Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литургия. На сей раз – рассудил я – мне будет, что писать






На сей раз – рассудил я – мне будет, что писать. Поэтому, я приготовился к тому, что мне придется писать. Желая попасть на архиерейскую службу, я пошел на позднюю литургии и поскольку было сказано, что она

начнется в 8.30, то я и собирался к этому времени.

Подхожу к храму. Ворота уже открыты. Вхожу в храм и…. выясняю, что служба уже идет. На практике часы начались раньше. В храме уже все приготовлено к совершению архиерейского богослужения – архиерейский амвон и аналои с иконами для чтения входных молитв. Орлецы раскладываются уже по ходу службы. Туда и сюда ходят фотограф и человек с камерой. У креста же, тем временем, стоит очередь.

6 час еще читается, когда в центр выходит духовенство – о.Евгений Носенко в полном облачении с подносом с напрестольным крестом и все прочее духовенство, кроме о.Сергия лукина, а также иподиаконы с мантией и архиерейским жезлом. Тем временем, заканчивается проскомидия и начинается каждение. По окончании чтения часов ждать приходится совсем недолго. Скоро начинается благовест, а через пару минут из алтаря выходят о.Евгений Габов и о.Антоний Кригер с дикирием и трикирием и кадилами. Стало быть, о.Алексий в чине встречи уже не участвует, принимая напутствия перед рукоположением. И вот, начинается трезвон. Архиерей уже прибыл. Вскоре он, благословляя народ, входит в притвор. Прежде чем на него наденут мантию и вручат посох, воцаряется пауза, в течение которой он и напутствует ставленника. Признаться, известие о священнической хиротонии о.Алексия вызвала среди известных мне людей скорбь, дескать, теряем хорошего диакона… Ну, что же?! Забирая, Господь даст обязательно нечто лучшее.

И вот, слова напутствия сказаны, и начинается чин встречи. «Премудрость!» - Возглашает о.Антоний Кригер, и оба диакона начинают кадить, одновременно хор начинает петь: «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Диакон Евгений Габов вслух читает ирмос 9 песни праздничного канона и прочее: «Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». И снова духовенство целует крест из рук правящего арзхиерея, после чего под пение праздничного задостойника[2] праздника идет в сам храм для чтения входных молитв. В это время архиерей поклоняется образу праздника в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы. В ходе чина архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» После этого Владыка идет в центр для облачения, при этом поется «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» В этот момент с архиерея снимается мантия, клобук, ряса (а также надетая под ней жилетка) и временно панагия, а затем надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Диаконы же читают особые молитв на облачения. Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Алексий Кульнев о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». На сей раз хиротонии не ожидается и сразу начинается подготовка к совершению литургии. Диаконы и все духовенство берет благословение предстоятеля, а затем старший священник (о.Евгений Кузнецов) идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен. Я не могу удержаться, чтобы снова и снова не описать всю эту красоту, хоть кому-то может показаться и слишком однообразным писать одно и то же.

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» стоит ли опять повторять уже несколько раз вложенные в мое повествование рассуждения об этом Благословенном Царстве, коим именуется и храм Господень (если б трудящиеся здесь это понимали, возможно и я сам не до конца осознавал ЭТО, потому я и не нахожусь в числе их). После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. Звучат антифоны праздника. Когда-то Пасха и двунадесятые праздники были единственным временем, когда на службе антифоны звучали так, как это и положено – их пели попеременно два хора, что предусмотрено самим названием песнопений. Теперь и их пропевает верхний хор, выбирая вычурный распев, но входящим в диссонанс со словами. Итак, первый антифон.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал