Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты современной западной философии
Философские концепции конца XIX – начала XX века открывают новый период развития философии, который характеризуется отходом от классического рационального типа философствования, утвердившийся в философии предшествующего времени. Новая философия связана с обращением к разработке проблем человека. Философские концепции этого времени становятся предпосылкой развития философии конца XX века, которые принято называть «постмодернизмом». Основная проблематика философии постмодерна связана с субъективными особенностями индивидуального бытия, практических потребностей человека, его жизни. Современная западная философия характеризуется следующими чертами: 1) она не представляет собой единого учения, объясняя это плюрализмом мнения; 2) практически все школы и направления являются разновидностями субъективного и объективного (только неотомизм и его разновидность тейярдизм) идеализма, то есть идеализм не преодолевается, а только меняет свои формы; 3) в настоящее время все школы и учения стоят на антидиалектических позициях; 4) намечаются тенденции перехода с позиций рационализма на позиции иррационализма, т.е. к отрицанию роли разума, к неверию в возможности человеческого сознания и преувеличению таких элементов психики, как воля, инстинкты, бессознательное и т.п.; 5) Важной особенностью этого этапа развития мировой философии является выраженное размежевание философских концепций, ориентированных на сциентизм и антисциентизм. Если сциентизм (лат. scientia – знание) объясняют мир путём абсолютизации роли науки в жизни общества (позитивизм, прагматизм, фрейдизм, структурализм), то антисциентизм основан на критике интеллекта и отрицании возможности науки и техники для дальнейшего развития человечества, выступая с требованием ограничения их развития, основное внимание уделяя внутреннему миру человека, его переживаниям («философия жизни», феноменология, экзистенциализм, герменевтика). 6) концентрация вокруг проблем человека и его места в мире (экзистенциализм, персонализм, философская антропология, религиозная философия); 7) религиозные направления оформились в характерную черту всей западной философии – фидеизм (от лат. Fides – идеи), стремление подчинить науку, философию религии, использование научных знаний для защиты религиозных догм; 8) эклектицизм, взаимствованне многих идей друг у друга. Это связано с формированием новых течений, которые представляют собой механику из так называемой «большой тройки» (экзистенциализма, неопозитивизма и неотомизма). Однако неверно представлять современную западную философию как клубок противоречий и неправильных постулатов, лишенных разумности. В целом западная философия второй половины XIX-XX вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу. Наиболее влиятельные и распространенные течения – позитивизм и его разновидности, экзистенциализм, «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм, сциентизм и антисциентизм.
|