Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пять лет на большой дороге






 

НЕУЛОВИМАЯ БАНДА

 

Летом 1920 года на Якутском и Верхоленском трактах стала пошаливать банда. Она грабила крестьянские обозы, отбирала скот, убивала местных жителей. Несколько раз сотрудники угрозыска организовывали засады и облавы, но их усилия оказались безрезультатными. Удалось только установить главаря бандитов – Сеньку Черных и его подельщиков – Игнашку Щербакова, Петра Волкова, Комарова и Антипина. Почти три года они оставались недосягаемы для милиции. И вот в середине августа 1923 года ими был совершен очередной налет. На седьмой версте от Иркутска они убили бурята-скотовода, ранили второго, забрали у них семь коров, двух лошадей с повозками и угнали скот в тайгу.

Отряд сотрудников угрозыска из двенадцати человек, двигаясь по следам банды, окружил её в тайге, но бандиты, отстреливаясь, ушли в чащу, оставив в лагере скот и повозки. Вскоре они объявились в деревне Горяшино, где ограбили дом крестьянина, забрали все его имущество и четырех лошадей с упряжью.

Один из членов банды – Антип, добравшись до поселка Иннокентьевск, заночевал на постоялом дворе. Там его и арестовали. Когда бандита доставляли в сельсовет, он вдруг выхватил из кармана горсть табака и, швырнув его в глаза конвоиру, бросился убегать, но все же был убит выстрелами из браунинга конвоира. Его труп выдали родственникам, которые организовали в городе пышные похороны бандита, собравшие около сорока человек уголовной братии. Во время похоронной процессии сотрудникам губЧК удалось задержать самого Семена Черных, тоже пришедшего проводить своего подельника в последний путь.

 

КОНЕЦ СЕНЬКИ ЧЕРНЫХА

 

Заточенный в Александровский централ, Сенька Черных умудряется бежать из тюрьмы и вскоре снова сколачивает банду из двенадцати человек, куда кроме его прежних дружков, входят новые люди. Он сажает их на краденых лошадей, и теперь этот конный отряд наводит ужас на жителей окрестных деревень. Ворвавшись в Хомутово, бандиты забирают с молодежной вечеринки несколько девушек, увозят их на заимку и, изнасиловав их всех, отпускают. Вскоре ими ограблен дом цыгана Матусевича в пригороде Иркутска. В июне 1923 года банда появляется на Белом Ключе, куда выехали служащие иркутских учреждений позагорать и отдохнуть. Черных и его люди раздели всех отдыхающих догола, забрали их одежду, продукты и с гоготом ускакали. Через сутки они выехали к железнодорожной станции на Большой Речке. На свою беду в это время на станции оказалась председатель месткома губисполкома Смыкова. На вопрос главаря, кто она такая, женщина с достоинством назвала свою должность. Её тоже изнасиловали всей бандой, хотели забрать с собой, однако проходящий поезд спугнул их, и бросив полуживую жертву, преступники скрылись в лесу.

Спустя несколько дней они в 18 верстах от Иркутска разобрали железнодорожный путь, чтобы организовать крушение товарного состава. В этой катастрофе погибли машинист поезда и его помощники, а банда, загрузив на подводы товары из вагонов, среди которых было несколько десятков ящиков с чаем, опять растворилась в тайге.

Неизвестно, как долго она могла бы бесчинствовать в округе, если бы не одно происшествие. Ворвавшись и ограбив дом очередного богатого крестьянина, бандиты среди прочего добра забрали у него прекрасное охотничье ружье ручной работы. Черных на правах атамана завладел красивым трофеем и, приказав поджечь дом, расположился на груженой подводе. В пути подводу случайно тряхнуло, и от удара раздался случайный ружейный выстрел (ружье оказалось заряженным). Часть дробового заряда вошла бандиту в бедро, рана стала гноиться, и его пришлось срочно везти в землянку лесника на Пивовариху, где Сенька, наточив перочинный нож, сам вырезал из раны несколько дробин. Оставив атамана, его люди уехали на свою таежную базу. А вскоре землянку лесника окружили сотрудники угрозыска, получившие сведения о передвижении бандитов. Внезапно выбив дверь, милиционеры увидели атамана, лежащего на большом сундуке. Скатившись к стене со своей лежанки, Сенька выхватил обрез. Но десяток пуль, прошивших сундук насквозь, навсегда успокоили этого безжалостного и хладнокровного бандита.

 

С НОВЫМ АТАМАНОМ

 

С потерей главаря в банде началась грызня за власть, захватить которую удалось волевому, физически очень сильному и ловкому Игнатию Щербакову, застрелившему двух своих конкурентов. Новую базу Игнашка оборудовал в лесной чаще за Плишкинской заимкой, где между двух скал бежал холодный ключ. В этом ключе был сделан специальный поток, нечто вроде холодильника, где хранилась провизия. Многих охотников, грибников и ягодников, случайно забредших в это логово, порешили бандиты, но душа их требовала праздника. И вот в середине 1925 года один из них – Федор Комаров задумал жениться. Он сосватал связанную с бандой сбытом награбленных вещей Антонину Серышеву. Для свадебного пира было нанято просторное подвальное помещение в доме тетки Ковалевой, жившей в Иркутске на улице Щаповской. Стол ломился от изобилия дичи, мяса, различных напитков. Кутеж был в разгаре, когда дом оцепили сотрудники губрозыска, узнавшие от осведомителей, что на Щаповской гуляет какая-то подозрительная публика.

Увидев на пороге вооружённых людей, Щербаков выхватил револьвер и, отстреливаясь, выпрыгнул в окно, прорвал редкое милицейское оцепление и ушел, убив двух сотрудников. Остальные члены банды, включая жениха и невесту, были арестованы. Здесь же, во дворе, стояли три воза с награбленными вещами, было изъято много винтовок и охотничьих дробовиков. Все преступники были позже приговорены к расстрелу или ссылке. Не избежал этой участи и самый молодой соратник Сеньки Черныха тринадцатилетний Макарка.

 

ПО СЛЕДУ ВОЛКА

 

Оставшись без своих людей, Игнатий Щербаков нашел старую знакомую по прежним делам воровку Малышиху, которая тоже скрывалась от угрозыска и всегда носила при себе два нагана. Сам Игнатий был вооружён обрезом, наганом и гранатой.

В сентябре 1925 года иркутские сыщики получили сведения, что Игнашка скрывается в доме на окраине Рабочего предместья, куда спешно был направлен конный отряд милиции. Прождав в засаде у дома некоторое время, милиционеры увидели, что из дома вышла хромая сгорбленная старуха с корзиной и клюкой. Малышиха оказалась хорошей актрисой, но её уловку все же раскусили и задержали.

Сам Игнатий, учуяв опасность, опять ушел. Болотами он добрался до тракта, вскочил в телегу ехавшего мимо крестьянина и под револьвером заставил его погонять лошадь. Когда конные милиционеры догнали подводу, удивленный возница объяснил им, что он и сам не заметил, когда спрыгнул с телеги его опасный пассажир. Конники постояли, покурили, поругались, не ведая, что бандит притаился в десяти шагах от них под обрывом и слышит их разговор, готовый дорого продать свою шкуру.

Очередное сообщение осведомителя поступило в угрозыск спустя месяц после этих событий. По его данным, Щербаков собирался ограбить кассира центральной кассы и убраться из города, а сейчас находится в доме Яшки-хохла на Матрешинской.

На этот раз сыщики действовали осторожно. Они послали в дом этого самого осведомителя с тем, чтобы, если Игнатий внутри, он подал условный знак. Посланный человек вскоре вышел из дверей дома и, как было условлено, снял шапку. Значит, бандит в доме!

Через дверь предложили Щербакову сдаться, но в ответ раздались выстрелы из обреза. Милиционеры тоже открыли огонь по окнам. Вокруг дома быстро росла толпа зевак. Вызвали начальника уголовного розыска, чтобы он дал разрешение на применение гранат. Тот ответил, что ему нужно разрешение прокурора. Не дожидаясь, пока начальство раскачается, сыщики забросили одну гранату в окно, две другие – в двери. После взрыва из дома выскочил Яшка-хохол с выбитым осколком гранаты глазом и следом раздался крик Щербакова: «Ну, хватит, сдаюсь!»

– Сдаешься – тогда выходи с поднятыми руками!

– Не могу, я ранен, – хрипел бандит.

Ворвавшись в дом, милиционеры выволокли на крыльцо истекающего кровью Игнашку. Правые рука и нога его были перебиты взрывом, поэтому его пришлось везти в больницу.

Врачи ампутировали ему руку и ногу, вылечили, а вскоре суд вынес обычный по тем временам приговор – расстрелять.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал