![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свобода
Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим; см. Атеизм, Детерминизм, Первородный грех, Целесообразность, Индетерминизм, Либерализм. Доказательство реальности свободы как таковой проводится онтологией в учении о слоях, в психологии - анализом оскорбительной для нормального человека характеристики его как " невменяемого", т.е. как такого человека, который не может отвечать за последствия своих действий, т.к. он несвободен. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии - Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх - страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т. о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, т.е. выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, т. к. он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается.
Свободный человек — тот, который существует ради себя, а не ради другого. Аристотель, «Метафизика» Чем больше привычек, тем меньше свободы. Те, кто готов пожертвовать неотъемлемой свободой ради временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности. Свобода никогда не выходит из моды. За деньги мы вынуждены платить свободой. Глоток свободы можно не закусывать. Полная свобода возможна только как полное одиночество. Свобода велика настолько, насколько длинна цепь. Тот, кто отдаёт свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого. Кто лижет зад, тот знает вкус свободы. Если вы свободу не чувствуете, значит, она у вас есть. Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы. Очень трудно, но важно – любить и запрет, и свободу. Раб мечтает не о свободе, а о своих pабах. Свобода – это не обязательно жизнь. Свобода – душа всего, без тебя всё мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но [законам] не рабов. «Добровольное рабство - это ещё не свобода». «Свобода – это грех». «Свобода человека остаётся неполной до тех пор, пока его потребностями управляют другие». «Свобода – круглая пробка в квадратной дыре». «Секрет свободы в том, чтобы эмигрировать не один раз, а постоянно, перманентно эмигрировать – увиливать от окончательных формулировок собственной жизни». «Я ценю красоту вещей, но предпочитаю смотреть ни них в музее. Мне нравится мысль о том, что мне ничего не принадлежит; она даёт мне подлинное ощущение свободы». «Свобода делать всё, что хочу, – это не свобода, а рабство. Свобода от греха. Нужно постоянно «чистить» себя, видеть собственную гадость». «Нужно свободы, доходящей до безумия, до безрассудства, чтобы начать так творить». «Если хочешь быть свободным, учись жить просто». «История мира – это не что иное как развитие идеи свободы». «Никогда и ничего не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!» «Нет» ведёт к свободе». «Свобода – это когда забываешь отчество тирана». «Свобода не обогащает». «Глоток свободы можно и не закусывать». «Если предложить людям выбор между свободой и сэндвичем, они выберут сэндвич». «Если свобода для чего и нужна, так это для того, чтобы говорить другим то, чего они не хотят слышать». «Независимость» и «свобода» есть два пустых места». Мы свободны – и потому ответственны. «Ничто не свободно так, как мысль человека». «Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах». Только внутренне свободный человек может и сам посмеяться над собой, и другим дать над собой посмеяться. Нет ограничения мысли, но есть ограничения в поведении. «Не неравенство тягостно, а зависимость». «Если ты даже пробьешь стену головой: что ты будешь делать в соседней камере?» «Слышать значит повиноваться». «Убеждён, что лагерь – весь – отрицательная школа, даже час провести в нём нельзя – это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать». Свободный человек от раба обстоятельств отличается тем, что не сетует на обстоятельства, а принимает их как испытание. Человек не должен ни от кого зависеть – даже от того, кто ему помогает. Ты свободен – вини во всём только себя. Жажда зависимости сравнима с жаждой независимости. Даже когда рот закрыт, вопрос остаётся открытым.
|