Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всенощное бдение.






Накануне на службе как всегда, был в соборе, где всенощное бдение возглавил епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност в сослужении всего духовенства храма, причем, о.Алексий Кульнев был в белом облачении, в отличие от фиолетового праздничного облачения у других, что может говорить, что на сей раз хиротония может состояться. На сей раз архиерей возглавлял службу с самого начала, но чина встречи не было. всенощное бдение было полным чином, то есть, с литией, однако, из экономии времени были опущены часть стихир на вечерне и утрене, кафизма на утрени (чтение псалмов на одной из кафизм) и катавасии на каноне (ирмосы каноны, исполняемые хором после чтения каждой песни – по правилам, в начале и конце каждой песни всегда должны их петь, но чаще всего из экономии времени в конце они опускаются и лишь в большие праздники – неукоснительно поются)…. Служба совершается лишь праздника воздвижения Креста Господня. Главное, что было заметно – это горшки с цветами, стоящие с двух сторон от архиерейского амвона – во время чина Воздвижения Креста в него будет сливаться вода, которую во время чина льют на Крест.

Привожу чтения службы. Сначала – паремии. Паримии Паремия 1 (читал о.Алексий). Книга исхода [Главы 15 и 16.] Речь идет о путешествии Моисея в пустыне после перехода через Красное море, где по действию Божию чудесно был опреснен непригодный для питья (возможно, соленый) источник, что явилось прообразом Креста Господня: Поят Моисей сыны Израилевы от моря Чермнаго, и веде тыя в пустыню Сур: и идяху три дни в пустыни, и не обретаху воды, да быша пили. Приидоша же в Мерру, и не можаху пити воды из Мерры, горька бо бе: сего ради наречеся имя месту тому, Горечь. И роптаху людие на Моисеа, глаголюще: что пием? Возопи же Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо: и вложе тое в воду, и сладка бысть вода. Тамо положи ему Бог оправдания и суды. И тамо искушаше его, и рече: Аще слухом услышиши глас Господа Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповеди Его, и сохраниши вся оправдания Его, всяку болезнь, юже наведох Египтяном, не наведу на тя: Аз бо есмь Господь исцеляяй тя. И приидоша во Елим, и бяху тамо дванадесять источников вод, и седмьдесят стеблей финиковых: и ополчишася тамо при водах. И воздвигошася от Елима, и прииде весь сонм сынов Израилевых в пустыню Син, яже есть между Елимом и между Синою.

И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька

(вероятно, соленая – соленые озера в пустынях - не редкость), почему и наречено тому [месту] имя: Горечь[1]. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем.

Паремия 2.Книга Притч Соломоновых. [Глава 3.] Тут, думаю, даже переводить не надо

Сыне, не пренебрегай наказания (поучния) Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, не сопротивляется ей ничтоже лукавое, благоразумна есть всем любящим ю: всякое же честное недостойно ея есть. Долгота бо жития, и лета жизни в деснице ея. В шуйце (левой руке) же ея богатство и слава: из уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея, путие добры, и вся стези ея с миром, древо живота есть всем держащимся ея, и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда.

Паремия 3. Книга пророка Исаии. [Глава 60.] Здесь говорится о восстановлении Иерусалимского храма после Вавилонского пленения и разорения города и храма, но вместе – уже и о славе Церкви после Крестных страданий Христа, ибо никогда Израиль и храм Иерусалимский не имел описанной здесь славы: Сия глаголет Господь: отверзутся врата твоя Иерусалиме выну (всегда) день и нощь, и не затворятся, еже ввести к тебе силу языков (народов, язычников), и цари их ведомыя. Языцы бо и царие, иже тебе не поработают, погибнут: и языцы запустением запустеют. И слава Ливанова к тебе приидет в кипарисе, и певке (сосне), и кедре вкупе, прославити место святое Мое, и место ног Моих прославлю. И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя, и прогневавших тя, и поклонятся следом ног твоих вси прогневавшии тя, и наречешися град Господень, Сион Святаго Израилева. За еже быти тебе оставлену, и возненавидену, и не бе помогаяй тебе (Так как был ты оставлен и возненавиден и не было помогающих тебе): и положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И иссеши (сосешь) млеко языков, и богатство царей снеси (сьешь), и разумееши, яко Аз Господь спасаяй тя, и избавляяй тя Бог Израилев.

При полиелее, как и на службе Крестопоклонной Недели духовенство не выходит в центр храма, а совершает его в алтаре, перед Крестом, то есть, в алтаре поется величание Христу и Кресту Его и после каждения храма предстоятель (Владыка Феогност, в данном случае) возвращается в алтарь. Там же возглашается прокимен и предстоятель в Царских вратах читает Евангелие... И так далее. Помазание во время чтения канона не совершается.

Евангелие: 1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́ к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Эллины.

21Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Очень важная глава. Это повествования о днях накануне Крестных страданий Христа. Господь говорит с тем же народом, который накануне встретил его с ликованием, но теперь снова не принимает Его, не верит словам Его и глух к Его повелениям. В другом Евангелии приводятся слова Христа который оплакивает ожесточения этого народа, говоря, что за это ожесточение он, народ этот, жестоко поплатится – восстание, поднятое самозваным «Мессией» Бар Кохбой, будет жестоко подавлено римлянами, Иерусалим уничтожен, а евреи – рассеяны по миру. Но скорбное повествование имеет тень радости, ибо Господь принимает страдания ради нашего спасения, дабы открыть и нам двери райские….

Канон праздника имеет особые припевы на 9 песни, при этом диакон в центре храма у иконы праздника пропевает «Величай душе моя всечестный Крест Господень!», после чего поется ирмос 9 песни и припевы, а чтецы (в данном случае, читали о.Роман Хотков и о.Андрей Пашин) читают тропари канона.

После пения стихир в конце утрени при пении Великого славословия совершается самая важная и торжественная часть службы – вынос Креста Господня. Перед началом всенощного бдения предназначенный для этого Крест под пение тропаря и кондака праздника торжественно вносится в алтарь и полагается на престол на место, где всегда лежит Евангелие. Теперь же, при пении Великого славословия предстоятель кадит престол (при архиерейском служении – в начале он благословляет народ дикирием и трикирием на три стороны и уж потом кадит) и в конце, при пении Трисвятого при перезвоне выносит Крест на амвон и возглашается в Царских вратах «Премудрость прОсти» и полагает в центре храма под пение тропаря праздника. Крест троекратно кадится. При полном чине после этого совершается так называемый чин Воздвижения Креста.

Чин воздви́ жения Креста

В соборах и в приходских храмах, с благословения епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста.

После выноса Креста священник с диаконом делают три земных поклона (в какой бы день седмицы ни случился праздник Воздвижения). Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит перед Крестом, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже...», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения.

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй».

В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом, насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток.

При соборном служении два сослужа́ щих священника поддерживают предстоятеля под руки, а один или два других священника возливают непрерывно и медленно, помалу, из сосудов воду на Крест. Вода сливается в лохань, держимую свещеносцем. В воду можно добавить несколько капель розового масла или иных ароматов, но не духов или одеколона. По обычаю, эту воду разбирают молящиеся после службы.

После этого предстоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, продолжает ектению, возглашая: «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, власте́ х и воинстве ея, рцем вси». Предстоятель совершает второе воздвижение, как и первое.

Третье воздвижение, лицом к югу, совершается как и первое. Диакон возглашает: «Еще молимся о оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и (у нас: и о господине Высокопреосвященнейшем митрополите Исидоре и господине нашем преосвященнейшем епископе Феогносте) и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси».

Четвертое воздвижение, лицом на север, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой

души́ христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем

вси».

Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служа́ щих и послуживших во святей обители сей (или: храме сем), отцех и братиях наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».

У нас обычно этот чин опускался, но теперь и мы имеем радость видеть совершение этого чина у нас. После же чина Воздвижения (или же, если он все же опускается – после пения тропаря) поется кондак праздника, а затем, духовенство с земными поклонами поет «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и Святое Воскресение Твое славим!» После этого и бывает помазание елеем с хлебом, благословляемым на литии.

На сей раз при архиерейском служении после пения Великого славословия архиерей, выйдя из алтаря, под пение духовенства, поющего «Святый Боже…», обошел весь храм и уже затем в Царских вратах провозгласил «Премудрость прОсти!» и уж затем, положив крест на аналой, совершил каждение, а потом, снова взяв Крест, совершил чин Воздвижения, после чего по поклонении Кресту началось помазание елеем с раздачей благословляемых хлебов, которое совершал сам архиерей и по окончании бдения, а затем длилось и еще некоторое время по окончании первого часа. По окончании Владыка поздравил всех с наступающим праздником Воздвижения Креста Господня – орудия спасения человека. Он говорил на тему первой из паремий, читаемых на службе, где повествуется о чуде, которое совершил Бог по молитве Моисея, удрученного постоянным ропотом вверенного ему народа. Этот народ стонал под игом египтян, но будучи выведенным из плена, забыл об этом избавлении и уже роптал, желая вернуться в рабство, только бы не терпеть тяготы странствия в пустыне. Были среди них и люди, верные Богу, но основная масса верила лишь себе, и даже когда Моисей взошел на гору, дабы получить от Бога Закон, народ, видевший ранее облако и гром с молниями, и сильно испуган видом явившегося зрелища, теперь решил избрать себе божество по желанию своему. И теперь, даже видя множество чудес, народ роптал и тогда Бог явил это чудо, бывшее прообразом Креста Господня. И как кусок древесины сделал воду соленого озера пригодной для питья, так и Древо Креста благодатью Божией стало из орудия позорной казни орудием спасения человека и им Бог дал человеку облегчение горечи жития даже и сего земного, ведь им дается избавление от наветов демонских – Благодатью Божией демоны опаляются и посекаются знамением Креста Господня. Им мы знаменуемся по восстании от сна и при всяком деле и им знаменуемся перед отхождением ко сну. То же орудие влагается в руки христианина при кончине, подобно тому, как древние воины погребались вместе со своим оружием и то же орудие ставится над местом его погребения, как главное, ради чего он должен был жить. Во многих местах оно ставится в ногах, дабы умерший как бы видел орудие спасения своего. И это же орудие стало орудием избавления от горечи адовой, причастники которой становились все. Поэтому мы воспоминаем страдания Христа и празднуем Воздвижение Креста Господня и поэтому-то с этим праздником и связан строгий пост в знак скорби по поводу страданий Христа, так как даже зная пользу этих страданий для нас, мы знаем, что это именно страдания, а посему и скорбим.

Пожелав всего хорошего, он ушел в алтарь, а вышедший о.Евгений Кузнецов напомнил, что в сам день праздника будут две литургии – ранняя – в 6.30, и поздняя – в 8.30, позднюю же будет совершать правящий архиерей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал