Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературный портрет художника и его творчества






В романе есть несколько вариантов литературного портрета Тернера, принадлежащих разным лицам. По свидетельству друга, семьи он был «невысок, худощав и мускулист, с небольшими голубыми глазами, крючковатым носом, выпяченным подбородком и свежим цветом лица» [Акройд 2012, с. 7, 9]. Пребывая в гостях у знакомого отца, Джона Нэрроуэя, шестнадцатилетний Уильям получил от его дочери следующую характеристику: «был совсем не похож на обычных молодых людей, держался поодаль, много молчал, интересовался одним только рисованием и не желал появляться в обществе», «у него не было склонности дружить» [Акройд 2012, с. 22].

Один из современников живописца выразился о нем, как о «странном создании Божии», другой – «кто угодно, но не красавец». [Акройд 2012, с. 26].

«У него были кривые ноги и большие ступни. В поздние годы его сравнивали то с моряком, то с крестьянином, то с извозчиком. Краснощекое лицо казалось обветренным и делало его похожим на морского волка, штурмана или капитана» [Акройд 2012, с. 46, 47]. Эта характеристика не случайна и вполне оправданна, так как больше всего Тернер любил море и все, что с ним связано.

Дочь близкого друга У.Ф. Уэллса высказалась об Уильяме как о человеке «легкомысленном и веселом, полном смеха и забав, особенно в обществе детей» [Акройд 2012, с. 69]. Данная характеристика примечательна тем, что служит опровержением многим негативным мнениям, заключающимся в том, что Тернер был угрюм и упрям. Еще подобным доказательством является мнение одного из учеников, считавшим преподавателя «чудаковатым, но добрым и забавным».

Питер Акройд не ограничивается в романе портретом художника, а вводит психологическую и личностную характеристику. Тернер был незаурядной, многоплановой и разносторонне развитой личностью. Это касается и его творческой манеры, жизненных приоритетов, особенностей характера.

Самая главная черта, которой обладал Уильям, это безмерное трудолюбие, которое дополняется усердием, пытливостью и бесконечной любовью к своему делу. «Плотная занятость была условием его счастья. Трудяга, он принадлежал к тем натурам, которым в радость работать, кто положительно гордится своей энергией и усердием» [Акройд 2012, с. 125], «Он любил работать и не раз повторял: «Единственный мой секрет – это чертовски тяжелый труд, - и добавлял: - Не знаю другого гения, кроме гения упорной работы» [Акройд 2012, с. 208-209]. Точнее невозможно выразиться.

Однажды в экспедиции в Оксфорд издательство попросило сделать вид улицы и перевести в гравюру. «Сделал карандашный набросок улицы. Но его беспокоили детали. Он хотел знать, как застеклены окна на Хай-стрит, как они отражают свет» [Акройд 2012, с. 89]. Данная ситуация характеризует Тернера как ответственного, пунктуального и до мелочей точного человека.

Такие качества, как аккуратность и деловитость, особенно сильно проявились в систематизации его работ, «им руководило желание оставить потомкам свое наследие во всей возможной его полноте» [Акройд 2012, с. 165].

В работе он «считал нужным проявлять сдержанность и самоконтроль».

Проявив способности архитектора, Тернер сам построил дом Сэндикомб-лодж, сочетающий в себе опрятность и простоту, что также указывает на непритязательность Уильяма в чем-либо.

Скрытность и склонность к мистификации – неотъемлемые черты жизни и творчества художника. «Кто-то из его друзей нашел, что ему «доставляло удовольствие мистифицировать людей» [Акройд 2012, с. 175].

Тернер не был религиозным человеком, в отличие от своих родителей. Примечательно мнение одного из приятелей Уильяма, говорившего, что «он боготворил природу со всеми её красотами, но забывал про Создателя» [Акройд 2012, с. 35]. Действительно, большинство работ художника – пейзажи, каждая картина – непрерывная связь с природой и ее стихиями, но Богу там места не находилось. Для Тернера особым божеством являлось солнце. «Солнце – бог» - фраза, не сходившая с уст Уильяма до конца жизни. На картине «Дидона, строящая Карфаген» (1815) свет, исходящий от солнца, неслучайно занимает центральное положение в композиции. Благодаря ему полотно приобретает оптимистическое настроение. В. Раздольская отмечает, что в данной работе «заметно повысилось звучание цвета по сравнению с более ранними картинами Тёрнера» [Раздольская 2009, с. 157]. На таких полотнах как «Замок Норэм. Воход солнца» (1835-1840) и «Восход солнца с лодкой между двумя мысами» (1835-1840) яркие солнечные краски являются доминантными. В. Раздольская фиксирует, что «свет, вода и небо – любимые стихии Тернера - стали воплощением утонченной и хрупкой красоты мира» [Раздольская 2009, с. 164].

Не смотря на свою пунктуальность и деловитость, У. Тернер был очень рассеянным человеком. Свидетельством тому выступает следующий факт. «Один его знакомый писал другому, что «он наверняка потеряет ваши книги, как неизменно получается с половиной его багажа в каждом из его путешествий, поскольку беспечен, как никто другой» [Акройд 2012, с. 121-122].

И что бы ни говорили об У. Тернере, это был человек доброго нрава, отличающийся добродушием, умеющий посочувствовать и помочь. «Приобретал и недвижимость. Вместе с собственностью возникли проблемы и с жильцами: бывали такие, что задерживали оплату или отказывались платить. И надо сказать, что не всегда он был с ними суров. После его смерти выяснилось, что в течение нескольких лет он не брал денег с одного несостоятельного жильца» [Акройд 2012, с. 91].

Как уже было замечено, лучшую характеристику Тернеру дал Джон Рёскин. Ей и следует завершить анализ личности художника. «Все описывали его мне как человека грубого, неучтивого, невежественного, вульгарного. Такого, я знал, быть не может. Я нашел в нем несколько эксцентричного, с резкими манерами, сухого, весьма типичного английского джентльмена: очевидно добродушного, очевидно раздражительного, ненавидящего уловки всех мастей, проницательного, возможно, немного эгоистичного, в высшей степени неглупого, причем ум его отнюдь не бахвалится собой не выставляется напоказ, а выдает себя от случая к случаю, словом или взглядом» [Акройд 2012, с. 201-202]. Точней и объективней не высказался никто.

Шубина А.В. в данном тексте выделяет определенные стилистические черты. Самое главное, что «визуальный ряд уже не сюжетообразующий элемент, это лишь средство создания достоверной картины жизни и усиления читательской реакции» [А.В. Шубина 2009, стр. 65]. Это прямой показатель того, что биография и роман, как жанры, действуют в совокупности, но биография все же доминирует. Следующей отличительной чертой являются языковые особенности. Питеру Акройду важно показать, как разговаривал его герой, в какой языковой и социальной среде он находился. Важно отметить, что «следуя канону жизнеописания героя или святого, Акройд особо обращает внимание на знамения и совпадения, определившие судьбу героя» [А.В. Шубина 2009, стр. 70]. Во-первых, Уильям Тернер родился с Уильямом Шекспиром в один день – 23 апреля. Во-вторых, в этот день произошло необыкновенное явление трех солнц, которое ознаменовало все последующее творчество художника. И на смертном одре Уильям Тернер скажет: «Солнце – бог!».

С самого детства Тернер проявлял особое рвение и старательность в рисовании. Началом творческого пути послужило незатейливое занятие: Уильям развлекался по дороге в школу, «рисуя мелом на стенах курочек и петухов».

Первые начинания датируются 1787 годом. «Они вполне традиционны. Мальчик срисовывает с гравюр, порой меняя что-то по-своему, мосты и замки» [Акройд 2012, с. 15]. В 1790 году выставляет первую акварель. «Это первые его опыты в технике, в которой он скоро достигнет вершин» [Акройд 2012, с. 20]. Первый успех пришел к Уильяму в восемнадцать лет. «Ему присудили за пейзажный рисунок «Большую серебряную палитру» - серебряную медаль, свидетельствующую о способностях к ландшафтной живописи. «Уже нашлись люди, готовые приобретать его работы, и периодические издания, готовые их публиковать» [Акройд 2012, с. 25].

Тернер нуждался в финансовой поддержке, но ждать ее было неоткуда, поэтому он зарабатывал своим трудом. «Томас Монро нанял его скопировать несколько акварелей. Тернер получал три шиллинга шесть пенсов за вечер плюс блюдо устриц на ужин. Но не это было главным. Осмысленно копируя великие подлинники, Тернер набирался мастерства» [Акройд 2012, с. 28].

На художественную манеру живописца оказали влияние другие творческие личности. Томас Хардвик, выдающийся английский архитектор, предопределил судьбу юноши, направил в нужную стезю. «Рекомендовал Тёрнеру подать прошение о зачислении в школу при Королевской академии художеств» [Акройд 2012, с. 17]. Благодаря Джошуа Рейнольдсу, президенту Королевской академии, Уильям освоил технику портретной живописи. «Этот великий человек позволил ему бывать у себя дома, изучать портреты своей работы» [Акройд 2012, с. 19]. Но самым главным ориентиром для Тернера был Клод Лоррен. «Всю свою жизнь он искал тот источник вечной гармонии, из которого, думается, черпал вдохновение Лоррен. И в поздние годы Тернер воистину достиг мастерства, сопоставимого с французским художником» [Акройд 2012, с. 43].

В любом деле самое важное определиться с целью, найти то, ради чего нужно творить и чему посвятить всю жизнь. У. Тернер твердо знал, что ему нужно. «Он стремился к тому, чтобы как можно выше поднять место пейзажной живописи в системе художественных ценностей. Тернер ставит себе целью стать «великим» художником» [Акройд 2012, с. 65]. И добивается её. Подтверждением этому является пейзаж «Последний рейс корабля «Смелый» (1839), сочетающий в себе оттенки голубого, белого, жёлтого, зелёного цветов, что придаёт полотну особое звучание. Картина содержит в себе тайный смысл. Как отмечает В. Раздольская, возникает «ощущение трагического столкновения романтической мечты и тривиальной прозы» [Раздольская 2009, с. 160].

Для Уильяма картины значили очень многое, они были для него семьей, заменявшей весь мир, поэтому он столь трепетно относился к ним. «Тернер хранил свои работы так, словно то был зарытый клад», «он не мог расстаться со своими картинами, потому что они были частью его существа» [ Акройд 2012, с. 128]. Вся его жизнь и мировоззрение отражались в творчестве.

Живопись Уильяма Тёрнера представляет собой систему, включающую в себя огромное количество работ, посвященным самым разнообразным темам. Особенно ярко выделяются веяние романтизма, истории, интерес к библейским сказаниям, к классической литературе и к человеку, как к отдельной личности.

Период расцвета способностей Тернера совпал с таким художественным направлением как романтизм, что, естественно, оставило след в наследии живописца. В 1797 году Тернер едет на север Англии ознакомиться с природой и ландшафтами севера. «Хотелось побывать на Озерах, уловить отблеск величественного в родных пределах. И не такая уж это случайность, что на будущий год Вордсворт и Кольридж опубликуют свой совместный труд «Лирические баллады», общепризнанный провозвестник романтизма – движения, которое сделало очевидным эстетическую заинтересованность в пейзаже возвышенном и возвышающем. Тернер испытывал то же радикальное преображение во вкусах и представлениях, которое положило начало поэтическим достижениям английских романтиков, и потому так важно, что рисовал и писал он те самые пейзажи, которые их вдохновляли» [Акройд 2012, с. 31]. Это еще один вклад, как в национальную, так и в мировую культуру.

Историческая тема нашла свое отражение на полотнах Тернера, хотя особого интереса к ней у него не было замечено. Самым первым историческим полотном является «Битва на Ниле», но она утеряна. К этой же группе можно отнести такие картины как «Поле Ватерлоо» и «Трафальгарская битва». Как отмечает В. Раздольская, «главное выразительное значение приобретает в этом полотне не сюжетная ситуация, а противоборство вздымающихся вверх мачт и парсов, освещенных неровным светом» [Раздольская 2009, с. 155].

Библейской тематике посвящены «Пятая казнь египетская» и «Седрах, Мисах и Авденаго». Эти картины приурочены к историческим событиям – вторжению французов на территорию Англии.

С особым трепетом и интересом художник относился к классической литературе. «Классический мир для Тернера – это мечта о красоте и благородстве, неиссякаемый источник глубоких чувств и вдохновенных раздумий» [Акройд 2012, с. 65]. Неслучайно создано очень много работ, в основе которых лежат литературные сюжеты. Таковыми являются «Богиня раздора выбирает яблоко согласия в саду гесперид», «Дидона и Эней, «Прощание Брута и Порции», «Прибытие Ясона в Колхиду», «Улисс насмехается над Полифемом». Особая творческая связь у Тёрнера была с Вергилием. «В его глазах Вергилий был тем поэтом, который умел сочетать пасторальное и аллегорическое, создавать свои духовные ландшафты, а также сообщать историческим событиям магию мифа. В своем собственном духе и в своем виде искусства Тёрнер питал те же устремления» [Акройд 2012, с. 153].

Еще одной немаловажной темой в творчестве живописца является собственно сам человек. Примечательно полотно «Праздник по случаю сбора винограда в Маконе». Именно этой картиной Тернер показал, что его «занимает человек – и когда он занят физической работой, и когда отдыхает от трудов».

У. Тернер постоянно совершенствуется в своей деятельности, путешествует, ищет новые темы, не останавливается в своем развитии, доказательство этому служат его постоянные поездки на континент. В. Раздольская сравнивает их с паломничеством Чайльда Гарольда.

Среди всего многообразия картин живописца можно выделить самый главный и частотный образ – образ реки. Она с юности интересовала художника, в какой-то степени предопределила всю концепцию его творчества. Практически на каждой картине изображена вода только в разных состояниях. Например, «Рыбаки в море», «Кораблекрушение», где показаны «огромные массы воды, летящие диагонали мачт и парусов, стремительный водоворот в центре композиции», а также проскальзывает интерес к хаосу и разрушению [Акройд 2012, с. 60]. На картине «Ширнесс и остров Шеппи» воды бурные и опасные. На полотне «Дождь, пар, скорость» не так просто разобрать границы вод, но тем оно и привлекает. Тернер экспериментирует с цветом. Картина уникальна по своей технике. Единственный чёткий предмет на полотне – поезд, всё остальное сложно различить, но название произведения помогает понять, что стремился передать художник. В. Раздольская отмечает, что «подобный свето-атмосферный эффект казался в то время немыслимым, хотя известно, что Тёрнер наблюдал его в натуре» [Раздольская 2009, с. 161].

Многим картинам присуща театрализованность, что не случайно, это отголоски прошлого, когда Уильям подрабатывал в лондонских театрах. «Современники часто критиковали «грубую» театральность картин, тем самым, всего лишь отмечая его любовь к трансцендентной, превышающей человеческое понимание зрелищности» [Акройд 2012, с. 99].

У. Тернер – мастер своего дела, обладающий особой техникой и приемами. Своеобразие и индивидуальность проявляются в акварельных работах, писавшихся «партиями». «Суть была в том, что в работе было несколько листов сразу» [Акройд 2012, с. 164]. Другой прием был засвидетельствован одним из мемуаристов: «Там было четыре рисовальных доски, каждая с ручкой, привинченной с задней стороны. Тернер, быстренько набросав свой мотив, хватался за ручку и опускал весь рисунок в ведро с водой, которое стояло рядом. Затем он стремительно наносил акварелью основные тона, вливая краску в краску, пока эта стадия работы не была завершена. Оставив первый лист высыхать, он брался за следующую доску и повторял все сызнова» [Акройд 2012, с. 164-165]. Однажды технику живописца на картинах «История Аполлона и Дафны» и «Прощание Геро и Ленадра» сравнили с игрой скрипача Паганини. Эти полотна мистические, второе даже несколько мрачное. Такова и музыка величайшего скрипача, жизнь и творчество которого полны тайн и загадок.

Одним из главных творческих вопросов для Тернера являлось искусство света и тени. «Проводил целые часы на вересковой пустоши, следя за переменами в атмосфере, за тем, как меняются свет и тени, искал какие полутона выбрать для передачи этих эффектов» [Акройд 2012, с. 74]. Картина «Солнце встает в тумане; рыбаки моют и продают рыбу» предвосхищает представления Тернера об осязаемости и силе света.

Уильям Тернер раскрылся в полной мере как живописец, оказал влияние на Джона Рёскина, французских импрессионистов в композиции картины, в её цветовой гамме, но помимо этого он проявлял себя в качестве архитектора, финансиста, гравера и преподавателя.

Он мог стать прекрасным архитектором, если бы не живопись. «Юный Тернер нашел себе дело при мастерской архитектора, что дало ему хорошую подготовку и на всю жизнь привило интерес к этой профессии» [Акройд 2012, с. 16].

Как финансист реализовывал себя при заказах и продажах картин, это передалось ему от отца.

Искусство света и тени волновало Тернера всю жизнь, поэтому перевод акварелей в гравюру было необходимым занятием. В начале творческого пути Уильям нуждался в деньгах и это подтолкнуло к преподавательской деятельности. Во всех начинаниях Тернер прекрасно справлялся, но успешно учить других у него не получалось. Одна из причин неудачного преподавания – сбивчивая и порой непонятная речь. Один из слушателей лекции дал весьма интересную характеристику: «Половина каждой лекции адресовалась служителю, который находился у него за спиной, постоянно занятый тем, что выбирал, согласно указаниям вполголоса, из огромной папки с рисунками, иллюстрацию к уроку; многие из них были воистину превосходны и доводили до глаз то, что речь не доносила до уха» [Акройд 2012, с. 96].

Позднее Уильям откажется от преподавательской деятельности, в этом не будет никакой необходимости.

В свободное время Тернер занимался рыболовством, в конце жизни увлекался фотографией. Каждое из занятий связано с творчеством. Рыбалка была близка, так как он находился на реке и мог наблюдать пейзажи, а фотография близка к гравюрам, что волновало художника всю жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод из проведенного анализа. У. Тернер – человек, находящий свое счастье только в труде и творчестве. Всю жизнь он развивался и не останавливался на достигнутом. Свидетельством тому служат постоянные переходы из одной творческой сферы в другую, но при этом Уильям все это успешно совмещал с самым главным делом жизни – живописью.

Питер Акройд подробно и детально представил образ Уильяма Тернера. Каждая часть романа – определенный период жизни и становления художника. Автор показал, в какой семье вырос художник, каково было его окружение, к чему он сам стремился, также поэтапно представил формирование Тернера как живописца, что немаловажно.

Свое восприятие личности Уильяма Тернера Питер Акройд сформировал в портретных характеристиках, но в большей степени внимание автора направлено на творческий путь художника.

Каждая деталь в романе не случайна. Все сочетает в себе определенный смысл и в совокупности своей представляет образ Уильяма Тернера.

Питер Акройд создает образ художника, посвятившего себя искусству, своему дару и таланту, стремившегося уйти от суетливого окружающего его реального мира, чтобы погрузиться в иной мир – творчества.

Заключение

В работе показана эволюция жанра литературной биографии, его беллетризация в XXI веке. Материалом для раскрытия темы послужили романы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» и Питера Акройда «Тернер».

В ходе анализа были сделаны следующие выводы:

В первой главе «Жанр литературной биографии и его беллетризация в XXI веке» рассмотрена специфика литературного портрета, эволюция литературной биографии в англоязычной литературе и ее сближение с романом. Сделан акцент на явление литературного портрета близкого жанру биографии. Выявлены следующие особенности характеристики литературного портрета:

· литературный портрет может быть рассмотрен, как отдельный жанр в литературе, поскольку он воздействует на развитие литературы и самосознание личности.

· выделены три направления этого жанра: 1) литературный портрет как средство создания образа персонажа в романе, повести, рассказе и т.д.; 2) литературный портрет как сoставная часть, кoмпонент бoлее сложнoй жанрoвой структуры; 3) литературный портрет как самостоятельный жанр.

· представлена типология жанра литературного портрета с четырех позиций: 1)как жанр мемуарно-биографической литературы; 2) как документальное биографическое повествование о давно умершем историческом деятеле, основанное на использовании всякого рода документов; 3) как жанр критики; 4) как жанр научно-монографического исследования в творчестве известного деятеля искусства.

Данные классификации показывают, что специфика литературного портрета достаточно разнообразна, но сама цель этого явления в литературе очень точно подмечена В.С. Бараховым – «дать o тoм или инoм персонаже пoнятие как o человеке, раскрыть его неповторимую личность» [В.С. Барахов 1975, с. 31]. Это выявлено и подтверждено в ходе исследования при анализе способов создания образов художников.

В работе рассмотрена эволюция жанра английской литературной биографии и отмечены следующие особенности:

· В каждой стране биография определяется по-своему. Все зависит от целей её использования. Для англичан этот жанр имеет большую ценность, так как благодаря ему английские писатели утверждают культ личности и исторического прошлого, что особенно важно для них как нации.

· В XVIII веке произошло сближение биографии и романа, маскировка одного под другое, что создало сложность в различении данных жанров.

· В XIX веке в биографии отразилось мировоззрение человека того времени: противопоставление себя обществу, выражение протеста. Важно показать внутренний мир личности, её переживания, а также огромные возможности.

· Сформировался культ семьи, порядочности, скромности и строгого воспитания.

· В XX веке Джайлс Стрэйчи впервые представил биографию как отдельное произведение, а не документальный факт.

· Биография как литературное явление подвергалась сомнению. Причиной тому идея Р. Барта о смерти автора, но это дало только новый импульс для развития жанра. Благодаря эстетике постмодернизма в биографии разрушается стереотип и условность.

· Доказательством развития биографии является английская литература конца XX века – начала XXI века. Это время названо «Золотым веком биографии» в английской критике. Подтверждение этому произведения П. Акройда о Т. Элиоте, У. Блейке, Ч. Диккенсе, Эзре Паунде, Х. Карпентера об У. Одене, К. Бейкера о Хемингуэе.

Все эти особенности показали разнообразие биографии по своей тематике, цели и жанровой характеристике.

Во второй главе «Особенности создания образа художника в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» рассмотрены и проанализированы способы создания образа Яна Вермеера. Для этого автор использует подробное описание города Делфта, в котором жил художник, что создало дополнительные впечатление при восприятии образа живописца. Подробно представлен быт, отношения Вермеера с окружающими его людьми и семьей. В романе сделан акцент на создание главного труда художника – картины «Девушка с жемчужной сережкой». Сочетая достоверность и вымысел, Трейси Шевалье детально разработала этот эпизод. Но самым главным способом передачи образа Яна Вермеера является литературный портрет, данный Т. Шевалье.

Питер Акройд для воссоздания образа Уильяма Тернера использовал те же компоненты, что и Трейси Шевалье. Семья и быт играют роль в жизни художника, но все-таки уходят на второй план. Лондон сильнее повлиял на Тернера, чем Делфт на Вермеера. Не зря Уильяма Тернера называли «дитя Лондона», с детства он прочувствовал всю атмосферу этого города, отразившуюся в творчестве художника. Питер Акройд на протяжении всего романа дает характеристику живописцу, что образует достаточно полный литературный портрет Тернера. В этом способе создания образа художников Т. Шевалье и П. Акройд схожи. Но в отличие от Т. Шевалье, П. Акройд не сосредоточивал внимание на какой-то конкретной картине. Писатель предпочёл рассмотреть наследие живописца во всем его многообразии и полноте.

В произведениях Т. Шевалье и П. Акройда проявились основные черты английской биографии: внимание на отдельной личности, акцент на её внутреннем мире, переживаниях и творчестве; портретная характеристика героя; описание семьи, окружения и быта и творческого процесса.

Список литературы

1. Акройд П. Тернер. Перевод Э. Меленевской. М., 2012.

2. Шевалье Т. Девушка с жемчужной сережкой. Перевод Р. Бобровой. М., 2010.

3. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

4. Айкашева О. А. Жанровое своеобразие литературного портрета конца XIX – XX в. Улан-Удэ, 2011.

5. Александров Н. Тет-а-тет. Беседы с европейскими писателями. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2014.

6. Андреевских О. А. Литературные биографии В. Вулф в контексте эстетической программы группы " Блумсбери". Н. Новгород, 2005.

7. Андроникова М.И. От прототипа к образу: к проблеме портрета в литературе и в кино. М., 1974.

8. Аникин Г.В., Михальская Н.П. история английской литературы. М, 1975.

9. Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда. Казань, 2011.

10. Барахов В.С. Искусство литературного портрета. М., 1976.

11. Барахов В.С. Литературный портрет: истоки, поэтика, жанр. Л., 1985.

12. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов М., 1995.

13. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. М., 1996.

14. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.

15. Борышнева Н.Н. Поэтика романов Джона Гарднера. Н.Новгород, 2004.

16. Бочкарева Н.С., Гасумова И.И. Экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Дева в голубом». Пермь, 2011. Вып. 1 (13).

17. Бочкарева Н.С., Гасумова И.И. Экфрастические романы Трейси Шевалье. Смоленск, 2011.

18. Вермеер. Гении искусства. М., 2011.

19. Винокур Г. Биография и культура. М., 1927.

20. Гасумова И.И. Встреча двух рубежей: экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Падающие ангелы». Пермь, 2011.

21. Гасумова И.И., Бочкарева Н.С. Экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2008.

22. Грефенштейн А. Энциклопедия символики и геральдики. Екатеринбург, 2012.

23. Дворко Ю.В. Основные тенденции британской прозы 80-х годов. М., 1992.

24. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

25. Жуков Д. Биография биографии. М., 1980.

26. Ибрагимова Х. Биографический жанр в английской литературе XX века (на материале романа-биографии П. Акройда «Лондон»). Баку, 2013.

27. Караева Л. Б. Английская литературная автобиография: Трансформация жанра в XX веке. М., 2010.

28. Керлот Х.Э. Словарь символов: Пер. с англ. Ю.А. Жлуктенко. М., 1994.

29. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968, т 5.

30. Кудряшова А. Жанр литературной биографии // Вопросы литературы. М., 1972.

31. Кузнецов Н.И. Становление и развитие английского биографического жанра. Одесса, 1988.

32. Лаевская Э.Л. Англия. Изобразительное искусство // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. СПб, 2003. Кн.3.

33. Лопатина В. Д. Жанр литературной биографии в современной английской прозе (Р. Олдингтон, Ч. Сноу, Э. Уилсон). М., 1984.

34. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

35. Мезенцев М.Т. Литературный портрет как жанр критики. Филологические этюды. Журналистика. Р.-н.-Д., 1971, вып. 1.

36. Михальская Н. П. Взаимодействие литературы и живописи в истории культуры Англии. М., 2003.

37. Моруа А. Современная биография // Прометей: Истико – биографический альманах сер. «ЖЗЛ». М., 1968. Т.5.

38. Мосейченко А. Уильям Тернер. М., 2011.

39. Мусий В. Уильям Блейк в его сочинениях и в романе Трейси Шевалье «Тигр, светло горящий». Одесса, 2011.

40. Новикова В. Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. Н. Новгород, 2013.

41. Петросова Е.Г. Концепция «английскости» в современном постмодернистском романе (Г. Свифт, П. Акройд). М., 2005.

42. Померанцева Г.Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощение серии, М., 1987.

43. Попова А.В. Жанр литературного портрета в творчестве А. Моруа. М., 2006.

44. Потницева Т. Н. Биография как жанр английской литературы XVIII – XIX в. М., 1993.

45. Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса. М.: ОАО Издательство " Радуга", 2004.

46. Ревель Ж. Биография как историографическая проблема. М., 2002.

47. Розанова С. Издаются мемуары. – Вопросы литературы, 1976, №8.

48. Рыбников Н. Биографии и их изучение, М., 1920.

49. Садохин А.П. Культура Европы в Новое время // Садохин А.П.Мировая культура и искусство. М.: ЗАО " БММ", 2007.

50. Сент-Бев Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

51. Сивогривова, А.А. Биографический жанр в русской и зарубежной литературах. Р.-н.-Д., 2004. Струков В. В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда (к проблеме британского постмодернизма). Воронеж, 2000.

52. Сидоров А.А. Портрет как проблема социологии искусств. М., 1927.

53. Совинин В.А. Вермеер. Москва, 2014.

54. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. С.И. Кормилов. М., 1999.

55. Топоров В.Е. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.

56. Трыков В.П. Жанр биографии в идейной атмосфере 19-20 веков / / Функционирование малых жанров в историко-литературном процессе. Межвуз. Сборник науч. трудов. Киров, 1991.

57. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999.

58. Уртминцева М. Г. Говорящая живопись. Н. Новгород, 2000.

59. Ушакова Е. В. Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда, М., 2001.

60. Ушакова Е.В. Эволюция английской биографии творческой личности: от модернизма к постмодернизму. Глазов, 2007.

61. Шейнс Э. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер. Жизнь и шедевры. М., 2009.

62. Шнейдер Н. Ян Вермеер. М., 2010.

63. Шубина А. В. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда. СПб., 2009.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал