного архи­тектурного произведения великого художника. Впоследствии по эскизам Рериха была создана часовня Сергия Радонежского в Чураевке (США). Также им был раз-

 

 

 

работан ряд проектов деревянных и каменных церквей и колоколен для русских поселений в Китае и Монголии.

Мысли о необходимости международной охраны памятников возникают у Рериха в ходе русско-японской войны (1904-1905 гг.). И уже позднее, в годы пер­вой мировой войны, он резко обрушивается в своих статьях на вандализм немец­кой армии, разрушающей памятники культуры, и выдвигает проект организован­ной международной охраны просветительских учреждений и памятников исто­рии и культуры в военное время. Он обращается к верховному главнокомандова­нию русской армии и правительствам Франции и США. К сожалению, все эти уси­лия так и не привели тогда к реальному результату.

Вспоминая те дни, Рерих писал в статье " Опять война": " А пушки гремели. Думалось, что их рев хочет напомнить человечеству о том, что так жить нельзя. Что нельзя безнаказанно разрушать достояние народов, нельзя попирать создания человеческого гения".

Деятельность Рериха на поприще изучения и охраны памятников истории и культуры со временем получила широкое международное признание. Он избира­ется на почетные должности многих зарубежных организаций, таких, как Общес­тво собирателей древности (Париж), Историческое общество Франции, Между­народный институт науки и литературы (Болонья), Королевская академия наук и искусств (Загреб), Общество охраны исторических памятников (Нью-Йорк) и дру­гие.

Разрушительная стихия Октябрьской революции приносит новую угрозу. Ре­рих, несмотря на серьезно пошатнувшееся здоровье, деятельно включается в по­пытки творческой интеллигенции оградить культурное достояние страны от не­поправимых бед. В марте 1917 года на квартире М.Горького собирается инициа­тивная группа, образовавшая Комиссию по вопросам искусства. Председателем Комиссии избран М.Горький, заместителями - Н.Рерих и А.Бенуа. Заявления Ко­миссии с предложением о сотрудничестве направляются в Совет Министров Вре­менного правительства и в Совет рабочих и солдатских депутатов. " Известия Со­вета рабочих и солдатских депутатов" (1917, N 9, 8 марта) публикуют " Воззвания" Комиссии к гражданам республики с призывом к охранению памятников архитек­туры и искусства. Вскоре Рерих в силу обстоятельств оказывается за рубежом. В двадцатых и тридцатых годах художник с болью протестует против свершивших­ся фактов разрушения величайших памятников русского зодчества и готовящихся новых злобных и невежественных актов вандализма, энергично способствует соз­данию эмигрантских комитетов защиты памятников.

В 1929 году Н.К.Рерих вновь поднимает вопрос об охране культурного нас­ледия народов, на этот раз уже в более широких международных масштабах, чем в 1914 году. Он предвидел возможность нового вооруженного конфликта и страс­тно хотел защитить культурное достояние народов от гибели. Эта благородная де­ятельность художника свидетельствует о его глубокой прозорливости, о его ду­ховной эволюции, направленной на служение людям. Ибо спасти памятники ку­льтуры – это значит спасти человеческие души, не дать убить человека в челове­ке... Сохранить памятники культуры для будущих поколений – это значит зало­жить фундамент нравственности для их духовной жизни. Опираясь на принципы Красного Креста, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране ку­льтурных ценностей, получившего известность как Пакт Рериха. Это начинание было горячо поддержано в самых широких кругах мировой общественности. В те­чение нескольких лет было проведено множество мероприятий и акций по прод­вижению идей Пакта. В результате Пакт Рериха был подписан в 1935 году госу­дарствами обех Америк и лег в основу Гаагской конвенции 3954 года о защите ку­льтурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

В своем обращении в связи с Пактом Н.Рерих, в частности, писал: " Мы опла­кивали библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смя­тений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто: " Разруше­но человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою". Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и но­вые множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены.

Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные ме­ры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия... С этой целью проект Международного мирового договора, охраняющего все сок­ровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен нашим музеем иностранным правительствам. По этому проекту... должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений че­ловеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почи­таем как международная нейтральная территория".

Весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Рерих называет предло­женный им флаг " Знаменем мира".

Рерих считал, что его пакт будет действовать не только во время войны, а пос­тоянно, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов против памятников культуры.

 

В настоящем сборнике в хронологическом порядке собраны статьи, эссе, за­метки, тексты выступлений в различных собраниях, отражающие деятельность Н.К.Рериха по пропаганде и защите архитектурных памятников Руси, охране ис­торического пейзажа, борьбе за сохранение и правильное развитие историческо­го и художественного облика русских городов. В подборку не вошли такие круп­ные статьи, как " По старине", " По пути из варяг в греки" и некоторые другие ра­боты, достаточно известные сегодня по публикациям в различных сборниках. Большая часть приводимых нами работ публиковалась лишь однажды при жизни автора в периодических изданиях и впервые включается в сборник. Некоторые статьи вообще не были опубликованы ранее.

Сегодняшняя ситуация с охраной и реставрацией памятников в нашей стра­не свидетельствует о том, что поднимавшиеся Рерихом проблемы ныне столь же актуальны, как и прежде. И потому наследие замечательного художника, стояв­шего у истоков дела охраны памятников русской старины, представляет для нас особую ценность. Недаром выдающийся деятель и подвижник русской реставра­ции П.Д.Барановский, по свидетельству его дочери Ольги Петровны, боготворил Рериха и вел в своем тщательно отобранном архиве большой отдельный фонд рериховских материалов.

Пусть же вновь прозвучит в России завет ее великого мастера:

" Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего".

Д.Н.Попов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал