Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 9 страница
обязанность запоминать их деяния, и ты не будешь нести ответственность за их преступления. Мы не давали тебе таких поручений, и они не назначали тебя своим поручителем, чтобы ты распоряжался их делами и заботился о соблюдении их интересов. Из общего смысла этого аята следует, что если бы Аллах пожелал, чтобы многобожники поклонялись Ему одному, то Он принудил бы их к этому благодаря своему могуществу и своей власти, однако Ему было угодно, чтобы они сами сделали свой выбор. Что же касается Пророка Мухаммада, то ему не было поручено наблюдать за многобожниками, исчислять их деяния и устраивать их дела.
Аллах запретил правоверным совершать поступок, который, в принципе, является дозволенным и даже законным. Речь идет о поношении богов, которым многобожники поклоняются помимо Аллаха. Безусловно, оскорбление этих богов и презрительное отношение к ним приближает человека к Аллаху, однако это может спровоцировать многобожников на оскорбление Господа миров, имя которого рабы обязаны оберегать от любых пороков, недостатков, оскорблений и поношений. Аллах запретил оскорблять языческих богов, потому что язычники яростно защищают свою религию и отстаивают свои воззрения и потому что каждому народу его деяния кажутся правильными и прекрасными. Многобожники считают себя правыми и ни перед чем не остановятся для того, чтобы защитить свои воззрения. И если мусульмане станут оскорблять их богов, то они могут оскорбить даже Аллаха, Господа миров, почтением к которому преисполнены сердца как праведников, так и грешников. Когда наступит День воскресения, все творения вернутся к Аллаху и предстанут перед Ним вместе со своими деяниями, и тогда Аллах поведает им о том добре и зле, которое они совершили. Этот прекрасный аят является основанием для религиозного правила, согласно которому поступки зависят от последствий, к которым они могут привести. И если дозволенный поступок может привести к дурным последствиям, то он становится запрещенным.
Многобожники, которые отвергали пророческую миссию Мухаммада, усердно клялись именем Аллаха, что если они увидят знамение, подтверждающее правдивость Мухаммада, то они обязательно уверуют в это знамение. Однако они произносили такие слова безо всякого намерения встать на прямой путь. Их единственным намерением было возразить Пророку Мухаммаду и категорически отвергнуть все, что проповедовали Божьи посланники, потому что Аллах позволил Своему посланнику показать ясные знамения и очевидные доказательства, которые не оставляли ни тени сомнения в правдивости всего, что он проповедовал. Несмотря на это, многобожники продолжали требовать от него знамения, упорствуя в своем неверии, но это никоим образом не обязывало его выполнять их требования. Более того, для них было лучше, чтобы их требования остались без ответа, ибо если люди требуют от Божьих посланников показать им чудеса и получают их, но затем отказываются уверовать, то Аллах подвергает их наказанию без промедления. Так Аллах относится ко всем Своим рабам. Именно поэтому далее Пророку Мухаммаду было велено сказать: " Знамения находятся во власти Аллаха. Он может показать чудеса, если пожелает, и может не делать этого. Я не распоряжаюсь делами во вселенной. Требуя от меня показать вам чудеса, вы поступаете несправедливо, потому что требуете от меня то, что не в моей власти. Если же вы действительно хотите услышать разъяснение того, что я принес, и убедиться в моей правдивости, то вам уже представилась такая возможность". Несмотря на требования многобожников, нельзя быть уверенным в том, что они обратятся в правую веру, если увидят знамения. Более того, чаще всего при таких обстоятельствах они отказываются уверовать. И поэтому Аллах сказал, что они не уверуют, даже если им покажут знамения.
Мы наказываем неверующих за то, что они отказались уверовать, когда проповедники донесли до них истину в первый раз. Мы отворачиваем их взоры, делаем невозможным их обращение в правую веру и не помогаем им встать на прямой путь. Мы поступаем с ними справедливо и мудро, потому что они совершили преступление против самих себя, когда не вошли в распахнувшуюся для них дверь и отказались пойти прямым путем после того, как узрели его. Они лишились верного руководства только после этого, поэтому такое наказание является вполне заслуженным.
Они допустили величайшую ошибку, когда решили, что смогут обратиться в правую веру самостоятельно, и не стали полагаться на Аллаха, потому что они не способны уверовать самостоятельно, даже если ангелы сойдут к ним, чтобы подтвердить пророческую миссию Мухаммада, или мертвецы заговорят с ними, чтобы убедить их в истинности воскрешения после смерти, или все сущее во вселенной соберется перед ними, чтобы засвидетельствовать правдивость всего, что проповедовал Божий Посланник. Никакие великие чудеса не обратят их в верующих, пока того не пожелает Аллах, однако большая часть их не понимает этого, и поэтому они полагают, что смогут уверовать, как только им покажут знамение. Благоразумие и знания раба проявляются тогда, когда он покоряется истине и пытается найти ее путями, которые разъяснил Аллах, если он поступает в соответствии с истиной, просит Господа помочь ему на этом поприще, не полагается на собственные силы и способности и не требует показать ему знамения, которые не принесут ему никакой пользы.
Всевышний утешил Пророка Мухаммада вестью о том, что враги отвергают его проповеди, сражаются с ним и завидуют ему потому, что таким образом Аллах поступает со всеми пророками. Какой бы пророк не приходил бы к людям, у него обязательно появлялись враги среди джиннов и людей, которые были сущими дьяволами и боролись со всем, что проповедовали посланники. Такие дьяволы всегда призывают исповедовать ошибочные воззрения, приукрашивают их и преподносят их окружающим самым прекрасным образом, обольщая тем самым глупцов и склоняя на свою сторону безрассудных людей, которые не способны постичь истину и разобраться в сути происходящего, которые с удовольствием слушают красивые слова и обольстительные изречения и принимают правду за вымысел, а вымысел – за правду. Однако склоняются к их обольстительным словам только сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь, потому что именно отсутствие веры в Судный день и неспособность здраво мыслить побуждают их поступать таким образом. Поначалу они только склоняются к обольстительным словам, но стоит им уклониться от истины и услышать речи, которые кажутся им прекрасными, как они одобряют свой выбор и радуются ему в сердцах. В результате этого ошибочные взгляды становятся их окончательными убеждениями и их неотъемлемым качеством. Это приводит к тому, что они начинают лгать и совершать порочные поступки, которые являются неизбежным следствием дурных воззрений. Таково положение дьяволов из числа людей и джиннов, измышляющих гнусную ложь. Что же касается верующих, которые уверовали в Последнюю жизнь и обладают полноценным разумом, то они не обольщаются лживыми высказываниями и не поддаются их губительному влиянию. Напротив, они всей душой стремятся познать истину и задумываются над смыслом того, к чему призывают проповедники. Если их призывают к истине, то они соглашаются с ней и покоряются ей, даже если ее преподносят простыми словами и скромными выражениями. Если же слова проповедников оказываются лживыми, то они отвергают их, независимо от того, кто предлагает им исповедовать эти воззрения, даже если их лживые слова облачены в прекрасный наряд, который нежнее шелка. Всевышний пожелал, чтобы у пророков были враги, которые бы отстаивали и проповедовали ложь, для того, чтобы подвергнуть Своих рабов испытанию и отличить правдивых верующих от лжецов, благоразумных людей – от невежд, а зрячих – от слепцов. Еще одна мудрость такого установления заключается в том, что оно позволяет разъяснить истину, потому что истина становится очевидной, когда ложь начинает оказывать ей сопротивление. Только при таких обстоятельствах становятся ясны доказательства и свидетельства, подтверждающие правдивость истины и изобличающие порочность лжи. А ведь именно ради достижения этой цели должны состязаться друг с другом состязающиеся.
О Посланник! Неужели ты станешь обращаться на суд к творениям и руководствоваться их повелениями и запретами, если они зависят от распоряжений Аллаха и не принимают никаких решений? Все распоряжения и законы, которые творения принимают самостоятельно, преисполнены недостатков и являются несправедливыми, и поэтому люди обязаны обращаться на суд к одному Аллаху, который создает творения и издает законы безо всяких сотоварищей. Он ниспослал вам писание и подробно разъяснил в нем запреты и позволения, шариатские предписания, основные и второстепенные вопросы религии. Его разъяснения являются самыми убедительными, Его доказательства – самыми ясными, Его предписания – самыми прекрасными, а Его слова – самыми правдивыми, потому что все Его законы и предписания преисполнены мудрости и милосердия. Иудеи и христиане, которым были дарованы предыдущие Небесные Писания, признают это и понимают, что Господь ниспослал Священное Писание ради истины. Между Небесными Откровениями нет разногласий, и поэтому вам не следует колебаться и сомневаться.
Аллах охарактеризовал свои подробные разъяснения и сообщил, что слова Господни содержат правдивые повествования и справедливые повеления и запреты. Нет более правдивых повествований и более справедливых повелений и запретов, чем те, которые Аллах ниспослал в своем славном писании. Его слова не подлежат отмене, потому что они являются высшей правдой и абсолютной истиной, которую невозможно исказить или заменить более совершенными словами. Среди прекрасных имен Аллаха – Слышащий и Знающий. Он слышит голоса всех творений, которые обращаются к нему на различных языках со всевозможными просьбами. Он ведает обо всем очевидном и сокровенном, прошлом и будущем.
Всевышний предостерег Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, от повиновения большей части человечества, потому что они сбивают людей с пути Аллаха. Это объясняется тем, что большинство людей ошибается в своих воззрениях, поступках и познаниях. Их религиозные воззрения порочны, их поступки зависят от их низменных страстей, а их познания не опираются на твердые доказательства и желание найти прямой путь. Напротив, они следуют предположениям, которые никоим образом не способны заменить истину, и лживо говорят от имени Аллаха то, что им совершенно не известно. Если человек обладает такими качествами, то он действительно заслуживает того, чтобы Аллах предостерег от него Своих рабов и разъяснил им его дурные качества. И хотя этот аят обращен к Пророку Мухаммаду, он также относится ко всем его последователям, потому что все предписания, которые относятся к Посланнику Аллаха, распространяются на остальных мусульман, если они не относятся к его особенностям.
Всевышний Аллах говорит одну только правду и лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и тех, кто следует прямым путем и ведет этим путем окружающих. Ему лучше знать, что приносит пользу людям, и Он более снисходителен к Своим рабам, чем они сами к себе, и поэтому правоверные обязаны прислушиваться к Его наставлениям и руководствоваться Его повелениями и запретами. Из этого аята следует, что истина не определяется многочисленностью ее приверженцев, и если определенные воззрения разделяет всего лишь небольшая группа людей, то это еще не означает, что они являются неправильными. Более того, чаще всего происходит наоборот, и приверженцы истины оказываются малочисленными, хотя перед Аллахом они занимают высокое положение и удостаиваются великой награды. Что же касается различения между истиной и ложью, то для этого необходимо использовать соответствующие критерии и мерила.
Всевышний повелел Своим верующим рабам выполнять требования правой веры, ибо если человек действительно уверовал, то он обязан употреблять в пищу только ту домашнюю скотину и только тех дозволенных животных, при заклании которых было произнесено имя Аллаха. Он не должен запрещать себе то, что разрешил ему Аллах, как это делали язычники во времена невежества, придумывая собственные законы и уступая порочным желаниям дьяволов.
Аллах подчеркнул, что правоверные отличаются от невежественных людей и не придерживаются этого скверного обычая, противоречащего законам Господним. И почему правоверные не должны есть то, что заколото с именем Аллаха, если Аллах подробно изложил и разъяснил Своим рабам, что им запрещается употреблять в пищу? В этом вопросе нет никаких неясностей и сомнительных моментов, по причине которых верующие могли бы опасаться, что они совершат грех, когда будут употреблять в пищу некоторые из дозволенных продуктов. Из этого прекрасного аята следует, что все вещи и продукты питания считаются дозволенными, пока не доказано обратное. Если священные тексты не запрещают использовать вещь, то она является дозволенной. Она также является дозволенной, если она вообще не упоминается в шариатских текстах. Аллах подробно разъяснил все, что запрещено, и поэтому все, что не было упомянуто Аллахом, не является запрещенным. Вместе с тем при острой необходимости и сильном голоде человеку разрешается употреблять в пищу даже те продукты, которые запрещены Аллахом. Всевышний также сказал: ح ُ ر ّ ِ م َ ت ْ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ْ م َ ي ْ ت َ ة ُ و َ ا ل ْ د ّ َ م ُ و َ ل َ ح ْ م ُ ا ل ْ خ ِ ن ْ ز ِ ي ر ِ و َ م َ ا أ ُ ه ِ ل ّ َ ل ِ غ َ ي ْ ر ِ ا ل ل ّ ه ِ ب ِ ه ِ و َ ا ل ْ م ُ ن ْ خ َ ن ِ ق َ ة ُ و َ ا ل ْ م َ و ْ ق ُ و ذ َ ة ُ و َ ا ل ْ م ُ ت َ ر َ د ّ ِ ي َ ة ُ و َ ا ل ن ّ َ ط ِ ي ح َ ة ُ و َ م َ ا أ َ ك َ ل َ ا ل س ّ َ ب ُ ع ُ إ ِ ل ا ّ َ م َ ا ذ َ ك ّ َ ي ْ ت ُ م ْ و َ م َ ا ذ ُ ب ِ ح َ ع َ ل َ ى ا ل ن ّ ُ ص ُ ب ِ و َ أ َ ن ت َ س ْ ت َ ق ْ س ِ م ُ و ا ْ ب ِ ا ل أ َ ز ْ ل ا َ م ِ ذ َ ل ِ ك ُ م ْ ف ِ س ْ ق ٌ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ي َ ئ ِ س َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا ْ م ِ ن د ِ ي ن ِ ك ُ م ْ ف َ ل ا َ ت َ خ ْ ش َ و ْ ه ُ م ْ و َ ا خ ْ ش َ و ْ ن ِ ا ل ْ ي َ و ْ م َ أ َ ك ْ م َ ل ْ ت ُ ل َ ك ُ م ْ د ِ ي ن َ ك ُ م ْ و َ أ َ ت ْ م َ م ْ ت ُ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ن ِ ع ْ م َ ت ِ ي و َ ر َ ض ِ ي ت ُ ل َ ك ُ م ُ ا ل إ ِ س ْ ل ا َ م َ د ِ ي ن ً ا ف َ م َ ن ِ ا ض ْ ط ُ ر ّ َ ف ِ ي م َ خ ْ م َ ص َ ة ٍ غ َ ي ْ ر َ م ُ ت َ ج َ ا ن ِ ف ٍ ل ّ ِ إ ِ ث ْ م ٍ ف َ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ غ َ ف ُ و ر ٌ ر ّ َ ح ِ ي م ٌ
|