Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форматы цифрового видео
VCD. Формат VideoCD был создан, чтобы обеспечить диалоговую среду, которая была бы недорога для копирования, поддерживала полный экран и видео полного движения и функционировала бы в широком диапазоне различных платформ ПЭВМ, телевидения, игровых приставок или мультимедийного оборудования. В середине 1993 г. Philips, Sony, Matsushita и JVC согласовали спецификации VideoCD, позже получившие известность как «Белая Книга». Стандарт использует определения, описанные в стандартах «красной» (CD-DA) и «желтой» (CD-ROM) книг и вводит дополнительную гибкость, чтобы учесть защиту авторского права, вставки библиографической информации, абстрактных данных, компьютерных программ, обеспечить диалоговый контроль в течение воспроизведения. Формат стал чрезвычайно популярным в Азии, и начиная с середины 1990-х гг. почти все гонконгские фильмы были доступны на VCD, а по сделанной в конце тысячелетия оценке, только в Китае ежегодно производились более чем 2 млн плейеров VCD. Формат никогда не завоевывал популярность на западе и остается малоизвестным в Северной Америке и Европе. VCD использует CD-ROM XA Mode 2, чтобы делать запись первой дорожки диска (Track 1), который содержит файловую структуру ISO 9660 и информационную область. Файловая система ISO может также включать расширения Joliet, чтобы поддерживать длинные имена файлов Windows. VCD 1.1 поддерживает понятие выбираемых треков, но только в VCD 2.0 версии (1995 г.) поддерживалась полная интерактивность через дистанционное управление. VCD 2.0 позволяет организовать до 98 треков, каждый из которых может быть индексирован в 99 сценах. Каждый трек может содержать и воспроизводить сцены, которые могут быть видео, звуковыми или фотоизображениями. В основном этот формат можно трактовать как Audio CD с дополнением видео или фотофрагментами и средствами навигации по содержанию. Стандарт поддерживает обратную совместимость, так что версия 1.1 VCD работает в плейерах версии 2.0. VCD имеет вместимость до 74/80 минут (на носителе 650/700 Мбайт соответственно) видео полного движения, сопровождаемого стереозвуком. Используется технология сжатия MPEG-1 для обеспечения качества видео, эквивалентного пленке VHS или аудио CD-DA. Таблица 3.3 содержит ключевые характеристики вариантов VCD-стандарта. SVCD. Выпущенный в 1998 г. консорциумом, который включал Philips, Sony, Matsushita и JVC, формат «VCD Высшего качества» (SuperVCD) — впоследствии стандартизированный как ISO IEC 62107 — является естественным развитием стандарта VCD. Основное различие в том, что для видеопотока используется кодирование MPEG-2 (вместо MPEG-1), которое обеспечивает более высокое разрешение и скорость, а также поддерживает субтитры и переменную скорость видеопотока. Как последствие, CD способен к показу в 2 раза более четких видеоизображении, чем его предшественник, за счет уменьшенной вместимости (35 и 80 мин на диск в зависимости от средней используемой оптовой скорости). Формат имеет обширную поддержку субтитров и режима караоке. Видеопоток SVCD может содержать до четырех независимых каналов субтитров для различных языков, которые накладываются на видеоизображения в процессе воспроизведения и могут подключаться или удаляться по желанию. Так как субтитры сохранены как битовая графика, они не привязаны к какому-то специфическому набору символов. Наконец, SVCD стандарт поддерживает гиперсвязи типа HTML, позволяет подключать фотографии, автоматическое проигрывание слайдов ц музыкальных фрагментов, поддерживает многоуровневые иерархические меню и оглавления (индексацию). Характеристики формата приведены в табл. 3.4. XVCD и XSVCD (extended VCD и extended SVCD - расширения соответственно) являются неофициальными вариантами стандартов VCD и SVCD, предназначенными, чтобы достигнуть улучшенного качества изображения, например, увеличивая битовую скорость (битрейт) в соответствии с более быстрой способностью передачи данных современными накопителями CD-ROM-XSVCD работает на принципах, обычных для уровня DVD, что обеспечивает скорость, близкую к DVD-Video (до 9, 8 Мбит/с — поддерживает полное разрешение DVD в дополнение к обычному SVCD 480x576/480x480). DivX. Формат DivX базируется на видеотехнологии MPEG-4 с дополнением звукового потока МРЗ. Поскольку сжатый в формате DivX кинофильм составляет от 10 до 20 % размера оригинала DVD (обычно 5 Гбайт), 80—90 минутное DVD-кино занимает приблизительно 650 Мбайт в разрешении 640 х 480 — фильм Голливуда может вообще поместиться на единственном CD-ROM. Единственным весомым недостатком является то, что не предусмотрено возможности развернуть изображение формата 16: 9 до 4: 3. Просмотр осуществляется на широко распространенном Windows Media Player (Microsoft) с небольшими добавлениями. К концу 2001 г. появилась новая версия DivX — проект с открытыми исходными программами кодека, известный как «Project Mayo» или как «OpenDivX» или «DivX для Windows/Linux/Mac». В отличие от оригинала DivX, OpenDivX не имеет ничего общего с Microsoft. Однако, подобно его предшественнику, он также базируется на формате сжатия MPEG-4. Формат DV. Panasonic и Sony были первыми, кто использовал стандарт цифрового видео на своих видеокамерах, и хотя он и не был первоначально предназначен для профессионального использования, обе компании впоследствии объявили их собственные расширения для стандарта — Panasonic DVCPRO в 1995 г., a Sony — DVCAM в 1996 г. Однако оба изготовителя придерживались формата MiniDV для производимого цифрового оборудования. Формат DV использует пленку с металло-оксидным напылением ширины 1/4" (6, 35 мм), способную к записи до 3 часов видео в стандартном режиме (standard play, SP) на кассете, которая имеет размеры 125 х 78 х 14, 6 мм. Технически DV использует дискретное косинус-преобразование, используя процесс с тремя стадиями. Первая стадия использует DCT-сжатие, удаляющую информацию, которая не может замечена человеческим глазом. При этом в каждом пикселе отделяют цветовую и яркостную информацию, что сокращает данные на одну треть. Затем сигнал RGB преобразуется в YUV – Y для яркости и U и V для цвета, по формуле YUV 4: 2: 2. Затем цифровой видеокодек оптимизирует формулу к YUV 4: 2: 0, связывая цветовую информацию от смежных пикселей в блоки 4x4. Далее, система аппаратного сжатия, размещенная на камере, сжимает видео с использование алгоритма подобного M-JPEG. Система DV отличается способностью записи различных частей каждого кадра с различной степенью сжатия. Так, синее небо в фоне изображения может быть сжато, скажем, к 25: 1, в то время как лес на переднем плане, который нуждается в большем количестве деталей, только до 7: 1. Этим способом цифровое видео может оптимизировать видеоструктуру потока кадров. Наоборот M-JPEG должен иметь установленную норму сжатия для видео в целом и не может разумно регулировать сжатие каждого изображения. Кроме того, также используется техника, известная как адаптивное межстрочное сжатие, которое заключается в том, что перекрывающиеся строки кадра (как в PAL, например) соединяются в одну, если различие между ними невелико. В теории это означает, что сцены с меньшим количеством движения обрабатываются лучше, чем быстрые сцены. Номинальный поток данных DV — 25 Мбит/с, который увеличивается до 36 Мбит/с с учетом аудио и различных средств управления данными и коррекции ошибок. Mini-DV (мини-цифровое видео). Главное преимущество формата MiniDV состоит в том, что лента, являющаяся 1/12 от размера стандартной пленки VHS, позволяет сделать запись 1 часа в формате SP или до 90 мин более низкого качества выхода в «долгоиграющем режиме» (long play, LP) при горизонтальном разрешении до 500 линий. Видеокамеры этого формата являются часто достаточно маленькими, чтобы удобно размещаться в ладони руки. Digital8. Введенный в начале 1999 г., формат видеокамеры Sony Digital8 может рассматриваться как шаг между 8 мм или Hi-8 и MiniDV. Запись здесь производится почти в том же самом качестве как для MiniDV, но на ленты 8 мм и Hi-8, которые имеют размер 1/4 размера VHS и вместимость до 1 часа. Формат — хороший выбор для тех, кто переходит к цифровой видеокамере, так как видеокамера Digital8 может также воспроизводить старые записи аналоговых видео на 8 мм и Hi-8; MICROMV. В 2001 г. Sony объявила ряд цифровых видеокамер MICROMV, использующих формат сжатия MPEG-2 при записи сигналов качества DV на ленты, размер которых составляет 70 % от кассет MiniDV. При скорости в 12 Мбит/с ультракомпактный формат MICROMV имеет битовую скорость, вполовину меньшую, чем для miniDV, что делает редактирование видео на ПЭВМ намного менее ресурсопоглощающей задачей. Форматы DVD. Фирма Hitachi объявила первую цифровую видеокамеру, способную к записи на носитель DVD (в данном случае это был DVD-RAM) летом 2000 г., что было очередным шагом в движении видеоприложений к области ПЭВМ. Важное преимущество формата DVD — способность к прямой выборке видео и непосредственному переходу к определенным сценам видеозаписи, экономя время и ресурсы, затрачиваемые на запись/редактирование. DVD видео. Видео DVD обычно кодируются в формате MPEG-2. MPEG-2 предлагает более высокую степень сжатия, чем MPEG-1, и приводит к намного более четкому и чистому изображению (табл. 3.5). Раскодированный из MPEG-2 видеосигнал обычно использует 480 горизонтальных строк в кадре (или 720 х 480 пикселей) по сравнению с 425 строками для CD-видео и 250—270 строками для VHS-видео. Переменная битовая скорость (VBR) позволяет достичь более высокого качества изображения и более низкой средней скорости передачи информации в битах, при этом используется больше данных для кодирования тех частей видеопоследовательности, которые более сложны и плохо сжимаются. При использовании постоянной битовой скорости (CBR) скорость передачи данных должна быть достаточно высокой, чтобы одинаково хорошо кодировать все сцены видео. Ранние диски DVD-ROM использовали два метода для записи MPEG-2 видео: • аналоговый оверлей (наложение видеоизображений или просто оверлей); • метод встраивания VGA, иногда упоминаемый как VideoInlay. Оба метода отображают видео в окне или полном экране, но они реализуют различные подходы. Videolnlay использует графический адаптер PC, чтобы масштабировать видео и вывести его на монитор. Оверлейные платы обеспечивают масштабирование собственными аппаратными средствами и выводят видео самостоятельно, встраивая его в графический выводом, который приходит от платы VGA. При использовании этих плат дополнительный кабель соединяет выход адаптера VGA с вводом на плате декодера. Главный недостаток подхода VideoInlay — нагрузка на систему. При проходе сцен, закодированных с высокой скоростью передачи информации, метод VideoInlay может перегрузить информацией старые, более медленные адаптеры дисплея, что может потребовать сокращения горизонтальной разрешающей способности для получения приемлемого изображения. Требуя немного большего количества усилий по установке и конфигурированию, платы наложения видеоизображений требуют меньше системных ресурсов и допускают более широкое разнообразие аппаратных средств. В то время как видеовывод может быть менее четким, чем в случае встраивания VGA, наложение видеоизображений имеет то преимущество, что может дать приличное качество фактически с любыми видеоплатами. Односторонний (DVD 5) диск может вместить типичный кинофильм, длительность которого составляет в среднем 133 минуты. MPEG-2 кодирование использует сжатие с потерями, которое удаляет избыточную информацию (например, неизменяющиеся области изображения) и информацию, которая не воспринимается человеческим глазом. Выходной видеосигнал, особенно когда он сложен или содержит быстрые изменения, может иногда включать визуальные недостатки в зависимости от качества обработки и коэффициента сжатия. При использовании сжатия MPEG-2 полномасштабное изображение требует минимальную скорость передачи данных 3500 кбит/с. Звуковое окружение — центральный, левые, правые, лево-тыловые и право-тыловые каналы, плюс ненаправленный басовый громкоговоритель — требует дополнительно еще 384 кбит/с. Если учесть добавочную память для фонограмм дублирования а различных языках и титров, необходимо увеличение скорости до 4, 692 кбит/с (минимум 4 Мбит/с, требуемых для высоко – качественных результатов). Окончательный итог — требование размера памяти в 4, 68 Гбайт. Более высокие скорости передачи данных могут привести к повышению качества, почти неотличимому от оригинала, при скоростях более чем 6 Мбит/с. С развитием MPEG-технологий сжатия лучшее качество достигается при более низких скоростях. Кроме того, DVD-видео обычно поддерживают множественные коэффициенты сжатия, позволяя при просмотре выбрать по меньшей мере из пары широкоэкранных форматов (например 16: 9 или более обычного 4: 3). Кроме того, DVD-видео также обычно позволяет выбрать один из восьми языков и предоставляет 32 различных набора субтитров. Двухслойный (DVD 9) диск. Здесь вместимость увеличивается до 240 мин. Двусторонний однослойный диск (D VD 10) будет вмещать немного больше (около 266 минут), но он должен быть перевернут, чтобы была доступна вторая сторона. Многие производители видео DVD используют двусторонние диски, помещая версию, отформатированную для нормального телевидения или монитора с экраном 4: 3 на одной стороне и широкоэкранную версию, отформатированную для экрана 16: 9 — на другой. Существуют два способа записи двухслойных DVD — параллельный проход дорожки (Parallel track path — РТР) и противоположный проход дорожки (Opposite track path — ОТР). В дисках РТР оба слоя считываются от внутренней части Диска к внешней, тогда как в диске ОТР сначала считывается внешний слой от внутренней части к внешней, а затем — внутренний слой обратным ходом. Это позволяет дисководу читать оба слоя почти непрерывно, с коротким перерывом, чтобы перефокусировать линзу лазера. В 1998 г. Цифровой Видео Экспресс (DVE) — партнерство жду одним из крупнейших американских розничных продавцов электроники, Circuit City, и видной Лос-анджелесской юридической фирмой — объявил альтернативный формат DVD-видео, использующий подход «оплата за использование» при прп смотре фильмов, и быстро получил поддержку таких ведущих студий, как Disney, Paramount, Universal и MGM. Региональное кодирование. Поскольку обычно выход фильма на экраны не является одновременным (фильм может выйти на видео в США, когда только выходит на экраны в Европе) киностудии хотят контролировать выпуск видеокопий в различных странах. Поэтому потребовалось, чтобы стандарт DVD включал коды, которые могут предотвратить воспроизведение некоторых дисков в определенных географических областях (регионах). Каждый видеопроигрыватель получает код для региона, в котором он продан. Это означает, что диски, купленные в одной стране, не могут считываться на плейерах, купленных в другой стране. Региональные коды являются дополнительными для изготовителя диска и отсутствие кода означает отсутствие региональных ограничений. Это — не система кодирования, а только информационный байт, обозначающий восемь различных регионов, который проверяется при проигрывании диска (табл. 3.6). В сводной табл. 3.7 приводятся основные технические характеристики цифровых видеоформатов, перечисленных выше.
|