Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОТ АВТОРА. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе края, собранных и оформленных учащимися (гербарии, образцы почв и минералов, таблицы и диаграммы, документы и изобразительные материалы и т.п.), они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В разные периоды истории школьные музеи переживали свои подъемы и спады, их то признавали важнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками старой идеологии. Сегодня не найти упоминаний о школьном музее ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Однако, несмотря на это, педагоги школ, гимназий, учреждений дополнительного образования продолжают вовлекать учащихся в эту интересную и полезную профессиональную игру, которая называется «школьный музей». Участвуя в создании и деятельности школьных музеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия, способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства. Понимая потенциальные возможности школьного музея как универсального инструмента обучения и воспитания учащихся, приобщения их к общественно полезной деятельности по охране культурного и природного наследия родного края, Министерство образования России приняло в 2003 году «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)». В период наибольшего расцвета школьной музейной деятельности в 1960-80-х годах издавалось довольно большое количество специальной литературы по школьному краеведению и деятельности школьных музеев. В настоящее время подобные издания предпринимаются лишь в отдельных регионах и очень ограниченным тиражом. Настоящая книга — попытка заполнить образовавшийся вакуум, помочь молодому поколению педагогов познакомиться с основными понятиями, проблемами и методиками организации и содержания деятельности школьного музея. Во втором издании методических рекомендаций автор пытался осветить основные проблемы и приемы организации и деятельности школьного музея, во-первых, с учетом основных формулировок «Примерного положения о школьном музее», а во-вторых, таким образом, чтобы читатель мог понять, в чем заключается суть того или иного понятия (формы музейной деятельности), какое место оно занимает в практической деятельности музея и какими средствами может быть осуществлено. Многое из методических приемов и норм музейной деятельности давно уже «устоялось» в отечественном музееведении и педагогике и не требует специального обсуждения со ссылками на источники, методическую литературу и нормативные документы. Некоторые же проблемы еще недостаточно полно разработаны, а то и поднимаются впервые. Поэтому некоторые разделы пособия снабжены ссылками на источники или те издания, где данный вопрос освещен более подробно, другие даны без использования научно-справочного аппарата. В приложениях к пособию публикуются основные нормативно-методические документы или выдержки из них, которые имеют важное значение для современной организации краеведческой и музейной деятельности учащихся. В список рекомендуемой литературы включены не только редкие, к сожалению, издания последних лет, но и некоторые пособия, монографии и сборники статей 1960-80-х годов. Связано это с тем, что эти издания выходили довольно большими тиражами и в обязательном порядке поступали в областные, краевые и республиканские библиотеки, приобретались государственными музеями, учреждениями дополнительного образования, а поскольку эти пособия имеют непреходящее значение, они, вполне вероятно, сохранились в этих учреждениях культуры и образования. Следовательно, педагоги — руководители школьных музеев могут ими воспользоваться и получить более подробные сведения по тем вопросам, которые недостаточно полно освещены в предлагаемом пособии. Автор будет признателен читателям, которые сочтут возможным прислать свои предложения и замечания по адресу: 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С Лихачёва, сектор краеведения.
|