Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения. 28 страница
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4: 34). Только мужчины могут быть пророками и судьями, управлять государством или занимать руководящие должности. Наряду с этим мужчины получают вдвое больше прав, чем женщины, при распределении наследства и многих других делах. Среди прекрасных имен Аллаха – Могущественный и Мудрый. Он обладает совершенным могуществом и великой властью, благодаря чему Ему подчинены абсолютно все творения. Однако, несмотря на свои неограниченные возможности, Всевышний Аллах управляет своими творениями в строгом соответствии с божественной мудростью. Следует отметить, что общее правило выжидать после развода в течение трех менструаций не распространяется на беременных женщин, поскольку они должны выжидать до окончания беременности, на женщин, с которыми мужья не уединялись после бракосочетания, поскольку они имеют право выйти замуж сразу после развода, и на рабынь, поскольку они должны выжидать только в течение двух менструаций. Последнего мнения придерживались сподвижники Пророка Мухаммада, и контекст обсуждаемого нами аята свидетельствует о том, что ниспосланное в нем предписание относится только к свободным женщинам.
Во времена невежества и в первые годы распространения ислама мужчине позволялось разводиться с женой бесконечное количество раз, и если мужчина хотел причинить женщине страдания, то он объявлял ей развод и возобновлял брак незадолго до приближения отведенного для развода срока, после чего снова объявлял ей развод. Он мог поступать таким образом всю жизнь, причиняя женщине страдания, о которых доподлинно может быть известно только Аллаху. По этой причине Всевышний Аллах возвестил о том, что мужчине разрешается объявить женщине развод, после которого он имеет право возобновить брачные отношения, только два раза. В течение отведенного для развода срока мужчина может изменить свое решение и вернуть свою жену, если только он не собирается причинить ей вред. Если же он объявляет женщине развод в третий раз, то ему не разрешается возобновлять брачные отношения, ибо если мужчина поступает таким образом, то он либо дерзко ослушается своего Господа, либо не желает вести семейную жизнь со своей супругой, а лишь пытается причинить ей страдания. Если мужчина объявил своей жене неокончательный развод, то ему велено либо возобновить достойные брачные отношения, которые существуют между другими мужьями и их супругами, причем подобное развитие событий является самым благоприятным, либо развестись со своей женой окончательно и сделать это достойным образом. Это означает, что при расставании муж не должен отнимать у своей жены ее собственность, потому что подобный поступок является несправедливым и незаконным. Мужу разрешается взять назад вознаграждение, которое он преподнес своей жене, только в том случае, если у обеих супругов существуют опасения, что они не смогут соблюсти ограничения, наложенные Аллахом. Например, если жена испытывает отвращение к внешнему виду своего мужа, или его нравственному облику, или его беспечному отношению к религиозным предписаниям, и опасается, что она не сможет должным образом повиноваться Аллаху во взаимоотношениях с ним, то ей разрешается выкупить развод. Это откровение свидетельствует о законности развода по требованию жены, которая выплачивает своему мужу материальную компенсацию или возвращает ему брачный дар, если сложившиеся обстоятельства носят такой характер. Перечисленные выше предписания являются ограничениями, которые Аллах установил для Своих рабов и запретил преступать. Если же люди преступают ограничения Аллаха, то они являются несправедливыми беззаконниками. Кто вообще может быть большим беззаконником, чем человек, который осмелился совершить запрещенный поступок и не довольствовался тем, что было дозволено Аллахом? Следует отметить, что несправедливость бывает трех видов: величайшая несправедливость, под которой подразумевает приобщение сотоварищей к Аллаху; несправедливость, проявленная при выполнении рабом своих обязанностей перед Аллахом; и несправедливое отношение раба к другим творениям. Приобщение сотоварищей к Аллаху может быть прощено только благодаря искреннему покаянию. За несправедливое отношение к другим творениям человек непременно получит справедливое воздаяние. А воздаяние за несправедливость, проявленную при выполнении рабом своих обязанностей перед Аллахом, зависит от желания и мудрости Всемогущего Господа.
Если мужчина объявил развод своей жене в третий раз, то ему запрещается жениться на ней, пока она не заключит законный брачный союз с другим мужчиной и не вступит с ним в половую близость. Это объясняется тем, что в мусульманском шариате брак считается действительным только тогда, когда супруги заключили брачный союз и вступили в половую близость, причем мусульманские богословы единодушны по этому поводу. Следует знать, что второе замужество разведенной женщины должно быть желанным, ибо если женщина вышла замуж только для того, чтобы она могла вернуться к своему предыдущему мужу, то такой брак считается недействительным и развод после такого брака не делает женщину дозволенной для предыдущего мужа. Даже половая близость со вторым мужчиной при этом не имеет никакого значения, потому что этот мужчина не считается ее законным мужем. Если же женщина вступила во второй брак с чистыми намерениями и вступила в половую близость со своим вторым мужем, после чего они разошлись, то после окончания отведенного для развода срока ее предыдущему мужу разрешается жениться на ней в очередной раз. Для этого они должны вновь заключить брачный союз при обоюдном согласии, потому что Аллах сказал, что оба супруга могут воссоединиться. Однако непременным условием их повторного брака является предположение о том, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха и выполнять свои обязанности друг перед другом. Для этого они должны раскаяться в ошибках, которые были допущены за время их прежней семейной жизни и которые стали причиной их расставания, и должны иметь твердое намерение создать благополучную семью. Только в этом случае они не совершат греха, если заключат новый брачный союз. Из этого прекрасного аята следует, что если разведенные супруги опасаются, что они не смогут соблюдать ограничения Аллаха, и если они полагают, что их семейная жизнь будет такой же печальной, как и в прошлый раз, то вступление в новый брак является грехом для обеих супругов. Следует знать, что если человек опасается, что по причине того или иного поступка он не сможет придерживаться религиозных предписаний и повиноваться Аллаху, то ему не разрешается совершать такой поступок. Из этого аята также следует, что если человек приступает к выполнению определенных обязанностей, особенно, если они связаны с ответственностью за большую или маленькую группу людей, то он должен предварительно оценить свои возможности. Если он почувствует, что у него хватит сил справиться со своими обязанностями, то он может продолжать начатое дело. В противном же случае ему следует воздержаться от этого начинания. После упоминания этих важных предписаний Всевышний Аллах сообщил, что они представляют собой религиозные ограничения, которые Аллах установил и разъяснил для людей, которые обладают знанием, ведь только обладающие знанием рабы извлекают пользу из Божьих разъяснений и приносят пользу окружающим. Это откровение подчеркивает превосходство ученых и богословов, поскольку Всевышний Аллах разъяснил им свой шариат и обратился к ним со своими разъяснениями. Из этого также следует, что Всевышний Аллах любит, когда Его рабы изучают законы, ниспосланные Пророку Мухаммаду, и постигают их смысл.
Если вы объявили своим женам развод в первый или во второй раз и дождались приближения конца отведенного для развода срока, то вы должны либо возобновить брачные отношения с намерением исправно выполнять свои обязанности, либо окончательно расстаться со своими женами, не причиняя им никакого вреда. Вам запрещается удерживать жен для того, чтобы доставлять им беспокойство и причинять им страдания, используя дозволенные поступки для совершения греха. Дозволенным поступком в данном случае является удержание жены и возобновление брачных отношений, а грехом – причинение им вреда. И если вы осмелитесь поступить так, то совершите несправедливый поступок по отношению к самим себе, ибо если права каждого творения будут возмещены, то злодеи непременно вкусят дурные последствия своих злодеяний. Не считайте знамения Аллаха шуткой и забавой, потому что Всевышний Аллах разъяснил вам свои ограничения самым прекрасным образом для того, чтобы вы изучали их, придерживались их, довольствовались ими и не преступали границы дозволенного. Всевышний ниспослал свои законы не ради забавы, а ради истины, и поэтому вам запрещается относиться к ним несерьезно и отказываться выполнять обязательные предписания религии. Вам запрещается удерживать своих жен для того, чтобы причинять им страдания, бесчинствовать при расставании, часто разводиться со своими женами или объявлять три развода сразу, потому что Аллах по своей милости разрешил вам объявлять неокончательные разводы и сделал это исключительно для вашего блага. Помните о щедротах Аллаха, восхваляя Его устами, признавая Его добродетель в сердце и выполняя Его предписания всеми частями тела. Помните о том, как Аллах ниспослал вам Священный Коран и мудрость, под которой подразумевается Сунна Пророка Мухаммада. Посредством этих двух источников Аллах разъяснил вам праведные поступки и призвал вас творить добро, а также указал вам на злодеяния и предостерег вас от них. Аллах поведал вам о самом себе, сообщил вам о своем отношении к своим возлюбленным и врагам и научил вас тому, чего вы совершенно не знали. Существует мнение, что под мудростью подразумеваются таинства мусульманского шариата. Писание Аллаха является законом, а мудрость раскрывает причину ниспослания Аллахом религиозных повелений и запретов. Оба упомянутых толкования являются достоверными, тем более, что далее Всевышний Аллах подчеркнул, что писание и мудрость ниспосланы для того, чтобы увещевать ими людей. Это высказывание свидетельствует в пользу того, что под мудростью подразумеваются таинства мусульманского шариата, поскольку увещевание включает в себя разъяснение предписания и его мудрости, а также прельщение вознаграждением и устрашение наказанием. Благодаря разъяснению религиозного предписания люди избавляются от невежества и неосведомленности. Благодаря прельщению вознаграждением в людях просыпается желание творить добро, а благодаря устрашению наказанием люди начинают бояться Аллаха. Они должны бояться Аллаха при любых обстоятельствах и должны знать, что Аллаху известно обо всем сущем. Именно поэтому Аллах разъяснил Своим рабам религиозные предписания, приносящие им во все времена и в любом уголке света одну только пользу. Хвала же за это надлежит Ему одному.
Это откровение обращено к опекунам женщин, которые получили развод в первый или во второй раз. Если по истечении отведенного для развода срока бывшие мужья таких женщин захотят вновь вступить с ними в брак при обоюдном согласии, то опекунам женщин, будь то их отцы или другие родственники, не разрешается удерживать женщин от подобного замужества, проявляя тем самым свое негодование и возмущение их поведением при предыдущем разводе. Затем Всевышний Аллах подчеркнул, что это назидание обращено к тем, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, поскольку именно вера не должна им позволять препятствовать повторному бракосочетанию. Затем Аллах сообщил, что согласиться на повторный брак достойнее и правильнее, нежели препятствовать ему, хотя опекун может предположить, что в его положении достойнее отказать мужчине в женитьбе после того, как он развелся со своей женой. К сожалению, именно таким образом обычно поступают высокомерные и заносчивые люди. Если опекун решит, что в его положении целесообразно воспрепятствовать повторному браку, то ему следует вспомнить, что Аллаху известно то, чего он не ведает, и подчиниться повелению Господа, которому известно о том, что приносит людям пользу, который желает добра для Своих рабов и властен одарить их добром, который облегчает судьбу Своих рабов посредством событий, многие из которых им даже не известны. Этот аят свидетельствует о том, что согласие опекуна невесты является обязательным условием бракосочетания, ибо если Аллах запретил опекунам разведенных женщин препятствовать повторному бракосочетанию, то они обладают правом на принятие окончательного решения.
Это кораническое повеление носит характер повествования, потому что кормление младенцев грудным молоком в течение двух лет является общепринятым, и люди выполняют это предписание без дополнительного повеления. Арабское слово " хаул" используется для обозначения полного и неполного года, и поэтому Всевышний Аллах подчеркнул, что если матери хотят довести кормление грудью до конца, то они должны кормить детей грудным молоком в течение двух полных лет. Когда ребенку исполняется два года, он вырастает из грудного возраста, и материнское молоко становится для него таким же продуктом питания, как и остальные продукты. По этой причине кормление грудью после двухлетнего возраста не устанавливает молочное родство. При сопоставлении обсуждаемого нами аята с высказыванием Всевышнего: و َ و َ ص ّ َ ي ْ ن َ ا ا ل ْ إ ِ ن س َ ا ن َ ب ِ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ه ِ إ ِ ح ْ س َ ا ن ً ا ح َ م َ ل َ ت ْ ه ُ أ ُ م ّ ُ ه ُ ك ُ ر ْ ه ً ا و َ و َ ض َ ع َ ت ْ ه ُ ك ُ ر ْ ه ً ا و َ ح َ م ْ ل ُ ه ُ و َ ف ِ ص َ ا ل ُ ه ُ ث َ ل َ ا ث ُ و ن َ ش َ ه ْ ر ً ا ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ب َ ل َ غ َ أ َ ش ُ د ّ َ ه ُ و َ ب َ ل َ غ َ أ َ ر ْ ب َ ع ِ ي ن َ س َ ن َ ة ً ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ِ أ َ و ْ ز ِ ع ْ ن ِ ي أ َ ن ْ أ َ ش ْ ك ُ ر َ ن ِ ع ْ م َ ت َ ك َ ا ل ّ َ ت ِ ي أ َ ن ْ ع َ م ْ ت َ ع َ ل َ ي ّ َ و َ ع َ ل َ ى و َ ا ل ِ د َ ي ّ َ و َ أ َ ن ْ أ َ ع ْ م َ ل َ ص َ ا ل ِ ح ً ا ت َ ر ْ ض َ ا ه ُ و َ أ َ ص ْ ل ِ ح ْ ل ِ ي ف ِ ي ذ ُ ر ّ ِ ي ّ َ ت ِ ي إ ِ ن ّ ِ ي ت ُ ب ْ ت ُ إ ِ ل َ ي ْ ك َ و َ إ ِ ن ّ ِ ي م ِ ن َ ا ل ْ م ُ س ْ ل ِ م ِ ي ن َ
|