Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документальные источники.






В социологии документом является носитель любой информации, зафиксированной в печатных или рукописных текстах, на фотопленке, кинопленке, магнитной ленте. Отметим, что общеупотребительное значение термина «документ» значительно уже и включает в себя только официальные тексты и материалы.

Изучение документальных источников – один из старейших методов сбора информации о жизни общества. Технический прогресс постоянно расширяет возможности этого метода, создавая все новые, более совершенные и разнообразные средства фиксации социологической информации.

Документы многообразны по форме, содержанию, функциям. В зависимости от способа фиксации информации различаются печатные и рукописные документы, кино– и фотопленки, магнитные записи. С точки зрения типа авторства, степени персонификации документы делятся наличные и безличные (общественные). К личным документам относят письма, дневники, заявления, автобиографии, мемуары, карточки индивидуального учета, характеристики. Безличными документами являются статистические данные, протоколы собраний, архивные материалы государственных и общественных организаций.

Документальные источники в зависимости от статуса подразделяются на официальные и неофициальные. В группу официальных документальных источников входят материалы государственных и общественных организаций, различных учреждений и предприятий, данные государственной статистики, стенограммы официальных заседаний, деловая переписка организаций, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и многие другие. К неофициальным документам следует отнести личные документы, а также безличные документы, имеющие частный характер (например, статистические данные, составленные на основе личных наблюдений).

В зависимости от источника информации документы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные документы составляются на основе прямой, непосредственной регистрации информации о событиях. Появление вторичных документов связано с обобщением, обработкой информации, почерпнутой из первичных документов. Некоторые из вторичных документов целенаправленно, «по заказу» создаются для конкретного исследования.

Материалы средств массовой информации (журналов и газет, радио и телевидения, кино– и видеоматериалы) составляют особую группу документов в силу многообразия их форм, содержания, функций.

В отличие от наблюдения изучение документальных источников как метод сбора социологической информации значительно чаще и шире применяется в социально‑ правовых исследованиях. Они служат незаменимым средством получения сведений об объекте изучения на этапах знакомства с ним, на начальных стадиях работы исследователя. С анализа документации, имеющейся по исследовательской проблеме, как правило, начинается любое эмпирическое социально‑ правовое исследование. Особую ценность здесь представляют материалы различных архивов.

Для социально‑ правовых исследований значительный интерес представляют официальные юридические документы: законы и нормативные правовые акты, формы статистической отчетности, протоколы судебных заседаний и уголовные дела, документы первичного учета в органах суда, Министерства внутренних дел, прокуратуры, юстиции. Эти документы отличает четко установленная, порой единообразная форма, периодичность, определенность и систематичность содержащейся в них информации, официальный характер[105].

Работа социолога с этими документами имеет свои особенности. Как и правовед, социолог осуществляет логико‑ правовой анализ текстов юридических документов, цель которого – выявить характер используемых правовых норм, специфику правового регулирования конкретных социальных отношений. Наряду с этим социолога интересует и более широкий социальный контекст возникновения и функционирования юридических документов. В частности, важно выявить, интересы каких социальных групп выражают те или иные правовые нормы, в какой мере они отвечают общественным запросам, какие политические, экономические и другие социальные факторы способствуют или препятствуют их реализации.

В 70–80‑ е годы широкое распространение получили социально‑ правовые исследования эффективности действия законов и нормативно‑ правовых актов. В их основе – анализ правового акта как юридического документа, выявление социальных целей правовых норм, определение общественных условий их реализации[106].

Большие традиции имеют социально‑ правовые исследования, базирующиеся на изучении данных официальной статистики, особенно в сфере правонарушений. Статистические документы открывают большие возможности для научного анализа. В качестве примера можно привести фундаментальное исследование В.В. Лунеева «Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции» (М., 1997). Собрав и обобщив обширные статистические материалы, автор сделал ряд глубоких выводов, имеющих важное значение для криминологической науки и практики. В частности, он указывает на такие общие мировые тенденции, как неуклонный рост преступности и повышение ее общественной опасности, отставание на этом фоне социально‑ правового контроля, несоблюдение законов многими представителями властных структур, руководствующихся двойной моралью: свобода для себя и необходимость для других.

Важным источником социально‑ правовой информации являются документы неофициального и личного характера, к которым относятся заявления, предложения и жалобы граждан, направляемые в органы государственной власти и редакции средств массовой информации, личные дневники, биографические записки, воспоминания. Интерес социологов к таким документам возрастает[107].

Информация, полученная с помощью документов неофициального и личного характера, позволяет проанализировать состояние «неорганизованного» общественного мнения отдельных групп населения, тесно связанного с его насущными потребностями и интересами. Такая информация дает возможность оценить непосредственное отношение населения к деятельности различных органов государственной власти, уровень правопорядка, эффективность борьбы с нарушениями закона, коррупцией чиновников, наркоманией, пьянством и другими негативными явлениями в обществе.

Личные, «человеческие» документы незаменимы при изучении замкнутых общностей: «дна» общества, социальных элит, маргинальных групп. При этом речь идет не только о письмах, дневниках, автобиографических записках. Например, для социологического изучения особенностей асоциальной субкультуры важное значение имеют документальные свидетельства об уголовном (воровском) жаргоне, поощряемых нормах поведения и видах табу у заключенных, содержании и формах татуировки («наколок»), кличках, блатном фольклоре[108].

Анализ документальной информации начинается с установления подлинности самого документа. Такой анализ особенно важен для оценки принадлежности личных документов, качества вторичных документальных источников.

Убедившись в подлинности документов, социолог может приступить к анализу достоверности содержащейся в них информации. При этом следует учесть ряд правил, прошедших практическую проверку. Прежде всего, надо отличать описания событий от их оценки. Большей достоверностью обладают описания реальных явлений и событий, нежели мнения о них, их интерпретация. Немаловажную роль в определении достоверности документальной информации играют намерения составителя документа, способы получения им информации, обстановка, в которой создавался документ.

Из сведений, которые содержат личные документы, более достоверны те, которые не затрагивают интересов автора документа, имеют общеизвестный характер, являются, по мнению составителя документа, несущественными.

В силу специфики содержания документальных источников их анализ предполагает использование двух групп методов: традиционных и формализованных. В группу традиционных включаются исторические, этнографические, психологические, юридические и другие методы, в основе которых лежит качественный анализ информации. Общим для них является подробное описание свойств отдельных социальных явлений и последующая теоретическая интерпретация полученных данных с позиций определенной научной концепции. Таким образом, поступает исследователь, когда имеет дело с уникальными документами.

Качественный анализ документов не избавляет от субъективных ошибок. В целях повышения уровня объективности социально‑ правовых исследований следует обратиться к формализованным методам изучения документальной информации. В числе этих методов важнейшее место занимает контент‑ анализ, который возник на практике в процессе изучения материалов средств массовой информации, и прежде всего материалов прессы.

Контент‑ анализ представляет собой метод, с помощью которого текстовая информация переводится в количественные показатели. Основные операции статистического анализа материалов прессы были разработаны американскими учеными Г. Лассуэлом и Б. Берельсоном. Исходным пунктом контент‑ анализа является выделение в тексте документального источника некоторых ключевых позиций – смысловых единиц. В качестве смысловых единиц могут выступать понятия, выраженные в отдельных терминах; темы, представленные в частях текстов и статьях; имена исторических деятелей, политиков, ученых, артистов и т. д.; целостные общественные события.

Ярким примером применения контент‑ анализа считается исследование, выполненное Лассуэлом и Лейтсом в 1943 г. Объектом исследования явилась газета «Истинный американец», которая подозревалась в профашистской ориентации. Подсчитав прогерманские и антиамериканские высказывания на страницах газеты, исследователи убедительно показали непатриотическую направленность ее публикаций. В результате газета была закрыта по решению Верховного суда США.

Процедура контент‑ анализа включает ряд последовательных операций: 1) выделение смысловых единиц; 2) определение их индикаторов (конкретных выражений, признаков) или единиц счета; 3) статистическую обработку или определение частоты употребления единиц счета и смысловых единиц.

Опыт социально‑ правовых исследований показывает, что процесс выделения смысловых единиц и их эмпирических индикаторов при изучении документальных текстов всегда является сложной творческой задачей. Наряду с теоретическим обоснованием выбранных смысловых единиц перед исследователем остро стоит вопрос о доказательстве необходимого и достаточного состава индикаторов. Так, при изучении качества рассмотрения уголовных дел, закончившихся вынесением обвинительного приговора, авторы исследования остановились на 7 смысловых единицах и 41 индикаторе, считая их число оптимальным[109].

Метод контент‑ анализа, применявшийся вначале для изучения материалов СМИ, в наши дни все активнее используется при анализе различных официальных и неофициальных документов. В частности, с его помощью изучаются письма, поступающие в органы государственного управления, материалы судебных заседаний, тексты правовых актов. Новые возможности в применении контент‑ анализа появляются в связи с использованием для этих целей компьютерной техники.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал