Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-политические идеи Н.А. Бердяева
Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — родился в Киеве. За участие в социалистическом кружке, за пропаганду марксизма в 1898 г. был исключен из университета и выслан сначала в Вологодскую губернию, позднее в Житомир. Приветствовал февральскую революцию. Принял и Октябрьскую (“Ленин, большевики спасли Россию”). В советский период создал Вольную академию духовной культуры. В 1922 г. был выслан из Советской России. До 1924 г. жил в Берлине, затем переехал в Париж, где прожил до конца своих дней. Основные труды Бердяева - " Новое религиозное сознание и общественность" (1907), " Философия неравенства" (1923), «Новое средневековье» (1923), " Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), " Русская идея" (1946). Философские основания: экзистенциальная по сути концепция. Главная проблема его философии — бытие человека, смысл его существования. Ее решение может быть только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Духовная эволюция Бердяева: от “ легального марксизма ”(выступал против идеологии народничества) Ü к религиозному миросозерцанию. Причина разрыва с марксизмом - неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии, от чьих бы то ни было интересов. Подчеркивает, что объективная истина существует независимо от классового сознания и может лишь в той или иной мере открываться человеку - в зависимости от его жизненного опыта и ценностных установок. Но даже встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания, он и в религиозной жизни хотел сохранить свободу искания, свободу творчества. Основные политические воззрения: § скептически относился к власти и государству (причем, по его мнению, русские люди сильнее, чем западные, чувствуют зло и грех всякой власти) Ü анархизм как теория и практика отрицания государства — создание русских. § русским свойственна антиномичность (с одной стороны, они стремятся к свободе и вольности, с другой — покорны государству). § революция как уничтожение всего отжившего, всего ложного необходима. Однако революционную утопию, апеллирующую к некоему совершенному обществу, Бердяев решительно отвергает. По его мнению, вообще невозможно построить подлинно справедливое общество, ибо “всякое государство... всякая организация власти подпадает господству князя мира сего”. § государство, основанное на праве и законе, — более высокая ценность, чем социализм и анархизм, которые — один в салу жажды равенства, другой — жажды свободы — доводят человека “до небытия”. § персонализм (ч еловек не должен приносить себя в жертву или подчинять свою волю ни одной структуре или иерархии, будь то церковь, государство или семья). § гуманизм, восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы. В основу формирования национальных особенностей русской души, русского национального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала: 1) природная, языческая, дионисийская стихия (связано с необъятностью, недифференцированностью России Ü беспомощность в овладении этими просторами). 2) аскетически ориентированное православие (устремленность к потустороннему миру, русская душа хочет священной общественности, богоизбранной власти). Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия - земля покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность в отношении к государственной власти так характерна для русского народа и для русской истории. Главная беда России - в слабости русской воли, в недостатке общественного самовоспитания и самодисциплины. Русскому обществу недостает характера, способности определяться изнутри. Отношение к Февральской революции: падение монархии неизбежно и необходимо, но и " вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего - чреватое хаосом, падение в " пучину насилия " Ü на первый план выходит тема роковой опасности революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, " низвержению расы лучших", уничтожению культурной традиции (статья Демократия и иерархия, книга Философия неравенства и др.). Бердяев о марксизме: " первоначально марксизм на русской почве был крайней формой русского западничества ", рассматривавшего социализм как результат экономической необходимости. В этом смысле возникновение русского марксизма являлось серьезным кризисом русской интеллигенции, прежде всего ее народнического миросозерцания. Н.А. Бердяев полагал, что " душа" марксизма не в экономическом детерминизме, а в учении о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества. В связи с этим " научный социализм", с одной стороны, стал предметом веры русских марксистов, а с другой, - наложился на мессианские идеи, содержащиеся в православии. В работе " Истоки и смысл русского коммунизма" Бердяев связывает распространение марксизма в России с менталитетом русского народа, с русской идеей, " с пейзажем русской души". Мессианская идея русского народа, по Бердяеву, готова была принять форму революции. Марксизм органически вписывался в " горизонт" культурных ожиданий русского человека, основу культурного архетипа которого составляло православие (преклонение перед книжным авторитетом + прагматический подход к разного рода философским концепциям, теория обычно интересовала русского человека для практического воплощения в жизнь). В культурном русском архетипе устойчивым является негативное отношение к частной собственности. Марксизм " прижился" в России еще и потому, что уже в советское время он в процессе экономической модернизации функционально выполнял ту роль, какую на Западе, играла, в свое время протестантская этика (вспоминаем здесь небезызвестную работу Вебера). “Судьба России” (1918): критика демократии, “отрицающую творческий дух ”. Критикуется демократия как отвлеченный количественный принцип. Власть должна принадлежать лучшим, избранным личностям, которые должны понимать ее прежде всего как “величайшую ответственность”. Но эта власть лучших должна исходить из глубины народной жизни.
Бердяев отвергает и демократию и социализм как «принудительную добродетель и принудительное братство».
В вопросах происхождения государства Бердяев придерживается теории насилия. Мыслитель считает, что “государство основывалось на диком порабощении и диком насилии одного племени над другим”; “права государственной власти покоятся на таком же насильственном захвате, как и права на землю”.
Государственному позитивизму Бердяев противополагает учения, признающие абсолютность права и относительность государства. Источник права – Абсолютный разум. Не право нуждается в санкционировании государством, а государство должно быть “санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве”.
Эволюция взглядов на идеальное общество: нач. XX века - человечество должно организовываться путем объединения свободных религиозных общин (теократия возможна лишь на основе органически свободных общин, связанных силой любви, элементы религиозного анархизма) Ü в эмиграции отказался от этой идеи, утверждая, что построить справедливое вообще невозможно.
В истории происходит двойной процесс: “ процесс социализации и процесс индивидуализации ”. Оба этих процесса негативны: один ведет к коллективизму, в котором, в отличие от коммюнотарности, личность нивелируется, другой – к дальнейшему отчуждению людей друг от друга, превращению личности в объект, утере им личности.
Мировое устройство и общество будущего, которому он противопоставляет социализм, коммунизм и капитализм – коммюнитарное общество, государственный строй - персоналистический социализм.
до сих пор в мире господствовали две основные идеи, с помощью которых человечество “стремилось преодолеть всемирный хаос”, порождающий войны: § идея мировой империи (Римская империя, империя Наполеона) § идея “множества суверенных государств, стремящихся к состоянию равновесия.
Ø Бердяев считал, что государствам необходимо отказаться от своего суверенитета и стремится к образованию мировой федерации свободных наций, которые будут согласны подчинится мировой организации. При этом осуждается национализм (он движим ненавистью к другим народам), но очень высоко оценивается патриотизм (он основан на любви к своему народу). Путь к федерации нелегок, и признает, что на первоначальном этапе государства должны сохранится (с годами оценка Бердяевым роли государства все более возрастала). Основное значение в подготовке нового общества - преодолению коллективизма и индивидуализма, переходу к коммюнотарности. Коммюнотарность же должна основываться на соборности, которая противоположна коллективизму (“коллективизм есть не соборность а сборность”). Основную роль в образовании нового общества Бердяев отводит перевоспитанию людей на основе христианских принципов.
Ø Таким образом, государственный и общественный строй, предлагаемый Бердяевым, представляет собой персоналистически понятый социализм, где отсутствует эксплуатация, люди движимы духом коммюнотарности и существует политическая и духовная свобода.
Русская идея – идея мессианская, русские призваны играть достойную роль в истории мира в утверждении принципов коммюнотарности. Бердяев считает что русская идея не исчезла с приходом к власти большевиков. Русский коммунизм (строй, сложившийся в советской России) – есть извращение русской идеи. Пути избавления от неправды коммунизма? Бердяев считает что коммунизм не должен быть уничтожен, он должен быть преодолен в душах людей.
«Новое средневековье» и «Истоки и смысл русского коммунизма» Три этюда, объединенные в книге “НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ“, были написаны в 1923 году. Они внутренне едины, в них развиваются основные мысли Н. Бердяева в связи с событиями того времени. Два последних этюда являются критическими и имеют своей целью вскрытие отрицательных начал. Первый этюд написан в положительной форме, и в нем автор ищет пути выхода из мирового кризиса.
|