Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.






Под экспериментом понимается метод научного познания, при помощи которого осуществляется опытное наблюдение за каким‑ либо процессом, объектом в определенных, устанавливаемых исследователем условиях. Эксперимент издавна получил широкое распространение в технических и естественных науках, а в последнее столетие стал активно использоваться в социальных науках, в том числе и в правоведении. В правовой сфере эксперимент чаще всего используется в правотворческой деятельности государства, его органов для выявления оптимального варианта нормативно‑ правового регулирования общественных отношений.

Так, еще в советский период, в середине 80‑ х годов XX в., проводился ряд правовых экспериментов по совершенствованию хозяйственного механизма, процессов управления народным хозяйством в целях реализации вековой мечты коммунистической партии – достичь «полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества». Первоначально на полный хозяйственный расчет были переведены предприятия нескольких министерств, а затем, когда результаты эксперимента были признаны положительными, и все остальные предприятия.

Социально‑ правовой эксперимент характеризуется следующими признаками:

1) экспериментальные нормы действуют на ограниченной территории страны или в относительно небольшом круге субъектов права. При этом на остальной территории страны или в отношении остальных субъектов действуют прежние нормы права;

2) решение о проведении социально‑ правового эксперимента может исходить только от правотворческого органа, принявшего нормативно‑ правовой акт, совершенствование которого предполагается осуществить по итогам эксперимента. Например, проводить эксперименты с законами можно только по решению законотворческого органа. Правительство РФ правомочно проводить социально‑ правовые эксперименты по вопросам собственной нормотворческой компетенции и не может принимать решения о проведении эксперимента в сфере регулирования, отнесенной к ведению Государственной Думы. Правительство РФ не обладает правом вносить коррективы в действующие законы, в том числе и приостанавливать их действие по мотивам проведения социально‑ правового эксперимента. Принятие решения

о проведении эксперимента по предметам законотворческой деятельности является прерогативой Государственной Думы;

3) действие социально‑ правового эксперимента ограничивается небольшим периодом, как правило одним или несколькими годами. Экспериментальные нормы утрачивают силу по истечении срока, на который они были приняты. Для продления срока их действия требуется специальное решение компетентного правотворческого органа;

4) не являются социально‑ правовым экспериментом нормативно‑ правовые акты временного характера либо содержащие локальные нормы или устанавливающие льготы и преимущества определенным субъектам права, поскольку все такие акты ограниченного действия принимают без проверки эффективности действия соответствующих предписаний по совершенствованию законодательства.

Таким образом, под социально‑ правовым экспериментом понимается метод сбора и изучения информации, используемый правотворческими органами в целях проверки на практике эффективности действия принципиально важных, прогрессивных нормативных предписаний и решения вопроса о возможности и целесообразности их распространения на всю совокупность участников соответствующих правоотношений.

Социально‑ правовой эксперимент подразделяется на пять стадий:

1) проектирование; 2) принятие решения о проведении социально‑ правового эксперимента; 3) наблюдение за его ходом; 4) подведение итогов эксперимента; 5) подготовка предложений о совершенствовании нормативно‑ правовых актов.

Для получения достоверной и обоснованной информации о ходе и результатах социально‑ правового эксперимента правотворческий орган, как правило, создает временный орган (комиссию, рабочую группу) по проведению эксперимента. В него входят как работники данного правотворческого органа, так и иных государственных органов, а также представители научных учреждений, являющиеся высококвалифицированными специалистами в той сфере, в которой проводится эксперимент.

На временный орган возлагается руководство проектированием и проведением социально‑ правового контроля, а также оценка его результатов и подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства. Однако этот орган по своему статусу является совещательным и не обладает какими‑ либо властными полномочиями. Все необходимые решения по ходу и итогам эксперимента принимает соответствующий правотворческий орган.

На первой стадии социально‑ правового эксперимента дается научное обоснование необходимости его проведения, определяются условия и порядок проведения эксперимента, а также подведения его итогов. Рабочий орган по проведению эксперимента должен:

– сформулировать предмет и цели социально‑ правового эксперимента, назвать причины, препятствующие оценке проектируемых норм без проведения эксперимента;

– обосновать совокупность норм, подлежащих экспериментальной проверке, и определить сферу и сроки их действия;

– сформулировать гипотезы об уровне эффективности исследуемых норм права и способах, обеспечивающих достижение этого уровня эффективности;

– предусмотреть меры, направленные на обеспечение чистоты эксперимента, в том числе определить порядок и сроки подведения итогов эксперимента, критерии оценки его результатов;

– разработать механизм реализации и защиты прав лиц, участвующих в эксперименте.

Достаточно сложной, но весьма важной на стадии проектирования является разработка методики проведения эксперимента и подведения его итогов. В числе основных методических средств надлежит предусмотреть: 1) процедуры проверки гипотез, как на стадии проектирования эксперимента, так и в ходе его проведения; 2) способы и средства, позволяющие осуществлять действенный контроль за ходом эксперимента и его результатами; 3) методику оценки результатов эксперимента.

Проектные решения по всем названным вопросам целесообразно закрепить в Программе об организации и проведении эксперимента, которая должна быть утверждена правотворческим органом, образовавшим рабочий орган. Правотворческий орган обязан также утвердить План организационных мероприятий по проведению эксперимента.

Принимая решение о проведении социально‑ правового эксперимента, правотворческий орган обязан выполнить два условия: экспериментальные нормы права не могут противоречить нормативно‑ правовым актам вышестоящих органов государства, а органы и лица, участвующие в социально‑ правовом эксперименте, должны дать согласие на участие в нем.

Экспериментальные нормы права не могут противоречить Конституции РФ, а также установленным ею предметам ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Эти нормы не могут также закреплять меры, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации, а также на подрыв безопасности государства, разжигание социальной, национальной, религиозной розни, ограничивать или приостанавливать действие конституционных прав и свобод граждан, иных субъектов права, нарушать равноправие граждан. Кроме того, экспериментальные нормы государственных органов исполнительной власти не могут противоречить действующим законам, а социально‑ правовой эксперимент, проводимый представительными органами субъектов РФ, – приостанавливать действие федеральных законов на территории соответствующего региона.

Экспериментальные нормы, которыми устанавливаются новые запреты, усиливаются санкции, предусматриваются иные меры, ухудшающие правовой статус граждан, иных участников правоотношений, могут вводиться только с согласия лиц, участвующих в эксперименте. При этом согласие должно быть выражено в форме решения трудового коллектива либо определено по итогам местного референдума, ибо ни один орган не может принуждать к исполнению экспериментальных норм, ухудшающих правовой статус граждан и иных участников правоотношений. Совершенно правильно поступило Правительство г. Москвы, отменив свое решение о проведении эксперимента в г. Зеленограде, которым предусматривалась полная оплата гражданами стоимости жилищно‑ коммунальных услуг. Жители города не дали согласия на подобный эксперимент, мотивируя отказ недостаточными материальными условиями, низкой заработной платой.

В процессе наблюдения за ходом социально‑ правового эксперимента решаются как минимум три задачи:

1) фиксирование состояния социально‑ правовой среды регионов, в которых проводится эксперимент;

2) осуществление действенного контроля за соблюдением чистоты эксперимента;

3) периодическое подведение итогов социально‑ правового эксперимента.

Стадия наблюдения за ходом социально‑ правового эксперимента начинается с обстоятельного изучения состояния нормативно‑ правового регулирования в сфере и регионе его проведения. Временный орган должен обстоятельно изучить исходные параметры среды, в целях совершенствования которой проводится эксперимент. Ибо, только сравнивая состояние социальной среды до и после проведения эксперимента, представляется возможным получить достоверную информацию о том, насколько эффективно действуют экспериментальные нормы права, и принять обоснованное решение о придании им всеобщего значения.

Контроль за ходом эксперимента сводится, прежде всего, к тому, чтобы при его проведении четко выдерживались все экспериментальные условия. А поскольку эти условия закреплены нормативно‑ правовым актом, то контроль за чистотой эксперимента должны осуществлять не только члены временного органа, но и прокуратура, и иные правоохранительные органы по месту проведения эксперимента.

Нельзя получить достоверных результатов, не выполняя условий эксперимента. Например, крупномасштабный народнохозяйственный эксперимент, проведенный в СССР в середине 80‑ х годов XX в., был оценен положительно и распространен на всю страну. Однако в масштабах всей страны результаты оказались намного ниже тех, что были получены в ходе эксперимента. Одна из причин видится в том, что не были соблюдены все условия. Предприятиям, участвовавшим в эксперименте, были созданы «тепличные» условия, они получали действенную помощь со стороны министерств и иных органов управления, заинтересованных в позитивной оценке эксперимента.

Информация о ходе проведения эксперимента должна постоянно поступать во временный орган и анализироваться им. При этом круг источников информации может быть максимально широким. Необходимые данные можно получать из публикаций в прессе, писем и жалоб населения, сообщений правоохранительных органов о выявленных нарушениях, статистической отчетности. В то же время члены временного органа по проведению эксперимента должны самостоятельно и целенаправленно осуществлять сбор информации путем посещения организаций, органов, участвующих в эксперименте, бесед с гражданами. Вполне возможно и проведение массовых опросов с целью изучения общественного мнения об эксперименте, его результатах, возникающих затруднениях, уровне соблюдения условий эксперимента и др.

В процессе проведения эксперимента могут возникать ситуации, когда требуется уточнить или изменить условия его проведения. Необходимость в подобных действиях может возникать в случаях, когда не удается обеспечить реальное действие всех условий эксперимента или отдельные условия не соответствуют его задачам и целям, оказываются излишними. Сохранять условия без их корректировки представляется нецелесообразным и даже вредным, поскольку это негативно влияет на чистоту эксперимента, затрудняет получение объективной информации о его результатах. Эксперимент подлежит также обязательной корректировке, если его проведение приводит к непредвиденным негативным последствиям в виде нарушений прав и свобод граждан, иных участников правоотношений, причинения им материального и иного вреда.

Временный орган в сроки, установленные правотворческим органом, подводит итоги эксперимента. При этом надлежит подготовить следующие материалы:

– анализ практики применения экспериментальных норм, в котором должны быть отражены и позитивные, и негативные результаты эксперимента, названа система социальных и иных факторов, оказывающих негативное влияние на действие экспериментальных норм, и определены способы нейтрализации этих негативных факторов;

– прогноз эффективности действия экспериментальных норм права, обоснованный данными о социально‑ экономических результатах, достигнутых в ходе эксперимента, а также прогноз позитивных результатов и негативных последствий, которые появятся после придания этим нормам всеобщего характера;

– отчет о финансовых расходах, произведенных в процессе социально‑ правового эксперимента, и предполагаемых финансовых расходах, которые потребуются в случае придания экспериментальным нормам всеобщего характера, распространения их на всю совокупность субъектов соответствующих отношений;

– рекомендации о целесообразности или нецелесообразности придания экспериментальным нормам всеобщего характера. В случаях, когда результаты окажутся недостаточными и не позволят принять окончательного решения по итогам эксперимента, временный орган может предложить правотворческому органу продлить сроки действия эксперимента. Надлежит дополнительно указать причины, по которым временный орган полагает необходимым продлить действие социально‑ правового эксперимента.

По итогам эксперимента правотворческий орган принимает одно из следующих решений:

– о завершении социально‑ правового эксперимента и придании экспериментальным нормам всеобщего значения;

– о прекращении действия экспериментальных норм;

– о продлении срока проведения социально‑ правового эксперимента.

Одним из непременных условий проведения эксперимента является отсутствие какого бы то ни было вреда интересам и имуществу граждан и иных участников правоотношений. Если же такой вред все‑ таки будет причинен, то он подлежит возмещению органом, по инициативе которого проводился эксперимент. При отказе органа возместить вред граждане, иные участники правоотношений имеют право обратиться с иском в суд и требовать возмещения вреда, причиненного им в ходе эксперимента.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал