Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения. 24 страница
Затем Всевышний поведал о том, что абсолютно все люди взывают к Аллаху в надежде обрести благо и уберечься от зла, однако при этом они преследуют различные цели. Некоторые люди потакают своим низменным желаниям и просят для себя только мирских благ. В Последней жизни они будут лишены благого удела, потому что они сами отвернулись от Последней жизни, а их желания ограничивались только страстью к мирским благам и удовольствиям. Но есть люди, которые желают обрести благо как в мирской жизни, так и после смерти. Они просят Аллаха помогать им по всех начинаниях, связанных с их религией и мирской жизнью. Обе группы людей непременно получат то, что они заслужили и заработали. Каждый человек получит воздаяние, соответствующее его деяниям, намерениям и устремлениям. Для одних это воздаяние будет милостью, а для других – справедливостью, но в обеих случаях Всевышний Аллах будет удостоен за него самой совершенной похвалы. Этот аят свидетельствует о том, что Аллах принимает молитвы от всех молящихся, будь то мусульмане, неверующие или грешники. И если Аллах внимает мольбе человека, то это никоим образом не свидетельствует о любви Аллаха к нему или его близости к Господу. Об этом можно судить только тогда, когда Аллах помогает человеку совершать благодеяния во благо Последней жизни и выполнять предписания религии. Под добром в мирской жизни подразумеваются приятное и дозволенное пропитание, приобретенное честным путем богатство, праведная супруга, доставляющий радость ребенок, спокойная жизнь, полезные знания, праведные поступки и многое другое, что дозволено людям и угодно их желаниям. А под добром в Последней жизни подразумевается избавление от наказания в могиле, на ристалище после воскрешения и в Преисподней, а также обретение благосклонности Аллаха и вечного блаженства вблизи от милосердного Господа. Вот почему упомянутая в этом аяте молитва обладает глубоким и широким смыслом. Она является самой совершенной и самой предпочтительной молитвой, и поэтому Пророк Мухаммад часто повторял ее сам и призывал к этому других.
Всевышний повелел поминать Его в считанные дни, под которыми подразумеваются три дня ташрика, следующие за праздником жертвоприношения. Эти дни выделяются своими особенностями и достоинствами, поскольку в них паломники совершают оставшиеся обряды хаджа и являются гостями самого Аллаха. Именно поэтому в эти дни запрещается поститься, а поминание Аллаха в эти дни также превосходит поминание Его в остальное время. Пророк Мухаммад по этому поводу сказал: «Дни ташрика предназначены для еды, питья и поминания Аллаха». К поминанию Аллаха в эти дни также относятся молитвы, которые произносятся при бросании камешек, при жертвоприношении и после обязательных намазов. Некоторые богословы даже считали, что в эти дни желательно возвеличивать Аллаха так, как это делается в праздник жертвоприношения, и это мнение не представляется мне ошибочным. Затем Всевышний сказал, что если паломник торопится и покидает долину Мина до заката солнца на второй день, то он не совершает греха, хотя ему также позволено провести в долине Мина третью ночь и бросить камешки на третий день. Всевышний облегчил Своим рабам их обязанности и позволил самостоятельно выбирать между двумя дозволенными поступками. Но совершенно очевидно, что если оба поступка являются дозволенными, то паломнику предпочтительнее остаться в долине Мина третью ночь, поскольку таким образом он больше поклоняется Аллаху. Поскольку позволение выбирать между двумя упомянутыми выше обрядами может породить ошибочное предположение о том, что поступать таким образом разрешается и при других обстоятельствах, Всевышний Аллах сообщил, что греха не совершает только тот, кто выбирает между этими двумя предписаниями. Именно поэтому Аллах связал свое позволение с богобоязненными рабами, которые исправно выполняют повеления своего Господа и предписания паломничества. Если человек боится Аллаха при любых начинаниях, то он не испытывает стеснения ни при каких обстоятельствах. Если же человек испытывает страх перед Аллахом лишь изредка, то получает воздаяние, которое соответствует роду совершенных им злодеяний. Люди обязаны бояться Аллаха, выполняя Его повеления и избегая Его ослушания. Они должны знать, что Аллах соберет их вместе, и тогда каждый человек получит заслуженное им воздаяние. Кто исповедовал богобоязненность, тот получит от Аллаха вознаграждение, а того, кто не боялся своего Господа, подвергнут самому суровому наказанию. Знание о неизбежном возмездии является одним из важнейших факторов, способствующих богобоязненности и благочестию, и поэтому Аллах призвал Своих рабов знать и помнить об этом.
После повеления часто поминать Аллаха, особенно, в отведенные для этого часы и знаменательные дни, благодаря чему человек обретает добро и благо, Всевышний Аллах сообщил о людях, которые обратились в ислам на словах, но не подтверждают этого на деле. Их слова расходятся с делами, а ведь слово может и возвысить человека, и унизить его. Когда такой человек начинает говорить, он завораживает собеседников своими речами, и людям кажется, что его слова действительно являются правильными и полезными. Для большей убедительности он заявляет, что Аллаху прекрасно известно о том, что его истинные воззрения не расходятся с его словами, однако он является лжецом, потому что его слова расходятся с его делами. Если бы он говорил правду, то его слова совпадали бы с его поступками, ведь именно этим качеством выделяются правоверные, которые далеки от лицемерия. Именно поэтому далее Аллах назвал такого человека заядлым спорщиком. Если он вступает в спор или дискуссию, то фанатично отстаивает свои воззрения, не желает примириться с истиной и демонстрирует свои дурные качества, несовместимые с нравственным обликом правоверных, которые всегда отличаются простотой, покорностью истине и великодушием.
Он обольщает правоверных своим присутствием, но стоит ему расстаться с ними, как он начинает совершать грехи, тем самым распространяя на земле нечестие. Его грехи приводят к тому, что посевы, урожаи и домашняя скотина гибнут и перестают приносить людям былую пользу. Аллах не любит нечестия и самым неистовым образом ненавидит рабов, которые распространяют на земле нечестие, даже если они произносят прекрасные речи. Этот аят свидетельствует о том, что по словам человека нельзя судить о его правдивости или лживости, праведности или непорядочности, пока он не подтверждает свои слова деяниями. Из него также следует, что судьи должны обращать внимание на деяния свидетелей, поскольку отличить правдивого человека от лжеца можно только благодаря их деяниям. Также следует обращать внимание на их поведение и прочие детали, не обольщаясь их безосновательными утверждениями и самовосхвалением.
Всевышний сообщил о том, что грешник, который распространяет на земле нечестие, нарушая веления Аллаха, надменно отворачивается, когда его призывают исповедовать богобоязненность. Он не только продолжает ослушаться Аллаха, но и проявляет высокомерие перед искренними доброжелателями. Довольно с него геенны, которая станет обителью для каждого грешника и гордеца! Как же скверно это место, в котором царят вечное наказание, бесконечный ужас и беспредельная печаль. Участь грешников не будет облегчена, и они потеряют надежду на вознаграждение. Таким будет воздаяние за совершенные ими преступления. Упаси нас Аллах от такой судьбы!
Арабский глагол " шара" означает " продавать" и " покупать". Он относится к словам, имеющим два противоположных значения. В данном аяте он использован в значении " продавать". В таком же значении он использован в следующем высказывании Всевышнего: و َ ش َ ر َ و ْ ه ُ ب ِ ث َ م َ ن ٍ ب َ خ ْ س ٍ د َ ر َ ا ه ِ م َ م َ ع ْ د ُ و د َ ة ٍ و َ ك َ ا ن ُ و ا ْ ف ِ ي ه ِ م ِ ن َ ا ل ز ّ َ ا ه ِ د ِ ي ن َ «Они (братья Йусуфа) продали его за ничтожную цену – всего за несколько дирхемов» (12: 20). Этот аят ниспослан по поводу Сухейба б. Синана ар-Руми, которому язычники предлагали отречься от ислама. Об этом сообщили Ибн Аббас, Анас, Саид б. аль-Мусайаб, Абу Усман ан-Нахди, Икрима и многие другие богословы. Сухейб обратился в ислам в Мекке, и когда он собрался переселиться в Медину, люди помешали ему отправиться в путь вместе со своим богатством, но позволили ему уехать из города, отказавшись от всего имущества. Он отдал им свое имущество и избавился от их преследований, и тогда Аллах ниспослал обсуждаемый нами аят. Несколько сподвижников, в числе которых был Умар б. аль-Хаттаб, встретили его в местечке аль-Харра и сказали ему: «C выгодной сделкой! C выгодной сделкой!» Он ответил: «Пусть Аллах не делает убыточными ваши сделки! О чем вы?» Тогда они рассказали ему о том, что Аллах ниспослал откровение по его поводу. Передают также, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сделка Сухейба была выгодной». Абу Усман ан-Нахди рассказывал, что однажды Сухейб сказал: «Когда я собрался переселиться из Мекки к Пророку, курейшиты сказали мне: " О Сухейб! Когда ты приехал к нам, у тебя не было своего имущества. Неужели ты хочешь уехать от нас вместе со своим имуществом? Клянемся Аллахом, что ты никогда не сделаешь этого! " Тогда я спросил: " Скажите, если я отдам вам свое имущество, вы оставите меня в покое? " Они сказали: " Да". Я отдал им свое имущество, и они оставили меня в покое. Так я отправился в путь и прибыл в Медину. Узнав об этом, Пророк сказал: " Сухейб заключил выгодную сделку! Сухейб заключил выгодную сделку! "» Хаммад б. Салама рассказывал от имени Али б. Йазида, который рассказывал от имени Саида б. аль-Мусайаба, что несколько курейшитов стали преследовать Сухейба, когда он отправился к Пророку с намерением совершить переселение. Тогда он слез со своей верблюдицы, вытащил стрелы из колчана и сказал: «О курейшиты! Вы знаете, что я являюсь одним из лучших стрелков среди вас. Клянусь Аллахом, вы не доберетесь до меня, пока я не выпущу в вас последнюю стрелу из своего колчана. Но даже после этого я буду сражаться мечом, пока смогу держать его в руках. Делайте, что вам угодно, но если хотите, я расскажу вам, где спрятано мое богатство в Мекке, а вы оставите меня в покое». Они согласились на это, когда же Сухейб прибыл к Пророку, тот сказал: «C выгодной сделкой!» Он рассказал ему о том, что по его поводу было ниспослано обсуждаемое нами откровение. Однако большинство богословов считало, что это откровение ниспослано по поводу каждого бойца, который сражается на пути Аллаха, поскольку Всевышний также сказал: إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ا ش ْ ت َ ر َ ى م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ أ َ ن ف ُ س َ ه ُ م ْ و َ أ َ م ْ و َ ا ل َ ه ُ م ب ِ أ َ ن ّ َ ل َ ه ُ م ُ ا ل ج َ ن ّ َ ة َ ي ُ ق َ ا ت ِ ل ُ و ن َ ف ِ ي س َ ب ِ ي ل ِ ا ل ل ّ ه ِ ف َ ي َ ق ْ ت ُ ل ُ و ن َ و َ ي ُ ق ْ ت َ ل ُ و ن َ و َ ع ْ د ً ا ع َ ل َ ي ْ ه ِ ح َ ق ّ ً ا ف ِ ي ا ل ت ّ َ و ْ ر َ ا ة ِ و َ ا ل إ ِ ن ج ِ ي ل ِ و َ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ِ و َ م َ ن ْ أ َ و ْ ف َ ى ب ِ ع َ ه ْ د ِ ه ِ م ِ ن َ ا ل ل ّ ه ِ ف َ ا س ْ ت َ ب ْ ش ِ ر ُ و ا ْ ب ِ ب َ ي ْ ع ِ ك ُ م ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ب َ ا ي َ ع ْ ت ُ م ب ِ ه ِ و َ ذ َ ل ِ ك َ ه ُ و َ ا ل ْ ف َ و ْ ز ُ ا ل ْ ع َ ظ ِ ي م ُ «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (9: 111). В одном из сражений Хишам б. Амир бросился в гущу врагов, и некоторые мусульмане стали упрекать его за это. Тогда Умар б. аль-Хаттаб, Абу Хурейра и другие сподвижники возразили им и прочли обсуждаемый нами аят. Обо всем сказанном более подробно сообщается в толковании Ибн Касира.
Всевышний Аллах приказал правоверным принимать ислам целиком, выполнять все предписания религии и не отказываться от некоторых из них. Мусульманин не должен уподобляться тем, которые обожествляют свои собственные желания, выполняют Божьи повеления, когда они совпадают с их желаниями, и отказываются выполнять их, когда они не совпадают с их желаниями. Мусульманин обязан подчинять свои желания требованиям религии и совершать все праведные поступки, которые ему под силу. Если же он не способен выполнить часть предписаний, то он должен иметь твердое намерение выполнить их при первой представившейся возможности, и благодаря своему намерению он восполнит упущенное. Поскольку человек не способен принять ислам целиком, пока он не свернет с путей сатаны, далее Всевышний Аллах запретил правоверным следовать по стопам сатаны, совершая грехи и прегрешения, ведь сатана, будучи явным врагом человечества, повелевает людям творить только мерзости и предосудительные поступки и призывает их ко всему, что может причинить им вред. Однако человек не способен избежать ошибок и оплошностей, и поэтому далее Всевышний сказал:
Если вы допустите ошибку и совершите грех после того, как приобретете знание и обретете твердую убежденность, то знайте, что ваш Господь является могущественным и мудрым. Это откровение содержит суровое предостережение от ошибок и прегрешений, поскольку Аллах связал свое могущество с божественной мудростью. Если человек совершает прегрешение, то Аллах сокрушает его благодаря своему могуществу и подвергает его наказанию, руководствуясь своей мудростью, поскольку божественная мудрость требует наказания ослушников и преступников. От этого сурового и грозного предупреждения человеческая душа буквально уходит в пятки.
Неужели грешники, которые распространяют на земле нечестие, следуют по стопам сатаны и отбрасывают в сторону повеления Аллаха, не ожидают наступления Судного дня, когда люди получат воздаяние за каждое деяние? Ужасы и несчастья этого дня лишат покоя беззаконников, а злое возмездие со всех сторон окутает распутников. В этот день Всевышний Аллах свернет небеса и сравняет землю. В этот день осыплются небесные светила, а солнце и луна будут скручены. И тогда с небес спустятся ангелы, которые со всех сторон окружат земных тварей, после чего Всеблагой и Всевышний Аллах снизойдет, осененный облаками, дабы свершить справедливый суд над своими рабами.В этот день будут возведены весы и развернуты свитки, и тогда лица счастливых праведников посветлеют, а лица несчастных грешников почернеют. Праведники будут отделены от злодеев, и каждый из них получит воздаяние за совершенные им деяния. И тогда беззаконники станут кусать свои пальцы, поскольку им станет ясно, на что они себя обрекли. Этот и другие похожие аяты подтверждают правоту приверженцев Сунны и единой мусульманской общины, которые признают вознесение, нисхождение, пришествие и другие качества Аллаха, которыми Всевышний Аллах охарактеризовал себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник. Они признают очевидный смысл этих качеств в той форме, которая соответствует величию и совершенству Аллаха, не уподобляя Его качества качествам творений, не искажая их истинного смысла и не лишая их смысла вообще. Они не уподобляются джахмитам, мутазилитам, ашаритам и всем остальным еретикам, которые отрицают божественные качества и по этой причине предлагают рационалистические толкования коранических аятов. Подобные толкования совершенно не опираются на убедительные доказательства от Аллаха, подразумевают неспособность Аллаха и Его посланника разъяснить истину доступным способом и фактически означают, что узнать об истинных качествах Аллаха можно только из толкований рационалистов. Однако эти еретики не способны подтвердить свою правоту достоверными священными текстами. Более того, они лишены даже убедительных логических аргументов. Что касается священных текстов, то рационалисты признают, что очевидный и даже явный смысл священных текстов Корана и Сунны свидетельствует в пользу воззрений приверженцев Сунны и единой мусульманской общины. Они также признают, что для объяснения их ошибочных воззрений необходимо отвергнуть очевидный смысл священных текстов и изменить его посредством добавлений и убавлений. Безусловно, этим не может быть доволен человек, в чьем сердце есть хотя бы крупица веры. Что же касается логических аргументов, то здравый разум никоим образом не отвергает упомянутые выше божественные качества. Напротив, здравый разум свидетельствует о том, что способность к действию является более совершенным качеством, чем бездействие, и что деяния Аллаха могут быть связаны с Его божественной сущностью и с Его творениями. Совершенство может быть только таким, и если рационалисты полагают, что признание божественных качеств подразумевает уподобление Аллаха творениям, то мы должны сказать, что обсуждение божественных качеств подобно обсуждению божественной сущности. И если Аллах обладает божественной сущностью, которая не похожа на сущность творений, то нет ничего удивительного в том, что Аллах также обладает качествами, которые не похожи на качества творений. Божественные качества связаны с божественной сущностью, также как качества творений связаны с их сущностью. А это значит, что признание божественных качеств не означает уподобление Аллаха творениям. Мы также должны сказать каждому, кто признает одни божественные качества, отрицая другие, либо признает божественные имена и отрицает божественные качества, что логично либо признавать все имена и качества Аллаха, либо отрицать все божественные имена и качества, пытаясь опровергнуть самого Господа миров. Если же человек признает одни качества и отрицает другие, то его воззрения оказываются противоречивыми, и если он попытается объяснить, на каком основании он признает одни качества и отвергает другие, то ему не удастся этого сделать. Он может сказать: " Я признаю только те божественные качества, которые не подразумевают уподобление Аллаха творениям". Тогда приверженцы Сунны должны возразить ему: " Мы не считаем, что отвергаемые рационалистами божественные качества подразумевают уподобление Аллаха творениям". А если он скажет: " Я считаю, что признание таких качеств может означать только уподобление Аллаха творениям", – то любой еретик, который отрицает абсолютно все божественные качества, может возразить ему: " Я же считаю, что признание тобой некоторых божественных качеств также является уподоблением Аллаха творениям". И если он станет отвечать на возражения еретиков, которые отрицают абсолютно все божественные качества, то приверженцы Сунны таким же образом ответят на его возражения. Одним словом, если человек отрицает воззрения, которые проповедуются Кораном и Сунной, то его утверждения оказываются противоречивыми и не подтверждаются священными текстами и логическими аргументами. Напротив, они противоречат здравому смыслу и божественному откровению.
Аллах явил сынам Исраила множество знамений, подтверждающих истину и свидетельствующих о правдивости Божьих посланников. Они убедились в истинности этих знамений и поняли их смысл, однако отказались возблагодарить Аллаха за эту милость. Более того, они отказались уверовать в эти знамения и неблагодарностью ответили на благодеяние Господне. Они заслужили наказание Аллаха и лишились Его вознаграждения.
|