Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание 3 к стр. 538






 

Следует отметить, что принятый Закон предусматривал и перспективу выхода автономных образований из состава союзных республик. В аспекте неразрешенности карабахского вопроса особое внимание обращает на себя статья III Закона, разработка которой, несомненно, была продиктована и борьбой армянского народа НКАО за выход из состава Азербайджанской ССР: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе».

Исходя из этого азербайджанский президент Аяз Муталибов уже после принятия в августе 1991г. «Декларации о восстановлении государственной независимости» подписал 23 ноября 1991г. указ «Об упразднении НКАО», но к тому времени этот документ объективно не мог иметь юридической силы по целому ряду причин.

Во-первых, в контексте советского права и ввиду наличия последнего при СССР правового статуса области – «Особой формы управления» – карабахский вопрос уже не рассматривался как внутреннее дело Азербайджанской ССР.

Во-вторых, карабахский вопрос не мог стать внутренним делом Аз. ССР и потому, что официальный Баку к тому времени уже отказался от правопреемства Азербайджанской ССР, а значит, и от «советских прав» на Нагорный Карабах и Нахиджеван.

В-третьих, административно-территориального образования, об упразднении которого азербайджанские власти 23 ноября 1991г. подписали соответствующий указ, к тому времени не существовало: на территориально-правовой базе НКАО уже была провозглашена НКР.

В-четвертых, провозглашение НКР произошло в соответствии с положениями «Закона о порядке решения вопросов…» от 3 апреля 1990г., по которому самоопределился сам Азербайджан.

Провозглашение Нагорно-Карабахской Республики было ратифицировано референдумом от 10 декабря 1991г. Голосование проходило в характерной демографической обстановке. В нем приняло участие 82, 2% от общего числа зарегистрированных избирателей. Несмотря на все усилия азербайджанских властей, армянское население в Нагорном Карабахе все еще составляло абсолютное большинство. Если бы даже все зарегистрированные в Карабахе азербайджанцы (включая не обладающих избирательным правом детей) приняли участие в референдуме, то и тогда «азербайджанский показатель» не превысил бы 20%. В списки избирателей были включены 132 328 человек – все население Нагорного Карабаха, обладающее избирательным правом. 82, 2% избирателей (108 736 человек) приняли участие в голосовании, 99, 89% из них высказались за независимость НКР. Тот факт, что более 24 000 азербайджанцев бойкотировали голосование, никоим образом не может ставить под сомнение итоги референдума. Бойкот азербайджанского меньшинства как раз диктовался изначальной предсказуемостью итогов голосования. За неимением другой возможности противостоять выбору армянского населения азербайджанские власти приступили к обстрелу городов и сел, избирательных участков и самих избирателей.

Из «Заключения» международной наблюдательской миссии: «Наблюдатели считают необходимым отметить, что референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражается в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. В день голосования от обстрелов погибло 10 армян, ранено – 11. Большинство женщин и детей Степанакерта ночуют в подвалах, закрыты детские сады и ясли, школы. Взорван городской водопровод, нет хлеба и медикаментов... Исходя из результатов голосования и принимая во внимание положения Всеобщей декларации и международных пактов по правам человека, независимые наблюдатели заявляют: население НКР подавляющим большинством голосов высказалось за независимость Нагорно-Карабахской Республики».

Обращает на себя внимание тот факт, что Азербайджанская ССР, провозгласившая независимость на основе «Закона о порядке решения вопросов…» от 3 апреля 1990г., не имела права в одностороннем порядке распространять свое политическое влияние на территорию Нагорного Карабаха.

Статья VI «Закона» констатировала: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов».

То есть Азербайджан был неправомочен распространять независимость на всю территорию бывшей одноименной советской республики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал