Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Понятие, характерные признаки и классификация административно-правовых функций
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Понятие, характерные признаки и классификация административно-правовых функций Органов исполнительной власти В этимологическом смысле функция (от лат. functio — «отправление, деятельность») любого социального института (явления) есть способ адаптации в обществе, налаживание соответствия между ним и определенной потребностью социума. Функция — производная, вторичная категория по отношению к целям и задачам. Наряду с этимологическим подходом в юридической литературе признается, что функции государственного органа являются производными от его задач. Функция есть практическая реализация целей и задач государственного органа, и каждый из них выполняет определенную часть государственных задач и государственных функций. В науке административного права делается акцент на понятиях «функция органа исполнительной власти», «направление деятельности органа исполнительной власти», «вид деятельности органа исполнительной власти», которые зачастую понимаются как тождественные. Не подвергая сомнению сложившиеся подходы к пониманию функции государственного органа вообще и органа исполнительной власти в частности, необходимо заметить, что органы исполнительной власти, выступая субъектами правовой и политической системы РФ, призваны выполнять как юридические, так и политические функции. В этой связи необходимо различать функции органов исполнительной власти, облекаемые в разнообразные правовые формы. В первую очередь, очевидна необходимость выделения административно-правовых и уголовно-правовых функций органов исполнительной власти. Административно-правовые функции органа исполнительной власти можно определить как нормативно зафиксированные виды (направления) его деятельности в установленной для него сфере публичных правоотношений, нацеленные на обеспечение согласованного и беспрепятственного соблюдения, исполнения и использования физическими и юридическими лицами, другими государственными органами, органами местного самоуправления общеобязательных правил поведения и установлений, закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ. Из анализа сформулированного определения и приведенных уточнений можно назвать характерные признаки административно-правовых функций органов исполнительной власти. Во-первых, административно-правовые функции органов исполнительной власти в обязательном порядке должны быть закреплены в нормах закона или иного правового акта Российской Федерации или ее субъекта. Во-вторых, эти функции реализуются в сфере публичных правоотношений, т. е. общественных отношений, урегулированных нормами публичного права (административного, экологического, налогового, таможенного и др.), которые складываются с участием физических и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. В-третьих, данные функции, по сути, являются специфическим средством достижения целей исполнительной власти, установленных в сфере административно-правового регулирования. Осуществляя административно-правовые функции, орган исполнительной власти обеспечивает согласованность действий и решений физических и юридических лиц, органов публичной власти по соблюдению, исполнению и использованию норм законов и иных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, а также устраняет препятствия, возникающие на пути реализации указанных норм. В-четвертых, посредством административно-правовых функций органы исполнительной власти решают поставленные административно-правовые задачи. К примеру, осуществляя такую функцию, как административное нормотворчество, органы исполнительной власти детализируют и конкретизируют нормы законов, актов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, а также нормы законов субъектов РФ в целях организации их исполнения физическими и юридическими лицами, иными государственными органами и органами местнбго самоуправления. Выполняя административно-предоставителъную деятельность, органы исполнительной власти предоставляют гражданам и юридическим лицам государственные услуги и имущество, составляющее государственную собственность. Реализуя административно-санкционирующую деятельность, они проводят оценку наиболее значимых общественных отношений, урегулированных нормами публичного законодательства (административного, налогового, таможенного, экологического). Осуществляя административно-надзорную деятельность, рассматриваемые органы предупреждают, выявляют и устраняют влекущие административно-правовые последствия нарушения законов и подзаконных нормативных правовых актов публичного законодательства физическими и юридическими лицами, другими государственными органами, органами местного самоуправления. Исполняя административно-защитную деятельность, органы исполнительной власти разрешают административно-правовые споры по обращениям граждан и организаций. Реализуя административно-казуальную деятельность, они оказывают противодействие чрезвычайным и другим вредоносным ситуациям (казусам) техногенного, природного и иного рода. В-пятых, для реализации возложенных административно-правовых функций органы исполнительной власти и их должностные лица наделяются законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным нормативным правовым актом государственными (административными) полномочиями. Они представляют собой значительный арсенал прав, которые для них являются одновременно обязанностью по изданию правовых актов, заключению договоров, а также совершению иных действий по обеспечению исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов. В целях уяснения отдельных особенностей природы и содержания административно-правовые функции органов исполнительной власти можно классифицировать на отдельные виды по ряду специальных критериев. В зависимости от целевой направленности административно-правовые функции органов исполнительной власти можно подразделить на административно-распорядительные и административно-охранительные. По характеру вмешательства в деятельность физических и юридических лиц, иных государственных органов, органов местного самоуправления можно выделить административно-публичные (внешневластные)иадминистративно-служебные внутриорганизационные и внутрисистемные) функции органов исполнительной власти. 3. В зависимости от вида решаемых государственных задач можно выделить основные и производные административно-правовые функции органов исполнительной власти. К основным административно-правовым функциям органов исполнительной власти следует отнести наиболее общие, важнейшие направления их деятельности по осуществлению основных административно-правовых задач исполнительной власти: административное нормотворчество, административно-хозяйственная, административно-редоставительная, административно-санкционирующая, административно-надзорная, административно-защитная, административно-казуальнаявиды деятельности. Производными административно-правовыми функциями следует считать отдельные виды административного нормотворчества, административно-предоставительной, административно-хозяйственной, административно-санкционирующей, административно-надзорной и административно-казуальной деятельности органов исполнительной власти. Например, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом, закупки для государственных нужд, выдача лицензий и разрешений, разрешение административно-правовых споров, назначение административных наказаний, расследование дорожно-транспортных происшествий и др. 4. В соответствии с принципом федерализма административно-правовые функции органов исполнительной власти можно подразделить на две группы: 1) функции органов федеральной системы исполнительной власти; 2) функции органов системы исполнительной власти субъектов РФ. Административно-правовые функции органов федеральной системы исполнительной власти состоят в обеспечении исполнения норм федерального законодательства (Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов РФ) на всей территории Российской Федерации.Административно-правовые функции органов системы исполнительной власти субъектов РФ сводятся к обеспечению исполнения Конституции, федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также к обеспечению исполнения конституции (устава), законов и других собственных нормативных правовых актов на территории субъекта РФ.
|