Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и функции жертвоприношения (М.Мосс, Э.Лич).
Универсальная функция жертвоприношения, с точки зрения Мосса – опосредовать контакт человека с областью сакрального, причем в качестве посредника между сакральным и профанным миром выступает жертва. С точки зрения Мосса, религиозные понятия, коль скоро в них верят, существуют – и существуют объективно как социальные факты. Сакральные объекты, в сфера которых функционирует жертвоприношение, - это социальные объекты. И этого достаточно, чтобы объяснить жертвоприношение. Два условия лежат в его основе. Прежде всего, нужно, чтобы вне жертвователя существовали вещи, выводящие его за самого себя, далее, нужно, нужно, чтобы эти вещи находились близко к нему, чтобы он мог вступить с ними в связь. Следовательно, и для индивидов, и для коллектива жертвоприношение выполняет социальную функцию. Магия рассматривается Моссом как феномен, отличный от религии. Магия имеет тайный и индивидуальный характер, и при этом является социальным феноменом. Мосс предположил, что в истоках магии можно обнаружить первичную форму коллективных представлений, которые позже стали основаниями интерпретационных форм индивидуального сознания. Вера в силу мага, действенность обрядов, совершаемых им, носит коллективный характер, и может поддерживаться только группой. Для наиболее полного объяснения коллективного характера магии Мосс вводит понятие мистической силы «мана», в котором он видит исток магии, и которое является наиболее рельефным выражением синкретизма любой магии. Мосс ставит перед читателем вопрос, что же такое молитва. Какие формы речевых ритуалов являются молитвой, и чем молитва отличается от других речевых ритуалов. Мосс обращается к богатому материалу культур австралийских аборигенов, как к фактам, в наиболее чистом виде показывающим самую примитивную стадию развития религиозных феноменов. Годом раньше вышла работа о первобытных классификациях, написанная Моссом в соавторстве с Дюркгеймом, которая была основана на том же материале. Мосс рассмотрел речевые риалы в их наиболее примитивной форме и показал, что и здесь уже существует различение между магическими и религиозными ритуалами. Таким образом, как следует из анализа жертвоприношения согласно Моссу и Юберу, жертва – это слово: «Жертва уподобляется вотивной формуле, воплощает ее, наполняет, несет к богам и тем самым становится духом, «транспортным средством» В главе «Логика жертвоприношения» у Лича есть замечательная фраза: «Я надеюсь, что убедил вас в том, что при этнографическом исследовании внимание к мелким деталям действительно имеет значение». Он разбирает древнееврейский ритуал, связанный с козлом отпущения. Лич прояснил значимость смерти как отделения духовной сущности от материального тела и использование символики смерти как маркера изменения социального статуса. Личу принадлежит другая, связанная с этим фактором, мысль: козлу отпущения сохраняют жизнь потому, что он должен быть неотделенным от своей нечистоты. Удаление животного с ритуальной сцены имеет полное смысловое соответствие в обряде инициации. Лич предлагает две модели логики жертвоприношения [7, c.100-103]. Первая – пространственная. «Этот мир» и «Иной мир» пересекаются. Область пересечения – священные места, которые обладают признаками обоих миров. На этой территории приносится жертва. Вторая модель – темпоральная. В ней перекрещиваются социально-историческое и сакральное время. В области пересечения происходит переход от «нормального к анормальному времени» и, наоборот; жертвоприношение является пограничной вехой социально-исторического времени. Имеем своеобразную темпоральную конверсию. Интерпретация жертвоприношения у Лича, можно сказать, классическая: взаимообмен с целью восстановления связи с сакральным объектом. Расширим теорию жертвоприношения. Это культовое действие можно классифицировать как продуктивное и/или сохраняющее незавершенное действие-процесс. Агентом действия выступает «аномальная личность» (термин Лича). Результатом действия является локальное изменение некоторых сегментов «Этого мира» с целью упрощения их последующей экстраполяции в «Иной мир». То есть «горизонт намерения» расширяется за счет возможных миров. Пространственно-временные условия у Лича оказываются «разорванными» в результате мысленного эксперимента. Основные интенциональные состояния, при которых осуществляется жертвоприношение, – «вера» и «надежда». Жертва выступает как когнитивное средство, с помощью которого обнаруживаются закономерности, а сам ритуал «моделирует отношения субъекта и объекта в познании» (И. Касавин). В «Очерке о природе и функции жертвоприношения» он впервые упоминает о таком социальном поведении, как форма принесения даров. Жертвоприношение это дар, который отдает один индивид ради получения компенсации от бога, которому приносится жертва. Сама жертва выступает в качестве посредника, который устанавливает связь между этими двумя мирами. Все свои выводы М. Мосс делал, основываясь на изучении примитивных народов, но уже у них процесс дарения можно поставить на одну черту с товарно-денежными отноiениями. Принесение даров это не только основа взаимного обмена, но и особая форма коммуникации, издавна принятая в обществе.
|