Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Школьный музей: попытка осмысления термина
Школьный музей — термин, знакомый едва ли не каждому россиянину. Однако далеко не все могут достаточно четко объяснить, что же представляет собой это оригинальное явление в отечественной культуре. С одной стороны, о школьных музеях написано большое количество работ научно-исследовательского характера, неоднократно издавались учебно-методические пособия, нормативные акты, писала пресса, а с другой стороны, даже специалисты до сих пор не пришли к единому мнению в определении школьного музея, продолжаются споры о их статусе и месте в реализации государственной культурной политики, о «пользе» и «вреде» этих музеев. Если обратиться к справочникам, то ни в одном издании мы не найдем определения школьного музея. Даже в Российской музейной энциклопедии школьный музей определяется всего лишь как «разновидность музеев учебных заведений» [1], т.е. через музейную типологию, а его сущность как специфического института культуры и образования остается не раскрытой. Попытки сформулировать определение школьного музея делались в некоторых нормативных документах. По «Положению о школьном музее», утвержденному в 1974 г., «школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов — источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность» [2]. В этом определении школьный музей представлен не в качестве объекта, а как субъект, поскольку сам по себе он не может быть «формой работы», а — только формой работы другого объекта, в данном случае какого-либо учреждения образования. Не отражает определение и такую важную характеристику, как общественная природа школьного музея. Вместе с тем, это определение содержит и рациональное зерно, связанное с развитием творчества, самодеятельности, социальной активности детей. В «Положении о школьном музее», принятом в 1985 г., школьный музей определяется как «тематическое систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами... Школьный музей работает на общественных началах» [3]. Данное определение, хотя и разделенное в положении на две самостоятельные статьи, более точно выявляет характер и содержательную суть школьного музея. Кроме того, в других статьях положения отражена и роль школьного музея в учебно-воспитательном процессе. Вместе с тем, в этом определении отсутствуют характеристики, отражающие функции школьного музея по изучению истории природы и общества края и организации краеведческой деятельности учащихся. Таким образом, школьные музеи, существующие в России с начала XX века, до сих пор не получили утвердившегося научного определения. Да и само название «школьный музей» достаточно условно. Оно сформировалось в советский период отечественной истории, когда основной и наиболее массовой формой учреждений образования являлись школы. Непременным условием создания школьного музея было активное участие учащихся школы. Позже, когда аналогичные музеи стали создаваться не только в школах, но и в учреждениях дополнительного образования или общественными детскими организациями, они тоже стали называться школьными музеями. Поэтому к школьным музеям стали относить музеи, которые создавались на общественных началах с активным участием школьников в начальных, неполных средних и средних школах, во дворцах и домах пионеров и школьников, на станциях юных туристов, натуралистов, техников, в школах-интернатах, в детских домах, в пионерских лагерях, по месту жительства и т.п. Существовали даже такие интересные формы организации школьных музеев, как межшкольные музеи, т.е. создаваемые коллективами нескольких школ на базе одной из них или на базе внешкольного учреждения; школьно-заводские, школьно-колхозные музеи, которые создавались учащимися школы на базе промышленного или сельскохозяйственного предприятия, чаще всего шефствующего над школой и, как правило, посвященные истории того предприятия. Немало школьных музеев создавалось и различными детскими объединениями — клубами, поисково-собирательскими отрядами, работавшими по месту жительства: при ЖЭКах, домах культуры, библиотеках и т.п. Постепенно в сеть школьных музеев стали включать и музеи, создаваемые на общественных началах в педагогических училищах, а затем и в других учреждениях начального и даже среднего профессионального образования, входивших в подчинение органов управления образованием. Таким образом, в 1970-80-х годах к школьным музеям, по существу, стали относить все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся в учреждениях основного и дополнительного образования, на государственных предприятиях и в общественных организациях. Однако основными учредителями школьных музеев все-таки были школы. В 1985 г. органами образования было зафиксировано 5237 школьных музеев [4]. Абсолютное большинство из них функционировало в школах. Например, анализ «Списка школьных краеведческих музеев РСФСР» [5] показывает, что из включенных в него 1213 школьных музеев лишь 32 относились к учреждениям дополнительного образования (домам пионеров и школьников, станциям юных туристов, станциям юных натуралистов и т.п.), остальные — к восьмилетним и средним школам, школам-интернатам и детским домам. А из 113 литературных и художественных музеев лишь 2 работали в учреждениях дополнительного образования, остальные — в школах [6]. Такая же закономерность прослеживается и при анализе региональных справочников по школьной музейной сети [7]. Таким образом, при всей своей относительной условности, термин «школьный музей» отражал организационную и функциональную сторону этого явления образования и культуры, т.е. общественный характер музея, активное участие школьников в его создании и деятельности, его образовательное и воспитательное назначение. Именно образовательно-воспитательный потенциал школьных музеев стал основной причиной их распространения в отечественной педагогической практике. Созданию школьного музея предшествует серьезная краеведческая работа, как правило, по нескольким направлениям и темам. Изучая эти темы, собирая краеведческие материалы, учащиеся на конкретных примерах знакомятся с историческими событиями, фактами, явлениями природы. Они получают возможность проверить и закрепить свои знания, полученные на уроках, значительно расширить их. Отечественная история, преломленная через исторические события, происходившие в крае, через судьбы их участников и очевидцев, становится более зримой и понятной. Знания о многих явлениях природы, о взаимодействии человека и окружающей среды, почерпнутые из учебного курса, в процессе краеведческих, экологических исследований становятся не только конкретными, но и вызывают потребность участия в охране объектов природы, в оздоровлении экологической обстановки в родном селе, поселке, городе. Здесь уместно привести пример, как учащиеся школы №18 г. Рязани, осуществляя изучение экологической обстановки, провели опыты с различными растениями, выявили те породы деревьев и кустарников, которые наиболее полно поглощают канцерогенные вещества, и дали свои предложения администрации города по его озеленению. Можно привести большое количество примеров, когда краеведческая Деятельность учащихся перерастала из познавательной в общественно полезную. Принесение пользы обществу — это один из обязательных компонентов любой краеведческой деятельности, в том числе школьных музеев. Однако включение в эту общественно полезную деятельность возможно только при условии получения конкретных и достоверных знаний об объекте изучения и овладения определенными методиками. Школьный учебный курс дает лишь основные представления об истории Отечества, о развитии и содержании отечественной культуры, о природе страны и использовании природных ресурсов и т.п. Большинство знаний и навыков, необходимых краеведам, учащиеся получают в процессе внеурочной деятельности — в клубах, кружках, научных общества и т.п. Дополнительно к школьному курсу учащиеся получают возможность изучить предмет и методики многих научных дисциплин: источниковедения, археологии, этнографии, фольклористики, литературоведения, искусствоведения, археографии, музееведения и т.п. Это, конечно, не значит, что учащиеся овладевают всеми этими дисциплинами и используемыми в них методиками, а только теми, которые становятся необходимыми в процессе конкретных краеведческих исследований. Многие педагоги на собственном опыте убедились, что занятие краеведением повышает успеваемость учащихся, значительно расширяет их кругозор, формирует определенное мироощущение и социальную активность, приучает самостоятельно анализировать информацию и делать собственные выводы. В последние годы краеведение все активнее включается в систему и методику обучения. Законом Российской Федерации «Об образовании» предусматривается введение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов [8]. Это означает, что преподавание любого предмета в учреждении образования складывается из теоретического и прикладного курса, общего для всех учащихся страны (федерального компонента), и национального или регионального курса, специфического для данной территории или этнической группы. Естественно, что национально-региональный компонент эффективнее всего может быть реализован средствами краеведения. Таким образом, краеведение становится необходимым элементом образовательных программ. Практическое краеведение неизбежно связано с выявлением и собиранием различных материалов, отражающих социальную и естественную историю региона. Накопление этих материалов, в первую очередь, подлинных памятников истории и культуры, объектов природы, вызывает необходимость их презентации, общественного предъявления. Наиболее распространенной и универсальной формой собирания, обеспечения сохранности и общественного использования движимых памятников природы, истории и культуры является музей. Школьный музей, таким образом, обладает не только образовательным потенциалом, но и всеми теми свойствами, которые присущи музею как научно-исследовательскому и культурно-просветительному институту. Полифункциональность школьного музея и создает объективные сложности для выработки его определения как социального института. Не ясно, например, через понятийный аппарат какой научной дисциплины должен определяться школьный музей — педагогику, музееведение или это определение может носить междисциплинарный характер, как, например, краеведение, которое тоже, кстати говоря, не получило еще своего достаточно точного определения. Поэтому сегодня можно говорить лишь об основных характеристиках, присущих школьному музею. Во-первых, школьный музей представляет собой общественный институт, что отмечал один из виднейших отечественных музееведов А.М.Разгон [9]. К этому можно добавить, что общественный характер школьного музея определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он становится определенной формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории и природе родного края и их изучения музейио-краеведческими средствами. Во-вторых, школьному музею присущи все те черты, которые характерны для музея как социального института. Он изучает исторические и природные процессы и явления, комплектует, хранит и экспонирует памятники материальной и духовной культуры, объекты природы в соответствии со своим профилем и тематической направленностью. В-третьих, школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная функция школьного музея имеет как бы несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам; это форма внеклассного дополнительного образования; это форма профессиональной ориентации учащихся. Все эти особенности школьного музея зафиксированы в рекомендованном Министерством образования России «Примерном положении о музее образовательного учреждения (школьном музее)». Однако и этот документ не содержит научного определения школьных музеев, а лишь констатирует их статус как «структурных подразделений образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности» [10]. Современная классификация учреждений образования, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», основывается на уровневом подходе и не включает перечня конкретных типов и видов образовательных учреждений. Под учреждением образования закон понимает все виды образовательных учреждений: дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, т.е. от яслей-садов до вузов. Поэтому возникает необходимость уточнения, какие типы и виды учреждений образования имеются в виду в «Примерном положении о музее образовательного учреждения (школьном музее)». Со всей очевидностью речь идёт об учреждениях, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного образования, работающих с детьми, обучающихся в выше перечисленных учреждениях общего и профессионального образования. К сожалению, под определение школьного музея в этом положении не попадают музеи, создаваемые при активном участии детей по месту жительства. Немало таких музеев работает при местных органах власти, при учреждениях культуры, при различных общественных объединениях. 1. Российская музейная энциклопедия, Т. 2. - М.: 2001. С.341. 2. Положение о школьном музее. /В кн.: Школьные музеи. Из опыта работы. Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашкина. - М.: 1977. С. 133. 3. Школьные музеи. /Сборник документов. — М.: 1987. С. 21. 4. Персии А.И. Об итогах: паспортизации школьных музеев в Российской Федерации по состоянию на 1996 г. /Вестник детско-юношеского туризма в России. — М.: 1997, № 2 (22). С. 13. 5. Список школьных краеведческих музеев РСФСР. — М.: Министерство просвещения РСФСР, 1986. 6. Аннотированный список школьных литературных и художественных музеев РСФСР (по состоянию на 1 января 1981 г.). /Сост. А.И.Персин. - М.: 1981. 7. Школьные музеи Горьковской области. — Горький, 1987; Каталог музеев на общественных началах Калужской области. Калуга: 1989; Музеи славы боевой. Методические рекомендации и справочные материалы по школьным музеям и залам боевой славы Ленинграда. — Л.: 1976; Школьные музеи Тульской области. (Справочник). — Тула: 1973; По залам школьных музеев. (В помощь руководителям школьных краеведческих музеев). Челябинск: 1988; Аннотированный каталог школьных музеев Воронежской области. (Изд. 3-е, доп.) — Воронеж, 1998; Каталог школьных музеев Тамбовской области. — Тамбов, 2000 и др. 8. Закон Российской Федерации «Об образовании» — Принят 10 июля 1992. Ст. с 7-1. 9. Разгон A.M. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев. /Сб. науч. трудов НИИ культуры: Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. М.: 1983. С. 40. 10. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003. № 28-51-181/16. «О деятельности музеев образовательных учреждений». / Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. № 2 (46). - М.: 2003. С. 6. Дальше Назад
|