Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 8 страница
Аллах сотворил солнце и луну также для того, чтобы люди вели летоисчисление и узнавали время. Благодаря этому люди могут точно определять, когда они должны поклоняться Аллаху и выполнять обязанности друг перед другом. Если бы солнца и луны не было, если бы они не сменяли друг друга, то многие люди не могли бы узнавать время. Более того, лишь некоторые люди могли бы определить точное время, приложив для этого значительные усилия, и рабы лишались бы многого из того, что необходимо для их существования. Упомянутый нами порядок является установлением Могущественного и Знающего Аллаха. Его могущество настолько велико, что Ему покорны даже такие огромные творения. Они смиренно движутся, подчиняясь повелению своего Господа, не преступают Его ограничений, не опережают установленный для них график и не отстают от него. Его знание распространяется на все явное и сокровенное, первое и последнее, причем одним из логических аргументов в пользу безграничности божественного знания является удивительный порядок во вселенной, который поражает умы творений прелестью, совершенством, мудростью и той пользой, которую он приносит рабам.
Аллах сотворил звезды для того, чтобы люди находили по ним путь на суше и по морю, когда они сбиваются с пути. Благодаря звездам люди могут странствовать по земле в собственных интересах, отправляться в торговые поездки и путешествия. Одни звезды можно увидеть в любое время года, потому что они не меняют своего места. Другие звезды постоянно находятся в движении, и опытные астрономы знают направление их движения и определяют по ним стороны света и время. Этот и другие похожие аяты свидетельствуют о том, что шариат разрешает изучать расположение и движение небесных светил, и наука об этом называется астрономией. Это объясняется тем, что без соответствующих познаний люди не способны правильно определять путь по звездам. Аллах разъяснил свои знамения, отделил одни знамения от других и сделал их ясными и очевидными для тех, кто обладает знанием. Именно к этим людям обращены коранические откровения, и от них ждут достойного ответа. Что же касается грубых невежд, которые отворачиваются от знамений Аллаха и того знания, которое принесли Божьи посланники, то никакие разъяснения не способны принести им пользу, избавить их от сомнений и разрешить их проблемы.
Все люди произошли от одного человека – Адама. Аллах сотворил из него род человеческий, который заселил всю землю и продолжает увеличиваться по сей день. Люди отличаются друг от друга нравственными качествами, внешним видом и многими другими особенностями, причем эти различия настолько велики, что их невозможно оценить и описать словами. Аллах установил для людей конечное место пребывания – Последнюю жизнь, в которую попадут все творения. Она станет их окончательным пристанищем, которое они никогда не покинут. Они появились только ради нее и оказались на земле только для того, чтобы благоустроить ее своими деяниями. Аллах также установил для них место хранения. Он хранит их в хребтах их отцов и утробах их матерей. Он также хранит их при жизни на земле и в промежуточной жизни после смерти. Однако все эти этапы являются временными, потому что люди не задерживаются на них и отправляются в путь дальше, пока они не окажутся в конечном пункте своего пути. Он станет их окончательным пристанищем, а земной мир – это всего лишь временная обитель и короткая остановка. Так Аллах разъясняет знамения для людей, которые понимают Его знамения, доводы и свидетельства.
Всевышний упомянул об одном из величайших благ, в которых нуждаются люди и другие творения. Этим благом является выпадение дождя, который проливается на землю, когда люди нуждаются в нем. Посредством дождевой воды Аллах взращивает растения, служащие едой для людей и кормом для животных. Творения наслаждаются щедротами Аллаха и радуются дарованному им пропитанию и милости своего Господа. Они спасаются от засухи и неурожая, и радость озаряет их сердца и лица. Милостивый и милосердный Аллах осеняет их милостью, которая позволяет им насладиться жизнью и обязывает их усердно благодарить Того, кто неустанно одаряет их благами, поклоняться Ему, стремиться к Нему и любить Его. После упоминания обо всех деревьях и прочих растениях, которые произрастают благодаря воде, Всевышний Аллах особо отметил злаки и пальмовые деревья, которые приносят творениям огромную пользу и обеспечивают едой большинство людей. Аллах взращивает зеленые травы, на которых произрастают зерна пшеницы, ячменя, кукурузы, риса и других зерновых культур. Тесное расположение зерен связано с тем, что на одном колосе или початке развивается множество зерен, которые не соединены воедино. Будучи отдельными зернами, они имеют общее происхождение, и упоминание об этом является указанием на то, что урожай зерновых является богатым и достаточным для того, чтобы люди могли заново засеять поля, запастись зерном и использовать значительную часть урожая для приготовления пищи. На пальмах из завязей вырастают гроздья фиников, которые опускаются низко и легко достаются тем, кто желает их сорвать. Сорвать финики не представляет особого труда, ибо, если даже пальма является высокой, на нее легко забраться по высохшим широким основаниям ветвей. Наряду с пальмами Всевышний Аллах взращивает благодаря дождевой воде виноградники, оливковые рощи и гранатовые сады. Эти деревья приносят большую пользу и занимают важное место в жизни людей. Именно поэтому Аллах выделил их из числа остальных деревьев и растений. Аллах также сообщил, что они имеют сходства и различия. Существует мнение, что это откровение относится к оливкам и гранатам, потому что эти деревья и их листья имеют большое сходство притом, что их плоды сильно отличаются друг от друга. Согласно другому толкованию, оно относится ко всем деревьям и фруктам. Некоторые из них имеют много общих качеств, а некоторые совершенно не похожи друг на друга. Однако все они приносят пользу рабам, доставляют им удовольствие, утоляют их голод и служат для них назиданием. Именно поэтому далее Аллах повелел задумываться над плодами и фруктами. Это относится ко всем фруктовым деревьям в целом и к финиковым пальмам в частности. Посмотрите, как на них завязываются плоды и как они созревают. В этом действительно заключено множество знамений, свидетельствующих о милости Аллаха, Его безграничном милосердии, абсолютном могуществе и особом внимании по отношению к Своим рабам. Однако далеко не каждый извлекает из этого уроки и задумывается над этими знамениями, и не каждый, кто задумывается над ними, постигает заложенный в них смысл. Вот почему Аллах отметил, что извлекают пользу из знамений только правоверные. Вера побуждает их совершать праведные деяния, которые являются ее непременным условием и обязательным требованием, и одним из таких деяний является размышление над знамениями Аллаха и постижение их истинного смысла, в пользу которого свидетельствуют разум, подсознание и шариат.
Всевышний сообщил о том, что Он делает добро Своим рабам и показывает им свои очевидные знамения и ясные доводы. Несмотря на это курейшитские язычники и другие многобожники приобщали к Нему сотоварищей, обращались к ним с молитвами и поклонялись наряду с Ним бесам и ангелам, которые были всего лишь одними из Божьих творений и не обладали никакими качествами Господа Бога. Они равняли творения с Тем, кто творит и управляет, одаряет всевозможными благами и оберегает от всякого зла. Они измышляли великую ложь и приписывали Аллаху сыновей и дочерей, не имея об этом никакого знания. Кто же может быть несправедливее людей, которые говорят об Аллахе ложь, не опираясь на достоверные познания, и приписывают Ему ужасные недостатки, от которых Он бесконечно далек?!! Аллах пречист и превыше всего, что приписывают Ему многобожники. Он обладает всеми качествами совершенства и лишен любых пороков, изъянов и недостатков.
Аллах сотворил небеса и землю самым совершенным образом. Он сделал их непохожими на все остальные творения, придал им прекрасный облик и установил на них абсолютный порядок. Даже самые благоразумные мужи не смогли бы придумать нечто более прекрасное и восхитительное, чем эти творения. Аллах же сотворил их самостоятельно, ибо никто другой не принимал участие в их сотворении. Как может быть у Аллаха ребенок, если он является Господом Богом и совершенно не испытывает нужды? У Него нет супруги, и Он не нуждается в своих творениях, тогда как все они испытывают в Нем острую нужду при любых обстоятельствах. Ребенок обязательно должен походить на своего родителя. Аллах же является Творцом всего сущего, и среди творений нет такого, которое бы обладало хотя бы одним качеством, подобным божественным качествам Аллаха. После упоминания о сотворении всего сущего Аллах поведал о своем всеобъемлющем знании. Упоминание о божественном знании после сотворения само по себе является логическим аргументом в пользу божественного знания, потому что совершенный порядок во вселенной и изумительный облик творений свидетельствуют о безграничности знания Творца и совершенстве Его мудрости. Всевышний сказал: «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий?» (67: 14). Всевышний также сказал: «Конечно, ведь Он – Творец, Знающий» (36: 81). Таков Аллах, Который создал творения и предопределил события.
Аллах является единственным Богом, который заслуживает самой совершенной покорности и самой совершенной любви. Он является Господом, который одаряет творения всевозможными благами и оберегает их от различных несчастий. Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего. И если вы не сомневаетесь в том, что Он является единственным истинным божеством, то поклоняйтесь Ему, искренне служите Ему и стремитесь к Его лику, ведь именно ради этого были сотворены все творения. Всевышний сказал: و َ م َ ا خ َ ل َ ق ْ ت ُ ا ل ْ ج ِ ن ّ َ و َ ا ل ْ إ ِ ن س َ إ ِ ل ّ َ ا ل ِ ي َ ع ْ ب ُ د ُ و ن ِ «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51: 56). Аллах – Распорядитель всего сущего, поскольку все сущее было сотворено Им и находится в Его власти. Хорошо известно, что состояние дел уполномочивающего лица зависит от того, кто распоряжается его делами, однако Всевышний Аллах распоряжается ими не так, как это делают творения. Когда человеку поручают распоряжаться чужими делами, он становится всего лишь представителем уполномочивающего лица и полностью зависит от него. Однако Всеблагой и Всевышний Создатель уполномочивает сам себя, опираясь на свое совершенное знание, умение принимать правильные решения, милосердие и справедливость, и никто не способен внести поправки в решения Аллаха, потому что Его творения и решения лишены любых недостатков и изъянов. А примером того, как Всевышний Аллах распоряжается делами творений, является разъяснение Аллахом религиозных положений, оберегание мусульманской религии от искажений и защита правоверных от всего, что может лишить их веры и набожности.
Аллах является настолько великим, славным и совершенным, что взоры не способны объять Его. Несмотря на это, в Последней жизни праведники увидят Аллаха и насладятся возможностью увидеть Его благородный лик, потому что неспособность постичь и объять Аллаха взорами не означает неспособность увидеть Его. Более того, утверждение о том, что творения неспособны объять взорами Аллаха, подразумевает то, что они смогут увидеть Его, потому что постижение объекта взором является особой формой лицезрения, отрицание которой подразумевает признание возможности лицезреть объект. Если бы Аллах имел в виду, что творения вообще не могут лицезреть Его, то в этом откровении было бы сказано, что взоры не могут увидеть Его. Из этого следует, что обсуждаемый нами аят не оправдывает воззрения еретиков, которые отрицают смысл божественных качеств и не признают возможность лицезреть Господа в Последней жизни. Более того, этот аят свидетельствует в пользу совершенно противоположных воззрений. Аллах является тем, кто постигает взоры. Он ведает все очевидное и сокровенное, слышит все, что произносят вслух или шепотом, и видит большие и маленькие творения. Среди Его прекрасных имен – Проницательный, Ведающий. Благодаря своей проницательности, Он постигает даже самые тайные, скрытые и незаметные вещи. По своей доброте Он помогает рабам обрести набожность и ведет их к этому путями, о которых они даже не подозревали. Он помогает им заслужить вечное счастье и бесконечное преуспеяние такими путями, о которых они даже не помышляли. Он желает, чтобы иногда на долю рабов выпадали трудности, которые причиняют им страдания и от которых они хотят избавиться, потому что Ему известно, что так лучше для их набожности и что только таким образом можно достичь совершенства. Пречист и преславен Господь, который осеняет своей милостью, кого пожелает, и милосерден к правоверным!
После разъяснения знамений и доводов, свидетельствующих об истинных ценностях и правильных устремлениях, Всевышний Аллах обратил внимание рабов на эти знамения и поведал о том, что пожинать плоды своих деяний будут только они сами. Коранические аяты наглядно разъясняют истину и позволяют сердцам разглядеть ее так же ясно, как взоры могут разглядеть солнце. А причина этого заключается в том, что прекрасные и понятные слова откровения полностью раскрывают его истинный смысл и проливают свет на восхитительную истину. И этому не следует удивляться, ведь они ниспосланы Господом, одаряющим свои творения многочисленными зримыми и незримыми благами, и одной из самых славных и прекрасных Божьих милостей является разъяснение знамений и устранение любых неясностей. Если человек извлек полезные уроки из Божьих знамений и стал поступать в соответствии с их требованиями, то он поступил во благо себе, потому что Аллах богат и достохвален. Если же человек увидел знамения, но не постиг их смысла, и услышал предостережение, но не принял его во внимание, и понял истину, но не смирился перед ней, то он навредил только самому себе. Пророку Мухаммаду не было поручено постоянно наблюдать за людьми и запоминать их деяния. В его обязанности входило разъяснить людям истину, и он выполнил свои обязанности и донес до человечества ниспосланное ему откровение. Ему было поручено только это, и он не будет нести ответственности за все остальное.
Всевышний Аллах ниспосылает различные аяты, обладающие восхитительным смыслом и проливающие свет на удивительные истины. Божественные разъяснения не имеют недостатков. Напротив, они являются настолько восхитительными, что превосходят предел, которого творения способны достичь самостоятельно. Аллах разъясняет коранические аяты, но все заканчивается тем, что некоторые из людей говорят, что Пророк Мухаммад обучился им из книг людей Писания. Одни из них говорят: " Этот аят мы уже слышали". Другие же говорят: " Это – сказания древних народов, которым Мухаммад обучился от людей Писания". По своей лексической конструкции этот аят похож на следующее откровение: ف َ ا ل ْ ت َ ق َ ط َ ه ُ آ ل ُ ف ِ ر ْ ع َ و ْ ن َ ل ِ ي َ ك ُ و ن َ ل َ ه ُ م ْ ع َ د ُ و ّ ً ا و َ ح َ ز َ ن ً ا إ ِ ن ّ َ ف ِ ر ْ ع َ و ْ ن َ و َ ه َ ا م َ ا ن َ و َ ج ُ ن ُ و د َ ه ُ م َ ا ك َ ا ن ُ و ا خ َ ا ط ِ ئ ِ ي ن َ «Семья Фараона подобрала его, чтобы он стал их врагом и печалью» (28: 8). Безусловно, домочадцы Фараона не подбирали ребенка для того, чтобы вырастить его своим врагом. Они подобрали его для того, чтобы он принес им радость, однако все закончилось тем, что между ними зародилась вражда. Аллах также не излагает свои знамения для того, чтобы люди заявляли, что Пророк Мухаммад обучился им от людей Писания, однако ясность и разнообразие коранических откровений делает их похожими на предыдущие писания. Аллах излагает знамения различным образом для того, чтобы разъяснить Коран людям, умеющим отличить истину от лжи. В этом откровении речь идет о Священном Коране, хотя он не упоминается, однако это совершенно очевидно. Возможно, местоимение здесь относится к аятам, однако они также подразумевают Коран. Одним словом, смысл этого откровения заключается в том, что наряду с разнообразными знамениями во вселенной Аллах ниспослал и разъяснил различные знамения в Священном Коране для того, чтобы донести истину до неверующих. Они не могут обвинить Пророка Мухаммада в том, что он сочинил писание или придумал ложь, и поэтому им остается лишь обвинять его в том, что он обучился ему от людей, а не от Аллаха. А еще Аллах разъяснил свои знамения для того, чтобы пролить свет на ниспосланные истины для людей, которые не потакают своим желаниям, понимают истину и покоряются ей.
О Пророк! Следуй тому, что дано тебе в откровении от Аллаха, который вершит твою судьбу и управляет твоими делами. Он один является Богом, который заслуживает покорности и смирения. Посему будь покорен Ему и не обращай внимания на упорство многобожников и их лживые изречения.
О Мухаммад! Если бы Аллах пожелал обратить многобожников в веру, то они не приобщали бы сотоварищей к Нему. Всевышний разъяснил, что они не поклоняются вымышленным богам вопреки Его божественной воле. Если бы Аллаху было известно, что они отдадут предпочтение правой вере, то Он непременно наставил бы их на прямой путь. Однако Ему было известно, что они отдадут предпочтение многобожию, и поэтому Он не стал удерживать их от поклонения вымышленным богам. Ты не являешься смотрителем над ними, на тебя не возложена
|