Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предварительный системный анализ объекта исследования.
Уточнив смысл используемых понятий, социолог может перейти к предварительному системному описанию предмета изучения. Направленность системного анализа определяется проблемой и задачами исследования. Полезно выделить основные принципы системного анализа общественных явлений. Системный подход предполагает рассмотрение социальных объектов как целостных явлений, состоящих из отдельных элементов, взаимодействие которых ведет к появлению специфических системных качеств объекта и образует его внутреннюю структуру. Наряду с этим системный анализ диктует рассмотрение внешних конкретных связей социального объекта с другими социальными явлениями. В исследованиях правовой культуры личности элементами системы, например, выступают правовые знания, отношение к нормам права и правовая активность. Взаимодействие этих элементов образует внутреннюю структуру системы, которая придает ей особые качества, такие, в частности, как ориентированность на прогрессивные правовые ценности, уважение к закону, осознанное заинтересованное соблюдение норм права или же правовая пассивность, правовой нигилизм и др. Проявление этих внутренних системных качеств может заметно видоизменяться в зависимости от конкретных условий, в которых находится человек. Исследование влияния внешней среды на человека и формирование его правовой культуры предполагает анализ совокупности внешних факторов. В числе таких факторов выделяются общие и специфические, прямые и косвенные, объективные и субъективные. К общим факторам, влияющим на формирование правовой культуры личности, можно отнести состояние правовой пропаганды и уровень преступности в стране, экономическую, политическую, социальную, культурную ситуацию в обществе. По отношению к ним воздействия на личность трудового, учебного коллектива, семьи, товарищей будут специфическими. Воздействия, которые поддаются непосредственному наблюдению и регистрации, составят группу прямых факторов. Прочие факторы называются косвенными. Группу объективных факторов составляют воздействия, которые существуют независимо от человека, выступают как внешние побуждения. В отличие от них интересы человека, его прошлый опыт, личные устремления и мотивы деятельности составят группу субъективных факторов. Системный анализ предмета исследования полезно представить в виде графической схемы, обозначив на ней его внутреннюю структуру и внешние связи.
|