Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое поле школьного музея: прошлое и настоящее
[Развитие сети школьных музеев] [Укрепление статуса школьного музея] [Общественные музеи] [Деятельность музеев, прошедших паспортизацию] [1980-1990 гг.] [Реформирование правового поля деятельности школьных музеев] [Литература к теме] Школьным музеям в советский период истории России придавалось достаточно большое значение. Их стремительный количественный рост в 1950-60-е годы вызвал необходимость регламентации деятельности, включения в структуру культурно-просветительных, идеологических институтов, организации контроля за сбором и использованием памятников истории и культуры, объектов природы. Органы образования в этот период неоднократно издавали различного рода методические рекомендации, поощрявшие педагогов и учащиеся к созданию школьных музеев, объяснявшие основные принципы и правила их создания. Однако эти рекомендации не всегда соответствовали существовавшим научным требованиям в области комплектования музейных фондов, их учета и хранения, экспозиционного и иных форм использования. Поэтому органы культуры начали проводить систематическую работу по организационному и научно-методическому обеспечению деятельности школьных музеев. В 1962 г. Научно-исследовательским институтом музееведения Министерства культуры РСФСР было издано специальное методическое пособие, в котором были даны рекомендации по организации и содержанию деятельности школьных музеев. Здесь же была отражена и позиция органов культуры по отношению к школьным музеям: «каждый школьный музей — это частица (пусть очень маленькая) огромной сети музеев нашей страны, являющихся хранилищами источников наших знаний о природе и обществе» [1]. Таким образом, органы культуры увидели в школьных музеях потенциальных помощников государственных музеев в собирании, хранении и использовании памятников истории и культуры, объектов природы как национального достояния. Это концептуальное положение нашло свое отражение в «Положении о музейном фонде Союза ССР», утвержденном приказом Министра культуры СССР № 273 от 26 июля 1965 г. во исполнение постановления Совета Министров СССР от 2 июня 1965 г. № 428 «О музейном фонде Союза ССР». В «Положении о музейном фонде Союза ССР», в частности, было записано, что основными хранилищами музейного фонда Союза ССР, наряду с государственными, академическими, учебными и ведомственными музеями, являются «народные музеи, действующие на общественные началах» [2]. Под народными музеями в этот период понимались музеи, которые создавались и действовали на общественных началах в государственных учреждениях и общественных организациях, получившие этот статус решением местных исполнительных органов власти [3]. В том же порядке статус народного получал и школьный музей. Этим же положением была определена и основная схема взаимодействия общественных музеев с государственными, которая сводилась к следующему: памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, которые комплектуют и используют общественные музеи, являются составной частью музейного фонда Союза ССР; памятники истории и культуры, объекты природы, входящие в фонды общественных музеев, включаются в состав музейного фонда Союза ССР путем постановки их на учет ближайшим по профилю государственным музеем, который организует их научное хранение и правильное использование; в этот же государственный музей передаются музейные предметы в случае прекращения деятельности общественного музея [4]. Таким образом, школьный музей как один из видов народного музея стал официальным хранителем определенной части национального историко-культурного достояния, входящего в музейный фонд Союза ССР
|