Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологическая теория магии, проблема проведения разграничении между религией и магией (М.Мосс, Б.Малиновский, М.Дуглас).
В концепции М. Дуглас магия и религия представлены как феномены одной природы, осуществляющие символическое упорядочение мира, и формально друг от друга не отличающиеся. Сходны они в том, что содержат набор ритуальных практик, через совершение которых стабилизируется социальная ситуация: достигается психологическое равновесие, как в группе, так и у каждого отдельного индивида; упорядочиваются взаимоотношения между членами группы действием принципов морали и установки на справедливость. Верования первобытных обществ на магию и религию не подразделяются. Причину сложившегося в современном обществе разграничения символических ритуалов на магические и религиозные, она видит в общественном сознании, как представлениях о нормативных ритуалах- религиозных, и ненормативных- магических. Таким образом, единственным, по мнению М. Дуглас, критерием дифференциации феноменов выступает понятие нормативности. Во второй главе работы были проанализированы концепции Б. Малиновского и Э. Дюркгейма. Оба осуществляют дифференциацию магии и религии в свете выполняемых феноменами социальных функций. Б. Малиновский определяет и религию и в магию как обращение к сверхъестественным силам через совершение ритуала. Оба вида практик функционально значимы для общества/ группы, так как помогают индивидам в их главном стремлении - выжить. Однако осуществляют они это разными способами: магический обряд- через «ритуализацию оптимизма», что подразумевает под собой веру индивидов в возможность предопределять (задавать) ход будущих событий, а значит и обеспечивать себе безопасное существование; религиозный обряд – через «ритуализацию надежды», т.е. страх перед уже совершившимся нейтрализуется посредством установления связей с сакральным. Таким образом, направленность ритуала выступает, по Малиновскому, главным критерием разграничения магии и религии. Э. Дюркгейм характеризует религию, опираясь на такие понятия как «коллективные представления», «священная вещь», «ритуал», «моральная общность». Все это вкупе характеризует религию. Дюркгейм видит в ней тождественную обществу силу – силу коллективизма, способную регулировать, посредством основанного на принципах морали, принуждения, общественную жизнь. Магия, также как и религия, связана с коллективными представлениями, подразумевает совершение обрядов, - ввиду чего Дюркгейм говорит о сходстве их формального содержания. Критерий дифференциации феноменов Дюркгейм, а также его ученик и последователь М. Мосс, обнаруживают в социальной значимости обрядов: религиозный, в отличие от магического, общественно значимый, так как оказывает принуждающее воздействие на индивидов и обеспечивает солидарность. Таким образом, рассмотрев разные точки зрения на вопрос соотношения магии и религии, мы убеждаемся в неоднозначности трактовки данных понятий, и отсутствии четкой, всеми признанной границы между ними. В каждой из рассмотренных концепций дифференциация магии и религии базируется на разных основаниях: форме обряда, понятии «нормативности», функциональной направленности ритуала, социальной значимости. Отсутствие общего понимания природы магии и религии является причиной многочисленных дискуссий, ввиду чего провести между данными феноменами социо- культурной жизни четкое разграничение, в рамках социологии религии и социальной антропологии, не представляется возможным.
|