![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как понимается в современной философии многомерность, многообразие бытия?
Признавая бытие; как единую основу всего существующего, современная философия вместе с тем выделяет в нем три относительно самостоятельных формы. • Объективное бытие - материально-предметная реальность: мир природы, вещей, состояний, процессов. Это изначальная форма бытия, даже если допустить, что она возникла из небытия. • Субъективное, идеальное бытие - духовная сущность, мир идеального, мышления, сознания, мир понятий, формул, законов, теорий. Это неотъемлемая составная часть бытия. Вместе с тем это особая его часть. Дух, не есть природа. • Объект - субъектное бытие, т.е. бытие человеческое, индивидуальное и социальное, историческое, общественное, как бы синтезирующее в себе и материальную, и идеальную форму бытия. Современные философы часто называют эту форму бытия экзистенцией, подчеркивая ее уникальность. Так, признавая существование и материального, и идеального бытия, В.С. Соловьев особо подчеркивал, что в человеческом существовании наиболее ярко выражается глубокое единство, всеединство всех форм бытия, которое присутствует в каждой из его форм, но не сводится ни к одной из них. Современная философия включает в категорию бытия не только все материальное, но и моменты человеческого сознания, идеального, а также другие формы активности субъекта, человека. Итак, бытие есть наиболее широкая по объему, охватывающая все многообразие реального мира, категория, обозначающая всю доступную нам совокупность существующего, мир в целом. Противостоящая бытию категория небытия обозначает, наоборот, все, недоступное нашему мышлению, все, что не имеет каких-либо определенных качеств, свойств, признаков. В современной философии тем не менее указывается одно, единственное, но исключительное качество небытия — его способность порождать бытие, творить реальный мир. Поэтому небытие все чаще определяется как творческое ничто, активное начало, смыслообразующий вакуум, как мировой Разум, а в христианской философии - как Бог - Дух Святой, создавший мир. Каково философское определение материи! В чем различия в понимании отдельными философскими направлениями роли материи в структуре мира? Понятие «материи» неотделимо от понятия «бытия». С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, что является определяющим для развития всего остального мира. Духовное, идеальное, субъективное бытие для философа-материалиста есть лишь результат развития материального, существует лишь после него и без него существовать не может. Правда, новейшая философия склонна считать, что бытие изначально было дуалистичным, содержало в себе и материальное, и идеальное в качестве составных частей. По своему характеру, считает И. Р. Пригожий, наша Вселенная плюралистична, комплексна1. (Пригожий И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986. — С.37.) «Весь действительный мир, состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы»2. Представление о порождении материальным идеального выглядит сегодня столь же обоснованным, как и известная библейская легенда о порождении Евы из ребра Адама. И удивляться этому не приходится, поскольку сегодня, как и вчера, содержание понятия «материи» определяется уровнем развития человеческого знания, особенно естественно-научного. Первоначально термин «материя» в переводе с греческого обозначал дерево, доски, строевой лес и использовался в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы - материи. Вплоть до конца XIX в. под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определенных физических свойств, качеств. Со временем появилось собственно философское, специфическое понятие «материи», которое отделилось от более конкретного, естественно-научного. Так, в философии К. Маркса считалось, что «материя» - не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает те главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей. А всеобщим свойством вещей является то, что они существуют независимо от человеческого сознания. Выражая этот новый подход к пониманию сущности материи, В. И. Ленин писал: «Материализм вообще признает реальное бытие (материю), независимое от нашего сознания, от ощущения, от опыта и т. п. человечества»1. (Ленин В.И. Полн. соб. соч., Т. 18. - С.346.) И такой подход к определению материи, который стали называть философским, обнаружил свою устойчивость, особенно в XIX—XX вв., когда естественно-научные представления о материи стали быстро меняться. Каковы современные естественно-научные представления о структуре материи, или так называемая картина мира? Современные представления о структуре материи очень усложнились. Причем количество свойств, видов и состояний бесконечно, как бесконечна сама материя. Чтобы разобраться в этом многообразии, выделяют некоторые общие, универсальные свойства материального бытия: • структурность (упорядоченность, организованность); • активность (движение, изменение, развитие); • пространственно-временная форма существования, информативность (способность содержать в себе определенный объем информации). Современная физика выцеляет два основных способа суще-ствования материи: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, поля — энергая. В материи, существующей в ввде вещества, в качестве основных струкгурных частей выделяют живую и неживую приро-ду, В неживой природе существует атомный уровень, молекулы (микромир); механические массы, соизмеримые с человеком, (макромир); планеты и звезды, звездные системы, галактики (мегамир). В материи, существующей в виде поля, есть такие его виды, как Іравитационное, электромагаитное, ядерное и др. В живой природе исследуются уровни: биологический, молекулярный, клеточный, органов и тканей, организм в целом. Выделяются также уровень популяций и живых систем (биоценозов) и уровень биосферы. Высшим этапом в развитии живой природы является соци-альная жизнь. В ее составе исследуются индивиды, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом и, наконец, вся сфера, затро-нутая деятельностью человека, его разума, так называемая ноо-сфера. Однако, как бы не усложнялись и не изменялись научные представления о материи, философское понимание этой категории отличается от них, выражая то общее, единое, универ-сальное, что присуще всем без исключения ее формам. С по-мощью понятия «материи» формируются представления о едиистве мира, включенности человека в процесс мирового ма-териального круговорота. Уяснение философского представления о материи является необходимым условием формирования мировоззрения лично-сти, независимо от того, окажется ли оно в конечном счете ма-териалистическим, вдеалистическим или религиозным. Но изучение этого базового философского понятия будет неполным, если не ознакомиться с основньши свойствами ма-терии, формами ее существования. В чем закмочается специфака бытия вещеи, их свойств и отношений? Каковы особенности универсальных свойств материа: пространства и времени? Нертъемлемым свойством материального, вещного бытия является его струкгурность, расчлененность на отдельные час- ти, элементы. Дискретность материального бытия с неизбежно-стью порождает и другую особенность его существования — на-личие отношений, связей между отдельными материалъными объектами. Бытие любой вещи включает, таким образом, нали-чие той или иной связи с другими вещами. Это необходимый признак вещи, свойство ее бытия. Понимание специфики бытия вещей оформляется с помо- Атрибут пространства харакгеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — их изменчивость. В обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы. В истории философии вопрос о сущности этгос понятий и их соотношении с понятием «материи» вызывал много споров. Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы работы нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно. Основываясь на этом опыте, философы-материалисты ут-верждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны. Философы-идеалисты, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от ве-щей и являются самостоятельными сущностями, модифика-циями духа. Иначе говоря, для этих философов данные катего-рии абсолютны. В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что понятия «пространства», «времени», «движения» возникли из нашего опыта, наших по-стоянных наблюдений, т.е. в них много субъекгивного, относи-тельного. Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность, объем, высоту, ши-рину, глубину. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, Іраничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяжен-ность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: вы-соту, ширину и глубину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая. Но каждая из вещей, помимо указанных харакгеристик, имеет еще и определенное временное измерение. Это их свой-ство иногда называют четвертым измерением. Категория време-ни также основывается на нашем опыте, наблюдениях. Напри-мер, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и ко-нец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный по-рядок смены друг друга. Время однонаправлечно, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновенье уже никогда не повторится. Пространство и время являются сложнейшими философ-скими категориями. Это заметил уже Августин Аврелий (354— 430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсъ совершенно втупик»1. Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность. В совре-менной трактовке эти понятия выглядят так. Абсолютностъ пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами сущест-вования материи. Относительность их выражается в том, что пространствен-ные структуры и ритм времени определяются состоянием дви-жущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспе-риментальной физикой. 1 Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. 4.2. — М., 1969. — С.584. Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения, временных харакгеристик разных материальных объектов, процессов. Так, историческое время, т.е. время существования цивили-зованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет. Предысторическое время, т.е. время становления человека в период до появления первых цившшзаций, исчисляется не-сколькими сотнями тысяч лет. Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет несколько миллиардов лет. Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существу-ет мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшед-шего около 20 млрд лет тому назад. Для того чтобы осмыслитъ соотношение указанных типов времени, нужно допустить, что человек существует на Земле полмиллиона лет и условно предположить, что эти полмиллио-на лет равны одному дню. Тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего 16 последних минут этого дня. Таким образом, масштабы исторического, предысториче-ского, геологического времени почти несоизмеримы, относи-тельны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются. То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например, микромира, макромира и мегамира. Следовательно, понятия «пространства», и «времени» тесно связаны с материей, нсотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем, определенном пространстве — времени. Неотделимо от материи и еще одно ее универсалыюе свой-ство — движение. Что такое движение с мочки зрения универсального свойства матгрии? Каковы современные представления об основнш формах движения? Понятия «пространства», «времени» и «движения» тесней-шим образом связаны между собой. В движении выражается единство пространства и времсни. л#Ьд движешем понимается ёдинство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени. Движение материи абсолютно, ее покой — относителен. Подчеркивая исключительную важность этого свойства приро-ды, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечет за собой и незнание природы. , Ошибочно понимать под движением только механическое I перемещение вещей в пространстве. Это многогранное понятие I включает всякре изменение вещей и процессов во времени. С Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не слу- чайно при покупке подержанной машины обычно интересуют- ся не только ее пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомаши- на, но также стареет во времени. Именно поэтому верно утверждение, что материя не может существовать без движения. Как верен и тезис о том, что дви-жение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля. " Т В нвразрывном единстве материи и движения последнее все |же подчинено первой. Материя исходна, а движение производно. '— Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Перечислим важнейшие из них. I* Движение объективно, т.е. оно существует независимо от СГсознания человека. ! Иначе говоря, причина движения, измене- ния материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и поло- жение о бесконечности взаимопревращений материи как суб- станции вечной и бесконечной. • Движение характеризуется и таким качеством как все-общность. Это означает, что в природе нет таких явлений, ко-торые были бы лишены движения, а само существование мате-риальных объекгов во всех своих моментах и связях определя-ется движением. Современная философия отвечает и на вопрос об источнике И наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютностъ. Конечно, современная философия не от-вергает существования в мире моментов устойчивости, равно-весия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объек-тов. Покой есть лишь момент движения, он преходящ, време-нен, относителен. О покое можно говорить только по отноше-нию к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения. Многообразие мира, форм его движения породили потреб-ность в упорядочении, классификации конкретных форм дви-жения материи, которые тесно связаны со своим носителем. Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм пять основных: механическую, физическую, химическую, биологаческую, соци-альную. Сегодня эта классификация выглядит устаревшей. Совре-менная наука значительно углубила и конкретизировала пред-ставления о формах движения материи. В настоящее время эта классификация включает в себя такие основные формы, как пространственное перемещение; элекгромагнитное движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц; гравитаци-онную форму движения; ядерное взаимодействие; химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов; геологическую форму движения, связанную с измене-ниями в материках, слоях земной коры; биологическую форму движения; социалъную форму движения. Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ньгае существующую классификацию. Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность механических попыток сведения высших форм движения к низшим: социалышх — к биологаче-ским, биологических — к физико-химическим и т.п. На прак-тике эта несводимость подтверждается малой результативно-стью попыток создания «человека-робота», элекгронных ана-логов человеческого мозга и т.п. Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания. Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и иде-альное духовное бытие. Анализ сущности идеального в некото- рых отношениях представляется для теории и практики даже более значимьш, чем рассмотрение проблем материи. Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Л. И. Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покор-ная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и бес-пощадный враг — это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира». Поэтому для формирования цельного философского миро-воззрения необходим также анализ сущности и форм идеаль-ного бытия, человеческого сознания, мышления, языка.
Глава
|