Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические права человека в Конституции РБ.






Основы идеологии белорусского государства

Вопросы к зачету

1/Понятие идеологии. Предмет, функции и структура идеологии белорусского государства. Идеология – это своего рода среда, ― подпитка‖ центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок. Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает территориальную целостность, национальную безопасность, экономическое благосостояние. Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития. Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

Теоретико-методологический (базис системы). Цель - определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;

2) процессуальный (" Вход" в центры принятия идеологических решений). Цель - определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;

3) институциональный (" Центры принятия идеологических решений"). Цель - определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия;

4) инструментальный (" Выход" в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель - определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

1.

2. Становление представлений об идеологии в западном и белорусском обществе. В развернувшейся дискуссии о путях дальнейшего развития белорусской государственности определились три концептуальных подхода. В геополитическом отношении, действительно, у Беларуси три пути развития. Их сущность можно свести к следующему. Первый подход — совершенствование существующей суверенной белорусской государственности в границах воссоздаваемого в новой форме союзного государственного образования, где Беларусь должна сыграть важную историческую миссию на нынешнем этапе славянской истории, и, естественно, на этой основе обеспечить свой всесторонний прогресс. Второй подход — узаконить национальную государственность белорусского народа в ее так называемой " адраджэнчаснай" интерпретации как единственно истинную. Смысл этого стремления части политической элиты сводится к поиску идеала белорусской государственности, которая бы соответствовала тем формам государственной жизни, существовавшим в далеком прошлом (примером такого государства представляется Великое княжество Литовское), то есть предпринимаются попытки воссоздать то, что исчезло в историческом потоке. И третий подход — превратить Беларусь в составной компонент Западной Европы, то есть взять за образец государственности какую-либо западноевропейскую страну и создать характерные для нее государственные структуры в Беларуси.(Что касается вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая, как государство, менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

3. Понятие патриотизма в системе ценностей белорусского народа. Патриотизм – любовь к родине – это еще один важнейший компонент идеологии государства. Он связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении многих веков и коренится в его национальной матрице. Через патриотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Ю.А.Гагарин говорил, что счастье – это тогда, когда у тебя есть Родина. Любовь к Родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо Родине, тогда плохо и человеку. «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответственным за социальное и государственное устройство. И где бы человек ни находился, Родина, как и мать, у него всегда одна.

4. Политико-правовой статус органов власти Республики Беларусь. Осoбеннoсти гoсударственнoгo стрoительства в сoвременных услoвиях oбусловливаются oбретением республикoй гoсударственнoгo суверенитета. Гoсударственный суверенитет oпределяется как такoе сoстoяние гoсударства, при кoтoрoм oнo самoстoятельнo oпределяет свoю внутреннюю и внешнюю пoлитикуВерховенство государственной власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, это, прежде всего, ее неограниченностьНезависимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Государственный суверенитет – основное условие международной правосубъектностиИменно народ конституирует (обязует, узаконивает) государственную власть (органы государства) и осуществляет контроль за их деятельностью. Для этого используются различные формы, в том числе перевыборы должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности; отзыв депутатов и др. Гoсударственный суверенитет, как былo заявленo в Декларации, утверждается вo имя высшей цели – свoбoднoгo развития и благoпoлучия, дoстoйнoй жизни каждoгo гражданина республики на oснoве oбеспечения права личнoсти в сooтветствии с Кoнституцией Республики Беларусь и ее междунарoдными oбязательствами. Гoсударственный суверенитет предпoлагает независимoсть гoсударства в прoведении внутренней пoлитики. Этo вoзмoжнo тoгда, кoгда власть егo распрoстраняется на всю территoрию. В этих целях в Декларации былo закрепленo, чтo земля, ее недра, другие прирoдные ресурсы на территoрии республики являются сoбственнoстью белoрусскoгo нарoда, кoтoрoму принадлежат исключительные права пo их владению, пoльзoванию и распoряжению. Республика самoстoятельнo устанавливает пoрядoк oрганизации на свoей территoрии oхраны прирoды, испoльзoвания прирoдных ресурсoв и oбеспечивает нарoду экoнoмическую безoпаснoсть. Республика самoстoятельна в oпределении правoвoгo режима всех видoв имущества. Демoкратичнoй явилась запись в Декларации o тoм, чтo важнейшим принципoм существoвания Республики Беларусь как правoвoгo гoсударства является разграничение закoнoдательнoй, испoлнительнoй и судебнoй властей. Гoсударствo мoжет функциoнирoвать и не oснoвываясь на этoм пoлoжении, oднакo oнo имеет фундаментальнoе значение для гoсударственнoгo стрoительства на началах демoкратии, уважения прав личнoсти, равенства всех перед закoнoм.

5. Конституционные основы идеологии белорусского государства. Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения. Любая конституция обладает совокупностью различных свойств – юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеет свою специфику. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституцииКак уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она – основной, первичный источник национального права. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз. Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношенийКонституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируется политический и социальный компромисс политической борьбы между различными силами общества. Как отмечается часто в литературе, в этом смысле Конституция является ― документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающим достигнутую степень развития общественных отношений, которые служат предметом ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс

Социально-экономические права человека в Конституции РБ.

Экономические, социально-культурные права, свободы граждан Республики Беларусь Экономические права признаются за человеком как участником экономической жизни общества. Социальные права закрепляют определенные формы поддержки человека со стороны государства и общества. Культурные права закрепляют возможность самореализации человека с сфере культурной и научной жизни общества. Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.13). Право на труд – ст.41. Государство запрещает принудительный труд, создает условия для полной занятости населения; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая
право на забастовку; утверждает право на защиту от безработицы. Право на отдых (ст. 43): установление 40-часовой рабочей недели, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и т.д. В ст. 32 Конституции закреплена общая норма о том, что брак, семья, материнство и, отцовство и детство находятся под защитой государства. Данная статья определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. К числу социально-экономических прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.47). Конституционно закрепляется право на жилище (ст.48). Оно включает защиту жилища, поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.45) Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.46). К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст.49). Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку. В соответствии со ст.51 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Обязанности граждан Республики Беларусь Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.Важнейшая обязанность гражданина – соблюдение Конституции и законов (ст.50). Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятельностью и образом жизни человек должен содействовать практической реализации принципов Конституции и положений действующего законодательства. Согласно ст.53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55). Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.56). Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась, а была конституционно закреплена с переходом страны к рыночной экономике. Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения – уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54). В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, услов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал