Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследство, которое получают родители






Если покойный оставил после себя родных детей или детей своего сына, будь то сыновья или дочери в любом количестве, то его отец и мать получают по одной шестой части его наследства. Следует отметить, что если у покойного остались дети, то его мать ни при каких обстоятельствах не получает больше одной шестой части. Что же касается отца, то если у покойного остались сыновья, то ему также не полагается больше одной шестой части наследства. Если же у покойного остались одна или несколько дочерей, если его единственными наследниками являются родители и дочери, и если у него нет других родственников по мужской линии, то после распределения наследства между дочерьми отец помимо полагающейся ему одной шестой получает оставшуюся часть наследства как родственник по мужской линии. Это объясняется тем, что после распределения наследства между наследниками в соответствии с полагающимися им долями, оставшаяся часть наследства достается самому близкому родственнику по мужской линии. Отец же считается более близким родственником, чем родной брат, дядя со стороны отца или остальные родственники.

Если же покойный не оставил после себя детей, то его единственными наследниками являются родители, причем его матери полагается одна треть его наследства. Оставшиеся две трети принадлежат его отцу, поскольку Аллах сказал, что при таких обстоятельствах покойному наследуют только родители, и если мать получает установленную для нее долю, то все остальное должно достаться отцу покойного.

Из всего сказанного следует, что если у покойного не осталось детей, то его отец не получает определенную часть наследства, а наследует от него все имущество, которое остается после распределения между наследниками соответствующих долей, как ближайший родственник по мужской линии. Но если помимо родителей покойник оставил после себя супругу, то она получает установленную для нее долю, после чего мать покойника получает треть оставшейся части, а вся оставшаяся часть наследства достается его отцу. Это означает, что мать покойника наследует треть доли, которая установлена для обоих родителей. При этом возможно два варианта. Если покойница является женщиной, то ее мать получает одну шестую часть наследства, поскольку наряду с ней ей наследуют муж и отец. Если же покойник является мужчиной, то его мать получает четвертую часть наследства, поскольку наряду с ней ему наследуют жена и отец.

Из обсуждаемого нами аята не следует, что мать покойного получает одну треть всего наследства во всех случаях, когда покойник не оставил после себя детей, и упомянутые нами два варианта не являются исключениями из этого предписания. Это объясняется тем, что доля супругов в наследстве друг друга подобна тому, что получают кредиторы по долговым обязательствам покойника. Они получают свою долю от всего наследства, после чего оно распределяется между родителями. Кроме того, если мать получит одну треть наследства своей дочери, то ее доля превысит долю отца после вычета доли, которая установлена для мужа покойницы. А если мать получит одну треть наследства своего сына, то после вычета доли, которая установлена для жены покойного, доля его отца превысит долю его матери всего на одну двенадцатую часть наследства. Подобное распределение наследства недопустимо, потому что либо доли обеих родителей должны быть одинаковы, либо доля отца должна превышать долю матери не менее, чем в два раза.

Если у покойного есть родные или сводные братья или сестры по отцу либо по матери, то его матери достается только одна шестая часть наследства. Братья или сестры покойного могут наследовать часть его имущества, но могут быть лишены этого наследства, если живы их отец или дед. Однако нельзя однозначно утверждать, что это откровение распространяется на братьев и сестер, которые лишены доли в наследстве, потому что они не получают права на половину наследства. На этом основании некоторые богословы считают, что мать покойного не получает одну треть наследства полностью только при наличии у покойного братьев и сестер, которые имеют право на часть его наследства. Это мнение подтверждается тем, что если братья и сестры имеют право на наследство, то они получают его значительную часть, в результате чего мать покойного лишается возможности получить одну треть наследства полностью. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Следует отметить, что это предписание вступает в силу только тогда, когда братьев и сестер покойного двое и больше. Однако арабское слово " ихва" (" братья") использовано в этом откровении в форме множественного числа. Это объясняется тем, что множественное число здесь выражает наличие более одного брата или сестры, а не наличие сразу нескольких братьев или сестер.

В арабском языке допустимо использование формы множественного числа в отношении к двум лицам. Всевышний сказал о пророках Давуде и Сулеймане:

و َ د َ ا و ُ و د َ و َ س ُ ل َ ي ْ م َ ا ن َ إ ِ ذ ْ ي َ ح ْ ك ُ م َ ا ن ِ ف ِ ي ا ل ْ ح َ ر ْ ث ِ إ ِ ذ ْ ن َ ف َ ش َ ت ْ ف ِ ي ه ِ غ َ ن َ م ُ ا ل ْ ق َ و ْ م ِ و َ ك ُ ن ّ َ ا ل ِ ح ُ ك ْ م ِ ه ِ م ْ ش َ ا ه ِ د ِ ي ن َ

«Мы были Свидетелями их суда» (21: 78). Здесь использовано местоимение множественного числа. Говоря о сводных братьях и сестрах по матери, Всевышний Аллах сказал:

و َ ل َ ك ُ م ْ ن ِ ص ْ ف ُ م َ ا ت َ ر َ ك َ أ َ ز ْ و َ ا ج ُ ك ُ م ْ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ي َ ك ُ ن ل ّ َ ه ُ ن ّ َ و َ ل َ د ٌ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ل َ ه ُ ن ّ َ و َ ل َ د ٌ ف َ ل َ ك ُ م ُ ا ل ر ّ ُ ب ُ ع ُ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك ْ ن َ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ي ُ و ص ِ ي ن َ ب ِ ه َ ا أ َ و ْ د َ ي ْ ن ٍ و َ ل َ ه ُ ن ّ َ ا ل ر ّ ُ ب ُ ع ُ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك ْ ت ُ م ْ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ي َ ك ُ ن ل ّ َ ك ُ م ْ و َ ل َ د ٌ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ل َ ك ُ م ْ و َ ل َ د ٌ ف َ ل َ ه ُ ن ّ َ ا ل ث ّ ُ م ُ ن ُ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك ْ ت ُ م م ّ ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ت ُ و ص ُ و ن َ ب ِ ه َ ا أ َ و ْ د َ ي ْ ن ٍ و َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ر َ ج ُ ل ٌ ي ُ و ر َ ث ُ ك َ ل ا َ ل َ ة ً أ َ و ا م ْ ر َ أ َ ة ٌ و َ ل َ ه ُ أ َ خ ٌ أ َ و ْ أ ُ خ ْ ت ٌ ف َ ل ِ ك ُ ل ّ ِ و َ ا ح ِ د ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ م َ ا ا ل س ّ ُ د ُ س ُ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن ُ و َ ا ْ أ َ ك ْ ث َ ر َ م ِ ن ذ َ ل ِ ك َ ف َ ه ُ م ْ ش ُ ر َ ك َ ا ء ف ِ ي ا ل ث ّ ُ ل ُ ث ِ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ي ُ و ص َ ى ب ِ ه َ ا أ َ و ْ د َ ي ْ ن ٍ غ َ ي ْ ر َ م ُ ض َ آ ر ّ ٍ و َ ص ِ ي ّ َ ة ً م ّ ِ ن َ ا ل ل ّ ه ِ و َ ا ل ل ّ ه ُ ع َ ل ِ ي م ٌ ح َ ل ِ ي م ٌ

«Если мужчина или женщина, которые оставили наследство, не имеют родителей или детей, но имеют брата или сестру, то каждому из них достается одна шестая. Но если их больше, то они имеют равные права на одну треть» (4: 12). Мусульманские богословы единодушны в том, что здесь использовано множественное число, хотя речь идет о тех случаях, когда братьев и сестер двое и больше.

Из всего сказанного следует, что если покойник оставил после себя мать, отца и братьев, то матери принадлежит одна шестая часть наследства, а все остальное достается его отцу. Наличие у покойного братьев или сестер лишает мать права на одну треть наследства, а существование живого отца лишает братьев и сестер на наследство покойного вообще. Такое распределение наследства опирается на мнение богословов, которые принимают во внимание наличие братьев и сестер, которые не имеют права на наследство. Согласно мнению других богословов, они не влияют на распределение наследства, и поэтому матери принадлежит одна треть наследства, а все остальное достается его отцу.

Затем Всевышний Аллах сообщил, что имущество покойного распределяется между наследниками только после выплаты его долгов перед Аллахом или людьми и после вычета по завещанию, которое он оставил. Оставшаяся часть его имущества называется наследством, которое достается его наследникам.

Аллах упомянул о завещании в этом аяте до выплаты долгов для того, чтобы наследники осознавали важность этого предписания, которое является для них тяжелым и обременительным. Несмотря на это долги покойного должны быть выплачены из его основного капитала до распределения его имущества по завещанию. Что же касается самого завещания, то человеку разрешается завещать до одной трети своего имущества людям, которые не являются его наследниками. Если же он завещал свое имущество людям, которые имеют право на часть его наследства, то такое завещание выполняется только после согласия остальных наследников.

Затем Всевышний Аллах сказал, что людям не известно, кто из родителей и детей приносит им больше пользы. Если бы они распределяли наследство по своему усмотрению, то причинили бы окружающим много вреда, о котором доподлинно известно только Аллаху. А причина этого заключается в том, что люди обладают несовершенным разумом и не знают того, что принесет им больше пользы. Это относится ко всем людям, проживающим во все времена и во всех уголках земли. Никто из них не знает, кто из родителей и детей будет ближе к ним, принесет им больше пользы и поможет им в достижении религиозных и мирских целей.

Таково предписание Аллаха, который объемлет все сущее своим знанием, издает только мудрые законы и определяет всему меру самым совершенным образом. Что же касается разума творений, то он не способен придумать законы, подобные законам Аллаха, которые идеально подходят для любой эпохи, любой страны и любых обстоятельств.

12. Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жены, если у них нет ребенка. Но если у них есть ребенок, то вам принадлежит четверть того, что они оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое они завещали, или выплаты долга. Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка. Но если у вас есть ребенок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга. Если мужчина или женщина, которые оставили наследство, не имеют родителей или детей, но имеют брата или сестру, то каждому из них достается одна шестая. Но если их больше, то они имеют равные права на одну треть. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга, если это не причиняет вреда. Такова заповедь Аллаха, ведь Аллах – Знающий, Выдержанный. و َ ل َ ك ُ م ْ ن ِ ص ْ ف ُ م َ ا ت َ ر َ ك َ أ َ ز ْ و َ ا ج ُ ك ُ م ْ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ي َ ك ُ ن ل ّ َ ه ُ ن ّ َ و َ ل َ د ٌ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ل َ ه ُ ن ّ َ و َ ل َ د ٌ ف َ ل َ ك ُ م ُ ا ل ر ّ ُ ب ُ ع ُ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك ْ ن َ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ي ُ و ص ِ ي ن َ ب ِ ه َ ا أ َ و ْ د َ ي ْ ن ٍ و َ ل َ ه ُ ن ّ َ ا ل ر ّ ُ ب ُ ع ُ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك ْ ت ُ م ْ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ي َ ك ُ ن ل ّ َ ك ُ م ْ و َ ل َ د ٌ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ل َ ك ُ م ْ و َ ل َ د ٌ ف َ ل َ ه ُ ن ّ َ ا ل ث ّ ُ م ُ ن ُ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك ْ ت ُ م م ّ ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ت ُ و ص ُ و ن َ ب ِ ه َ ا أ َ و ْ د َ ي ْ ن ٍ و َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ر َ ج ُ ل ٌ ي ُ و ر َ ث ُ ك َ ل ا َ ل َ ة ً أ َ و ا م ْ ر َ أ َ ة ٌ و َ ل َ ه ُ أ َ خ ٌ أ َ و ْ أ ُ خ ْ ت ٌ ف َ ل ِ ك ُ ل ّ ِ و َ ا ح ِ د ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ م َ ا ا ل س ّ ُ د ُ س ُ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن ُ و َ ا ْ أ َ ك ْ ث َ ر َ م ِ ن ذ َ ل ِ ك َ ف َ ه ُ م ْ ش ُ ر َ ك َ ا ء ف ِ ي ا ل ث ّ ُ ل ُ ث ِ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ و َ ص ِ ي ّ َ ة ٍ ي ُ و ص َ ى ب ِ ه َ ا أ َ و ْ د َ ي ْ ن ٍ غ َ ي ْ ر َ م ُ ض َ آ ر ّ ٍ و َ ص ِ ي ّ َ ة ً م ّ ِ ن َ ا ل ل ّ ه ِ و َ ا ل ل ّ ه ُ ع َ ل ِ ي م ٌ ح َ ل ِ ي م ٌ

Мужьям принадлежит половина того, что оставили их жены, если у них нет ребенка. Если же у них есть ребенок, то мужьям принадлежит четверть того, что оставили их жены, после вычета по завещанию и выплаты долга. А женам достается четверть того, что оставили их мужья, если у них нет ребенка. Если же у них есть ребенок, то женам принадлежит одна восьмая того, что оставили их мужья, после вычета по завещанию и выплаты долга.

Под ребенком, существование или отсутствие которого является условием при распределении наследства, подразумеваются родные сыновья и дочери, а также сыновья и дочери родных сыновей. При этом не имеет значения, сколько детей осталось у покойного и являются ли они детьми от последнего или предыдущих мужей. Мусульманские богословы также единодушны в том, что дети родных дочерей не принимаются во внимание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал