Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 32. 1. Функция ритуала в ситуациях социального конфликта (по работе В.Тэрнера «Символ и ритуал»)




1. Функция ритуала в ситуациях социального конфликта (по работе В.Тэрнера «Символ и ритуал»). По мнению английского этнографа В.Тэрнера, «ритуал — это стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах и целях исполнителей» (3). Ритуалы стремятся организовываться в цикл представлений, даже если они исполняются по случаю, каждый из них происходит при определенных обстоятельствах.
Тэрнер в своей работе «Символ и ритуал» классифицирует ритуалы на сезонные, посвященные моменту перемены климатического цикла или началу такого рода деятельности, как посев, жатва. Ритуалы могут быть зависящими от обстоятельств, вызванных критическими периодами в жизни отдельного человека или коллектива. Ритуалы по случаю могут исполняться в период жизненных переломов, при рождении, совершеннолетии, браке, смерти и т. д. Ритуалы бедствия, которые исполняются для умиротворения либо изгнания сверхъестественных сил, навлекающих болезни, неудачи, телесные повреждения. Другие виды ритуалов включают в себя: гадания, церемонии, исполняемые политическими властями для обеспечения здоровья и плодородия людей, животных и злаков; посвящение в жреческую службу, в религиозные ассоциации или тайные общества, а также ритуалы, сопровождающие ежедневные приношения еды и питья божествам или духам предков. В.Тэрнер большое внимание уделил конфликтным ситуациям, которые чаще всего преодолеваются ритуалом. Конфликты он разделяет по типам и выделяет стадии развития конфликтов. Описывая социальные драмы, он показывает, как в специфических ситуациях некоторые принципы вступают в конфликт друг с другом и какие попытки делаются для поддержания единства. Тэрнер пишет, что ритуал пытается устранить кризис, но если раскол неизбежен, то ритуал утверждает в условиях повышенной эмоциональности высочайшие общие ценности. Утверждение коллективных ценностей — важнейшая функция ритуала с социальной точки зрения. На примере деревни нденбу (Муканзу), он указывает на ритуал как на более важное средство постоянного поддержания общих норм и ценностей народа, так как система ритуала связана с символом, подражанием, восприятием. Таким образом, ритуал — это особая программа поведения, с помощью которой коллектив преодолевает критические точки бытия.
Ритуал, по мнению Тэрнера, проводит человека или социальную группу через лиминальность (промежуточное состояние), в которой с большей эмоциональностью утверждаются нетленные ценности общества, к новому закреплению структуры (иногда видоизмененной).

Гадание и восстановительный ритуал — стадии единого процесса, который, в первую очередь, чувствителен к переменам, особенно к обрывам в сети существующих социальных отношений (2). Ритуалам бедствия предшествует обращение к гаданию, и именно в гадательном процессе выходят наружу ссоры, соперничества и столкновения между людьми. Гадание подготавливает почву для стандартизации процессов восстановительного ритуала. Гадальщики раскрывают то, что произошло, а способы гадания рассматриваются как инструменты обнаружения лжи и раскрытия истины. Восстановительное или лечебное действие происходит в соответствии с вердиктом гадальщика. Таким образом, гадание становится формой социального анализа, в ходе которого скрытые конфликты проявляются так, что их можно преодолеть посредством традиционных процедур. Гадальщик — важная фигура традиционального общества, так как в своих действиях он исходит из системы моральных норм, а роль гадальщиков — в восстановлении нарушенных социальных отношений. Основы искусства гадальщика коренятся в мистических верованиях, сам он, безусловно, верующий. Прежде чем гадальщик даст консультацию, ему необходимо привести себя в должное душевное состояние, например, он должен воздерживаться от половых отношений на некоторое время (до и в период гадания), избегать некоторых видов пищи, не должен таить в своем сердце злобу против кого-либо, должен быть чистым и пустым вместилищем. Он также соизмеряет свое поведение с идеалами. Гадальщик может рекомендовать обратиться к культовой ассоциации для исполнения ритуала, который не только излечит пациента, но и восстановит равновесие в группе.
Подобно тому, как сообщества, практикующие лиминальные ритуалы, усиливают чувство социального единства, точно так же делают это современные экспериментаторы с коллективами молодежи, национальными службами.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал