Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободный человек






Лучшее, что мы можем сделать по отношению к окружающим — показывать им пример, как стоит жить. «Живи сам, и не учи других как жить», - это основной принцип, которым руководствуется свободный человек. Что значит «живи сам»? Живи, а не существуй. Живи полной, яркой, насыщенной жизнью. А для этого — признавай, что твои цели, ценности и желания обладают ценностью и заслуживают реализации. И не просто мечтай, а пользуйся всеми своими способностями для того, чтобы мечты стали реальностью. «Живи сам» - это значит никому не вручай бразды правления своей жизнью, не позволяй думать и решать за тебя, умей сказать «нет» как открытому давлению, так и скрытой манипуляции.

«Давай жить другим» - это значит, относись к другим как к свободным. Позволяй им жить так, как они считают нужным. Не вмешивайся в чужие дела, не учи людей жизни, не нагружай их обязательствами и не ставь в зависимость от себя. Даже если свободному человеку не нравятся ценности окружающих, он не навязывает им свои ценности или свою точку зрения на мир. Они идут своим путем, учатся познавать мир и выстраивать отношения с ним — зачастую, методом проб и ошибок. Наши советы и предостережения не всегда уместны, потому что лучшие уроки человек всегда извлекает из собственного опыта. Особенно они не уместны по отношению к людям, с которыми нас не связывают отношения доверия и взаимного уважения.

Лучшее, что мы можем сделать по отношению к окружающим — показывать им пример, как стоит жить. И это дает повод задуматься: а есть ли в нас нечто, достойное подражания? Или же мы не можем предложить людям ничего, кроме раздутого самомнения?

Свободный человек видит в «иных», отличающихся от него людях, не источник опасности или проблем, а возможность обогатить свою жизнь через общение и сотрудничество. Он свободен от предвзятости, готов смотреть и слушать, перенимая все полезное и ценное для себя. Это не означает готовность соглашаться со всем — как мы уже заметили выше, у него есть свои цели, ценности и желания. Но он открыт для новых идей и контактов — и поэтому способен добиться больших результатов чем предвзятый и ограниченный человек, который постоянно колеблется между попытками влезть в чужие дела и отгородиться от мира каменной стеной.

Свободный человек совершает добрые поступки по зову сердца, ради чувства внутреннего удовлетворения. В нем нет скрытого желания получить что-либо взамен, пусть даже благодарность или уважение. Он не делает других своими должниками и не пытается привязать их к себе.

Свободный человек убежден, что большинство спорных вопросов можно решить путем переговоров. Есть решения, которые учитывают интересы всех вовлеченных в ситуацию сторон — и он готов тратить время и силы на поиск таких решений. Если ему необходима помощь других людей, он не прибегает к угрозам или обману для того, чтобы ее получить. Он ищет возможность заинтересовать окружающих в конкретном деле, увлечь их — таким образом, чтобы они осознали свою пользу.

 

08.02.2009

Однажды Павлик пришел на кухню и спросил маму:

— Мам, а я свободный человек?

Мама улыбнулась и ответила:

— А ты сам как думаешь?

Павлик задумался и почесал затылок. Мама почти всегда возвращала ему вопрос, если тот требовал рассуждения.

— Наверное, свободный. Мне не надо, как папе, ходить на работу, где его ругает начальник. Мне не надо мыть полы дома и готовить еду.

Мама подняла крышку со сковороды и помешала картошку. Она внимательно слушала рассуждения Павлика.

— Но я должен ложиться спать в девять, убирать игрушки и ходить в садик, даже если не хочу. Получается, я не свободный?

— Каждый человек свободен и одновременно несвободен. Всегда есть что-то, что мы должны делать, даже если не хотим.

— Но ты ведь отпускаешь меня гулять с ребятами, хотя можешь и не пускать. Значит, ты меня не ограничиваешь?

— Да, потому что ты ведешь себя хорошо, и соблюдаешь правила, принятые в нашем доме.

— Значит, я свободный человек?

— Поразмысли над этим, хорошо? Потом расскажешь.

Вечером, когда папа пришел с работы, вся семья села ужинать. Павлик был необычно задумчив, и, пока он мыл руки, мама рассказала папе об их разговоре. Папа тоже улыбнулся, как мама утром — он любил, когда Павлик задает подобные вопросы.

Павлик молчал весь ужин, только когда стали пить чай, он подал голос:

— Я думал весь день.

Папа и мама переглянулись. Они были рады, что Павлик пришел к какому-то решению. А Павлик сказал:

— Я понял. Свободный человек — это не тот, который делает, что хочет и когда хочет, а тот, которому не запрещают что-то делать. Тогда он сам поступает правильно.

 

Часть первая. Мировоззрение, цели и ценности
СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ Человек свободный. Манифест газеты " Первое сентября" Высшая ценность Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта – но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни. Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален. И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности. Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода. Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: человека свободного.   Что такое свобода? Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов. Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней. Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается? В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах. Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни. В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ. Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил. Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны. Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются. Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.   Что такое внутренняя свобода? Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен. От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. Можно сказать так: в нем свободно человеческое. Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно. Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание. Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек? От совести.   Что такое совесть? Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро. Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей. Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее. Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании. Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.   Свободный ребенок Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить. Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, – но че-ловек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием. Цель – воспитание свободного – определяет все формы, способы и методы общения с детьми. Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране. Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны. Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно. Тут проходит граница двух подходов в воспитании. Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, – любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым. Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.   Свободный учитель Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами. Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один – воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек. Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.   Свободная школа Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе. В свободной школе – свободные дети и свободные учителя. Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим. Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю. В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей. Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, – и потому в школе поддерживается дух справедливости. Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными. У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их. Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью. Именно в такой школе дети обретают смысл жизни. Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу – свою и каждого человека.   Путь к воспитанию свободных Свобода – это и цель, и дорога. Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели. Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей? Если я принуждаю их к чему-то – ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине? Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе. Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя – и свобода сама собой приходит в класс. Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе. Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?   Что значит быть свободным человеком? Рубрика: Психология Бизнеса

«Свобода - это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным - значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода!» [Жан де Лабрюйер]

Несколько дней назад по российскому телевидению показывали двухсерийный документальный фильм о жизни и судьбе американского президента Франклина Делано Рузвельта. Рузвельт внес неоценимый вклад в экономическое и политическое процветание США. Благодаря его реформам Америка преодолела Великую экономическую депрессию. Именно при Рузвельте были заложены предпосылки современной экономической мощи Соединенных Штатов.

Когда Америка и весь западный мир оказались на грани глобального экономического, социального и демографического кризиса, Рузвельт говорил о том, что корнем фашистской и советской диктатуры является повсеместная нищета граждан. Рузвельт утверждал, что материально необеспеченный человек не может быть идейно свободным. Подумайте сами, уважаемые читатели, разве это не так?

Такой человек будет склонен подчиняться диктаторам. В его мышлении, как правило, отсутствует объективность и здравый смысл. Такой человек, как правило, становиться жертвой идеологических и политических манипуляций. Самые низшие, обездоленные слои общества дают почву для становления таких диктаторских политических режимов. Опираясь на бедные слои общества, пришли к власти Ленин, Сталин, Муссолини, Гитлер.

Не сомневаюсь, что эту истину осознают и понимают современные политики и общественные деятели, поэтому стремятся создать необходимые условия для экономического развития и процветания своей нации. Можно с уверенностью утверждать, что проявление национализма, которое мы иногда наблюдаем в нашем российском обществе и которое за последние годы усилилось, является свидетельством плачевных материальных условий жизни некоторой прослойки россиян.

Однако при этом человек в современном цивилизованном государстве, в том числе в России, вовсе не умирает с голоду и не замерзает на улице от отсутствия крова, как было во времена Великой депрессии при Рузвельте. Для современного человека в материальном отношении первоочередные потребности – в еде, в жилье, в необходимых материальных благах – удовлетворены.

Конечно, уровень материального благосостояния – это понятие относительное, но, тем не менее, мы, повторяю, мы не умираем от голода и холода! Думаю, никто из читателей не сомневается в том, что экономические достижения цивилизованного мира за последние полвека значительно возросли.

Конечно, В России период возможности частного экономического преуспевания короче, чем на Западе. Но это не меняет общей картины. Любой человек, устроившись на любую наемную работу, даже не требующую сложной квалификации, может удовлетворить свои естественные материальные нужды.

А теперь давайте зададимся следующими вопросами: «Является ли современный человек, будучи в определенном отношении материально обеспеченным, действительно свободным? Видим ли мы в нашей современной жизни подтверждение слов Франклина Рузвельта? Стал ли человек, удовлетворив свои первоочередные материальные нужды, идейно и психологически более свободным, чем раньше?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала должны задаться другим вопросом: «А что значит быть свободным? Что означает свобода для каждого отдельного индивида?»

Я думаю, Вы согласитесь, что личная свобода означает, в первую очередь, свободу занятости. Да, в самом деле, разве может быть человек лично свободным, если он не свободен заниматься тем, что ему нравится? Итак, личная свобода предполагает свободу в выборе деятельности, а также свободу распоряжаться своим временем и своими усилиями, не так ли?

Давайте посмотрим, является ли этой точки зрения типичный гражданин России свободным? На мой взгляд, нет… С момента взросления и до конца своей трудовой деятельности человек сталкивается с необходимостью делать то, что навязывает ему социальная структура того общества, в котором он живет!

Система образования предлагает человеку те специальности, знания и вакансии, которые соответствуют потребностям рынка, частного или государственного капитала, но вовсе не интересам самого человека. Перечень рабочих вакансий, который человеку предлагается на рынке труда также не зависит от свободного желания или волеизъявления человека.

Чтобы достойно жить и не умереть с голоду, человеку приходится выбирать то, что от него требует рынок, большой капитал. В результате становится модно быть бухгалтером, экономистом, юристом и так далее. Те же области знаний, которые могут быть на самом деле глубоко интересны человеку, но оказываются далеко не «популярными» на рынке труда, автоматически попадают в «черный список».

«Невыгодно», а значит, неперспективно, заниматься социологией, психологией, культурологией, философией, литературой и т.п. Поэтому ей никто этим не стремиться заниматься. Поэтому большинство студентов, обучающихся на данной специализации, никак не связывают свое будущее с этими областями знаний.

Социально-рыночная структура непосредственно диктует человеку выбор его деятельности, интересы, моду, профессию! Человеку кажется, что на него никакого влияния извне не было, что, якобы, он сам, исходя из своих внутренних побуждений, выбрал тот или иной род деятельности. Глубокое заблуждение!

На самом же деле, если поглубже осознать социально-рыночную ситуацию, то становится очевидным, что ни о каком свободном выборе не может быть и речи! Люди выбирают лишь из того, что им предлагает рынок. Можно ли в таком случае говорить о свободе занятости? Разумеется, нет.

Если человек был бы действительно свободен (а свобода является одним из ключевых признаков «сильной личности»), то он придумал бы сам для себя занятие, профессию, сам для себя составил бы график занятости, поставил бы сам для себя цели деятельности, продумал бы сам пути их реализации и сам бы обеспечил коммерческий успех этой деятельности.

Много ли мы видим людей, осуществивших вышеперечисленное или хотя бы пытающихся это осуществить? Думаю, Вы согласитесь, что очень мало (по сравнению с общим числом населения). В основной массе люди лишь думают, что являются свободными и принимают самостоятельные решения.

Например, любой наемный работник полагает, что у него есть свобода выбирать работодателя, условия и график работы. Но при этом, совершенно выпускается из виду, что он в любом случае должен наниматься, а значит, продавать свое время и своё труд в угоду интересам и целям работодателя.

Может ли такой человек выбрать цели, график и условия работы, несоответствующие интересам работодателя? Разумеется, нет. Эти условия ему просто навязаны. В этом и заключается его несвобода. Чтобы быть свободным, человеку необходимо в полной мере самостоятельно распоряжаться своими силами и своими способностями.

Человек, который осуществить это не может, но при этом считает себя «свободным», напоминает посетителя столовой, который может выбрать только те блюда, что ему предлагают сегодня на обед, и при этом он искренне верит, что он питается так, как его душе угодно, даже не осознавая, что весь его, якобы, «свободный выбор» ограничен перечнем блюд в меню данной столовой.

Что же нужно для того, чтобы стать свободным человеком? Из всего вышесказанного следует, что для того, чтобы быть свободным человеком, вовсе недостаточно быть материально обеспеченным, как утверждал президент Рузвельт. Для этого, помимо материального достатка, требуется осознание той социально-психологической ситуации, в котором находится человек в современном обществе. Требуется осознание тех внешних сил, которые пытаются воздействовать на человека, и освобождение от влияния этих сил.

Важно осознать, что общество с рыночной экономикой направленно на эксплуатацию человека человеком, эксплуатацию его труда, его энергии и времени. Я не являюсь коммунистом, однако было бы глупо не понимать, что вся идеология капиталистической экономики основана на принципе эксплуатации. Всё в этой системе служит интересам абстрактного капитала, превращая людей в безропотных марионеток, служащих интересам системы.

Любой работодатель хоть мелкой фирмы, хоть крупной корпорации пытается выжать из своего наемного работника как можно больше эффекта при минимуме затрат на его содержание. И чем больше организация, тем более обезличенным становятся отношения между нанимателем и работодателем.

Человеческих или товарищеских отношений между новым сотрудником и работодателем в крупной организации уже практически не существует. Каждый сам за себя, каждый отвечает за свой маленький кусочек работы и практически не видит общей картины, общего результата труда. Человек имеет отношение с большой, холодной бюрократической машиной, которая «плевать хотела» на каждого отдельно работника в частности и на всех сразу одновременно.

Человек становится придатком бюрократической структуры, он становится её частью, и уже не может быть жить без неё. Он не чувствует себя целостной, самодостаточной личностью. Он отождествляет себя со «своей» организацией, чувствуя в глубине души, что он всего лишь винтик, шурупчик в этом экономическом молохе и что лучше жить по его законам, а иначе – смерть, пустота, потеря чувства «себя самого».

Наёмная форма труда – это не более чем эволюционировавшая система эксплуатации при рабовладельческом строе. Рабовладелец обязан в определенной мере заботиться о физическом и моральном состоянии своего раба. Он кормит его, обеспечивает всем необходимым, иначе раб не сможет выполнять свои производственные функции.

Также и работодатель в капиталистической системе. Он заботится о том, чтобы наемный работник имел приемлемый уровень жизни, не нуждался в необходимых благах, был в хорошем распоряжении духа, укреплял с помощью разного рода социальных гарантий уверенность в завтрашнем дне.

Посмотрите внимательнее, раб нового индустриального общества может радоваться своим социальным завоеваниям, ведь о нем заботятся как никогда прежде! В нем поощряют чувство собственной значимости, раздувают его гордость от факта принадлежности к компании, в которой он работает. Его холят и лелеют, ему льстят, говоря, что он вовсе не последний человек в организации.

Миллионы людей утром стекаются на предприятия и в учреждения, делают одну и ту же стандартную работу в стандартном ритме, по стандартным методикам, а вечером устремляются обратно, смотреть стандартные развлекательные передачи и слушать стандартную музыку. Работай, потребляй, радуйся жизни и не задавай лишних вопросов! Какие проблемы? Никаких проблем!

Стандартизированная работа, стандартизированные вкусы, стандартизированные потребности, стандартизированный стиль жизни. Какие проблемы? Никаких проблем! «Работай лучше, потребляй больше, и ты будешь счастлив» – такова философия современного раба.

Только все это не меняет сути, так как раб в психологическом смысле остается тем же рабом, что и был прежде. Но только сейчас, в отличие от рабовладельческого строя, это рабство добровольное… Но что значит «добровольное»? Мы уже выяснили, что такой человек несвободен, что у него только лишь иллюзия выбора. Стало быть, он не может в полном смысле слова что-то решать насчёт себя «добровольно».

Причина того, что человек не может перестать быть психологическим рабом заключается в том, что такой человек живёт в иллюзиях, навязанных ему верхушкой системы. Люди, принадлежащие верхушке общества, сознательно или несознательно навязывают эти иллюзии, чтобы иметь возможность эксплуатировать «человеческий капитал».

Наёмный работник нередко выжат и психологически опустошён после рабочего дня, слово донор после сдачи крови, а в голове его безыдейная пустота. Он устремляется домой и думает только о том, чем же заполнить свой вечер? Как же убить время до завтрашнего дня, когда он снова ощутит себя частью большого неподвластного ему организма, которым является его предприятие и учреждение?

Беда любого наёмного работника заключается в том, что он полагает, будто его наёмная работа удовлетворяет его основную потребность - потребность в пропитании и потребность в принадлежности к чему-то. Да, наёмная работа решает эти проблемы, но какой ценой! Человек должен отказаться от самого себя, от раскрытия своих собственных интересов, от трудностей своего собственного пути, от возможности развиться, почувствовать свои собственные силы.

Наёмный работник думает, что он уберёг себя от проблем и надёжно защищён. Но так ли это? Защищён ли он на самом деле? От чего он вообще защищён? От необходимости творческих поисков? От необходимости принимать решения и отвечать за них? От возможных ошибок и неудач в деле? Конечно же, он «защищён» от этого… Но не кажется ли Вам, что потребность в такой «защите» окончательно и бесповоротно закрывает для этого человека возможность стать поистине свободным и самостоятельным?

Таким образом, мы приходим к единственному выводу – чтобы быть в полной мере свободным, мало быть сытым. Даже хорошо зарабатывать недостаточно. Важно быть творчески-деятельным человеком! Стремиться к этому, учиться этому и использовать все возможности для движения в этом направлении. Только такого человека можно смело и уверенно назвать «человеком свободным».

Типичный наёмный никогда работник не ставит и не задает себе три ключевых экономических вопроса, сформулированных ещё классиками экономической теории: «Что производить? Как? Для кого?» Наёмный работник не может стать центром производства какого-либо блага (вещественного либо нематериального). Именно поэтому всё, что он может сделать, это стать винтиком, инструментом в чужом производстве, в чужой системе.

В гуманистическом отношении эти вопросы – Что производить? Как? Для кого? – очерчивают важнейшую человеческую проблему – проблему самоопределения человека в жизни, нахождения своего дела, раскрытие его внутреннего потенциала, а также искусства установления гармоничных, равноправных партнерских отношений с другими людьми.

 

ГЕТЕ РАЗНЫЕ ЦИТАТЫ

Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него

В глубине человека заложена творческая сила которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом.

В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее

Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушите:
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать.

До тех пор пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах... На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!

Если твое сердце и твой ум беспокойны, чего же тебе больше? Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.

Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой

Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их.

Мы должны быть ничем, но мы хотим стать всем.

Мы не получаем полного осознания истины, как при божественном откровении. Мы воспринимаем ее лишь через отражение событий и символов, единичных и взаимосвязанных. Мы воспринимаем ее как некую непостижимую для нас сторону жизни и не можем избавиться от желания ее постичь.

Отличительное свойство человека - желать непременно все начинать сначала...

Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.

Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей, которые каждый себе указывает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал