Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения. 34 страница
Всевышний сообщил о том, что если человек раздает милостыню открыто, то поступает хорошо, хотя было бы намного лучше, если бы он раздал милостыню втайне и вручил ее нуждающимся людям, потому что тайная помощь беднякам и нуждающимся является самостоятельным благодеянием и свидетельствует о чистых помыслах благотворителя. Именно поэтому люди, которые раздают милостыню втайне так, что их левая рука не ведает о том, что отдает правая рука, окажутся в числе семи категорий праведников, которых Аллах укроет в своей сени. Кораническое высказывание о том, что для мусульман будет лучше скрывать милостыню и раздавать ее нищим, заключает в себе тонкую мудрость. Эта мудрость состоит в том, что скрывать милостыню лучше, чем раздавать милостыню открыто, если эта помощь оказывается нищим. В обсуждаемом нами аяте ничего не говорится о том, что если человек расходует материальные средства на различные благотворительные проекты, то ему лучше делать это скрыто. В подобных случаях следует опираться на принципы мусульманского шариата, согласно которым следует отдавать предпочтение тому поступку, который принесет больше пользы. И может случиться, что открытое пожертвование принесет мусульманам больше пользы, поскольку станет наглядным примером для подражания и вдохновит людей на совершение праведных поступков. Всевышний также отметил, что пожертвования приносят людям двойную пользу, поскольку благотворитель заслуживает щедрое вознаграждение и избавляется от зла и наказания как при жизни на земле, так и после смерти, поскольку Аллах отпускает ему совершенные прегрешения. Аллах осведомлен обо всех деяниях Своих рабов и воздаст каждому за все, что он совершил, руководствуясь при этом своей божественной мудростью.
Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, было велено донести до людей откровение, призвать их к совершению благодеяний и предостеречь их от дурных поступков. Однако наставить людей на прямой путь может только Аллах. Возвестив об этом, Всевышний Аллах сообщил о том, что истинные верующие делают пожертвования только для того, чтобы снискать благоволение своего Господа и заслужить Его вознаграждение, поскольку к этому их обязывает правая вера. Это откровение является самой прекрасной характеристикой правоверных и напоминает им о необходимости искреннего служения Аллаху. Затем Всевышний Аллах еще раз сообщил о том, что Ему прекрасно известно о пожертвованиях людей, дабы они твердо знали, что Аллах не умалит их вознаграждения даже на одну пылинку. В другом кораническом откровении говорится: إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ل ا َ ي َ ظ ْ ل ِ م ُ م ِ ث ْ ق َ ا ل َ ذ َ ر ّ َ ة ٍ و َ إ ِ ن ت َ ك ُ ح َ س َ ن َ ة ً ي ُ ض َ ا ع ِ ف ْ ه َ ا و َ ي ُ ؤ ْ ت ِ م ِ ن ل ّ َ د ُ ن ْ ه ُ أ َ ج ْ ر ً ا ع َ ظ ِ ي م ً ا «Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (4: 40).
Мусульмане должны делать все возможное для того, чтобы их пожертвования достались нуждающимся, которые трудятся на пути Аллаха, занимаются богоугодными делами и не имеют желания расходовать свое время на приобретение мирских благ или не имеют такой возможности, но несмотря на это сохраняют целомудрие. Взглянув на таких людей, невежественный человек может предположить, что они являются богачами, потому что они не выпрашивают у людей милостыню. Если же острая нужда заставляет их попросить о помощи, они все равно не делают этого настойчиво. Такие нуждающиеся больше всего заслуживают милостыни, которая позволит им удовлетворить свои нужды, следовать к поставленной цели и совершать праведные деяния. Посредством этой милостыни мусульмане должны благодарить их за то, что они проявляют должное терпение и связывают свои надежды со Всемогущим Творцом, а не с творениями. И хотя пожертвования в пользу таких людей являются самыми превосходными, пожертвования на любые благотворительные цели и в пользу любых других нуждающихся являются благодеяниями и заслуживают Божьего вознаграждения. Именно поэтому далее Всевышний Аллах сказал:
Аллах укроет таких людей в своей сени в тот день, когда на свете не будет другой сени. Аллах также поможет им обрести великое блаженство и уберечься от печалей, страха и других неприятностей. Всевышний особо подчеркнул, что добродетельных рабов ожидает вознаграждение у их Господа, что свидетельствует о славе и превосходстве таких людей. Их пожертвования оказываются в самом достойном месте, и поэтому в достоверном хадисе Пророка Мухаммада говорится: «Если раб отдает в качестве пожертвования один финик, который он заработал своими руками, то снисходительный Аллах принимает его своей дланью и выращивает так, как каждый из вас выращивает своего жеребенка, пока это пожертвование не превращается в огромную гору».
После упоминания о качествах добродетельных мусульман и прекрасном вознаграждении, которое уготовано для них у Аллаха, а также прощении их грехов и оплошностей, Всевышний Господь поведал о беззаконниках, которые пожирают лихву и заключают дурные сделки, и сообщил, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний. В мирской жизни эти грешники охотились за богатством, подобно бесноватым безумцам, и поэтому после смерти и наступления Судного дня они будут восставать из своих могил, как восстают бешеные безумцы, которых сатана поверг своим прикосновением. Это позорное наказание будет возмездием за то, что они пожирали лихву и громогласно заявляли, что торговля подобна лихоимству и ростовщичеству. По причине своей дерзости они уничтожили грань между тем, что Аллах запретил, и тем, что Аллах дозволил, и провозгласили лихоимство дозволенным. Затем Аллах обещал подвергнуть наказанию всех грешников, включая беззаконников, которые пожирают лихву, если они будут продолжать совершать грехи после того, как до них дошло увещевание, т.е. разъяснение истины, дополненное обещанием о вознаграждении и предостережением от наказания. Если после увещевания грешники перестанут заниматься лихоимством, то им будут прощены прошлые грехи, в которых они раскаялись, а их будущие поступки и деяния вернутся к Аллаху, и если они не нарушат своего покаяния, то убедятся в том, что Аллах никогда не умаляет вознаграждения праведников. Но если после увещевания и предупреждения они будут продолжать заниматься ростовщичеством и лихоимством, то они окажутся обитателями адского пламени, в котором они пребудут вечно. Это откровение свидетельствует о том, что лихоимство обрекает человека на попадание в Преисподнюю и вечное пребывание там. Лихоимство является настолько тяжким и отвратительным грехом, что даже вера не способна защитить этих грешников от вечного наказания. Однако следует отметить, что это религиозное положение вступает в силу только тогда, когда возникают соответствующие условия и отсутствуют все препятствующие этому факторы, и поэтому этот аят и все остальные откровения о грядущем наказании не могут служить доводом в пользу воззрений хариджитов. Мусульмане обязаны признавать все священные тексты Корана и Сунны и не отвергать многочисленные священные тексты о том, что если в сердце человека есть вера хотя бы величиной с горчичное зернышко, то он непременно покинет Преисподнюю, и что если человек совершает тяжкие грехи и не раскаивается в них, то он заслуживает наказания в аду.
Всевышний сообщил о том, что Он уничтожает заработок ростовщиков и лихоимцев и приумножает пожертвования благотворителей, хотя многим людям кажется, что в действительности все происходит наоборот и что пожертвования лишают человека богатства, тогда как лихва приумножает его благосостояние. Богатство и мирской удел находятся в руках Всевышнего Аллаха, и заслужить то, что есть у Аллаха, можно только благодаря праведным поступкам и выполнению Божьих велений. И если человек осмеливается пожирать лихву, то его непременно постигает наказание. Судьба таких людей складывается вопреки их желаниям, и это подтверждается событиями, которые происходят вокруг нас. Кто может быть правдивее самого Аллаха?! Ему ненавистны неблагодарные грешники, которые отказываются благодарить своего Господа за ниспосланные щедроты, отрицают Его милость и не перестают ослушаться Его. Из этого аята можно сделать вывод о том, что Аллах любит рабов, которые благодарят Его за многочисленные милости и раскаиваются в совершенных грехах и прегрешениях.
Аллах поместил это откровение среди аятов о лихоимстве для того, чтобы разъяснить людям, что самым важным фактором, способствующим уклонению от лихвы, является усовершенствование веры и выполнение всех ее требований. В особенности это относится к совершению намаза и выплате закята, потому что намаз удерживает от мерзости и предосудительных поступков, а закят является формой добродетели по отношению к творениям и несовместим с лихоимством, которое является несправедливостью по отношению к ним.
Всевышний обратился к правоверным и повелел им бояться своего Господа и разорвать все сделки, основанные на лихоимстве, которые они заключили прежде. Всевышний также сообщил, что если люди не поступят так, то они станут враждовать с Аллахом и Его посланником. Это обстоятельство является одним из величайших свидетельств порочности лихоимства и ростовщичества, ведь если человек настойчиво продолжает пожирать лихву, то он словно воюет против Аллаха и Его посланника. Но если человек раскаивается в том, что он занимался лихоимством и ростовщичеством, то ему разрешается взять назад свой первоначальный капитал. Поступив так, он не обидит людей, которых он прежде обязал выплатить ему лихву, и сам не окажется в убытке, поскольку вернет себе свой первоначальный капитал. Одним словом, если человек раскаялся в лихоимстве и ростовщичестве, то ему прощаются все сделки и соглашения, которые он заключил прежде и которые уже завершены. Если же некоторые из таких сделок еще остаются в силе, то он обязан довольствоваться своим первоначальным капиталом, поскольку получение лихвы станет для него дерзким преступлением. В этом откровении разъясняется мудрость запрета на лихоимство, которая заключается в том, что лихоимство является несправедливостью по отношению к нуждающимся людям. Ростовщик взимает с них больше положенного и увеличивает их долговые обязательства, хотя обязан предоставить им необходимую отсрочку. Именно поэтому далее говорится:
Если должник находится в затруднительном положении и не может выплатить свой долг, то кредитор обязан предоставить ему отсрочку до тех пор, пока у него не появится возможность расплатиться с долгами, а должник обязан стараться без промедления расплатиться с долгами любым дозволенным путем. Если же кредитор окажет ему милость и простит ему часть долга или весь долг целиком, то он поступит во благо себе. А для того, чтобы человеку было легче выполнять предписания шариата, избегать основанных на лихоимстве сделок и оказывать поддержку нуждающимся, он должен твердо знать, что однажды он вернется к Аллаху, который сполна воздаст ему за совершенные деяния и не поступит с ним несправедливо даже весом на одну пылинку. Вот почему далее Аллах сказал:
Творец заповедал Своим рабам заботиться о сохранении своих прав во время сделок и соглашений посредством полезных правил, которые настолько прекрасны, что даже благоразумные мужи не способны придумать более прекрасные и совершенные предписания. Из этого откровения можно сделать следующие полезные выводы:
|