Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
Выдвижением гипотез завершается методологическая работа при составлении программы социально‑ правового исследования. Дальнейшие усилия исследователя сосредоточиваются на вопросах процедуры и техники. Сейчас сложилось достаточно устойчивое мнение, согласно которому под процедурой социально‑ правового исследования понимаются характеристика общей системы действий социолога, способ организации и последовательность применения различных технических приемов. Порой процедурную часть программы сравнивают с протоколом, в котором предписаны порядок и последовательность действий исследовательского коллектива. В ней выделяют такие разделы, как составление принципиального плана исследования, описание методов сбора данных, перечень способов анализа данных по гипотезам. С учетом состояния научных знаний и условий для разработки гипотез к моменту сбора эмпирических данных различаются три возможные ориентации социально‑ правового исследования и соответственно, три варианта стратегии научного поиска. Первый вариант возникает тогда, когда гипотеза попросту отсутствует, вторая предполагает описательную гипотезу и третья ситуация связана с наличием объяснительной гипотезы. Каждая из возможных ситуаций диктует свою исследовательскую стратегию и свой план действий: разведывательный, аналитический либо экспериментальный. Разведывательный план применяется, когда нет ясного представления об объекте исследования и не представляется возможным сформулировать какое‑ либо предположение о его структуре, характере внутренних связей, причинах, обусловливающих его функционирование и развитие. Разведывательный план включает три основные стадии. Первая стадия предполагает составление библиографии научных источников и изучение имеющейся литературы. Вторая стадия работы заключается в беседах с компетентными людьми, т. е. с учеными‑ специалистами и опытными практиками с целью уточнения библиографии, поиска надежных документальных источников и сведений по изучаемой проблеме. Третья, завершающая стадия представляет собой полевое наблюдение за объектом изучения. Разведывательное наблюдение не формализовано, строится на основе приблизительного, поискового перечня вопросов. Работа по разведывательному плану завершается определением задач исследования и формулировкой основных гипотез. Цель описательного плана – систематическое, детальное, качественно‑ количественное описание объекта изучения на основе классификационных и структурных гипотез. Такой вид исследования предполагает строгую интерпретацию основных понятий и точность в регистрации эмпирических данных. Сбор информации при описательном плане осуществляется на основе монографических либо выборочных исследований. Итогом работы по описательному плану является классификация социальных объектов или их признаков. Экспериментальный план в качестве стратегии исследования используется тогда, когда имеются строго обоснованные объяснительные гипотезы. Цель плана – установление причинно‑ следственных связей в социальных явлениях. Экспериментальный план предполагает проведение социального эксперимента, который осуществляется с помощью целенаправленного манипулирования реальными объектами (натурный эксперимент) либо на основе анализа информации об объекте, который мысленно ставится в экспериментальные условия (мысленный эксперимент). На практике редко встречаются случаи, когда обозначенные планы исследований встречаются в чистом виде. Чаще бывает так, что каждый из типов плана наиболее полно отвечает одному из этапов исследования, которое, начинаясь как разведывательное, постепенно переходит в описательное, а порой – и в экспериментальное по мере все более глубокого проникновения в объект изучения. Данный раздел процедурной части программы, как правило, отличается многообразием способов его изложения. В самом простом виде – речь идет о перечне методик сбора эмпирических данных. В более развернутой форме этот раздел программы включает детально разработанные анкеты, вопросники для интервью, бланки наблюдения, документы, а также всесторонне обоснованные расчеты выборки. При описании методов и техники сбора данных полезно уточнить смысл понятий «методика» и «техника». Когда говорят о методе конкретного социального исследования или методическом приеме, имеют в виду способ установления конкретных социальных фактов, средство получения и обработки социологической информации. Совокупность методов или методических приемов образует методику. К числу методов установления конкретных социальных фактов относят изучение документов, наблюдение, опросы и интервью, эксперимент. Под техникой понимают совокупность специальных приемов для результативного использования того или иного метода. К числу технических приемов можно отнести приемы проверки данных на обоснованность и надежность, различные виды измерения характеристик, приемы статистики и расчета выборки. Конечно, раздел программы, посвященный описанию методов и техники сбора данных, не может сводиться к простому перечню этих приемов. Важно добиться такой ситуации, когда интерпретированные понятия и выдвинутые гипотетические предположения находились бы в неразрывном единстве со способами сбора данных и их обработки. Это предполагает своеобразную «привязку» определенных методических и технических приемов получения информации к соответствующим доказываемым гипотезам. Описание способов анализа данных завершает процедурную часть программы. В этой работе можно выделить два этапа. На первом этапе осуществляется первичная обработка собранного эмпирического материала. С помощью средств математики и логики массиву фактических данных придается обозримый вид, он упорядочивается, классифицируется. Чаще всего речь идет о статистической обработке материала: суммировании данных, процентировании, группировке материала. В зависимости от величины массива полученных данных первичная обработка может быть проведена вручную или с помощью электронно‑ вычислительной техники. Второй этап анализа данных включает теоретическую интерпретацию полученных результатов. В ходе этого этапа используется весь арсенал логических и теоретических методов исследования. Здесь происходит возврат к выдвинутым гипотетическим предположениям, выясняется степень их подтверждения или опровержения. Фактически речь идет об обобщении как процессе перехода от фактического знания к теоретическим выводам, от выводов менее общих к выводам более общим. На основе выявления для целого класса предметов общих признаков исследователь осуществляет восхождение от конкретного к абстрактному.
|