Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика государственных органов на валютном рынке






Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

Обменный курс валют является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс – это относительная цена валют двух стран. Реальный – относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Реальный обменный курс зависит от номинального курса и цен товаров национальных валют.

Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксирования валютных курсов и режим свободного флоатинга.

Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонения от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае ЦБ должен располагать адекватными резервами иностранной валюты – для смягчения колебаний на валютном рынке.

Режим свободного флоатинга. Здесь государство полностью остается вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.

В условиях гибких валютных курсов, как и при системе фиксированных курсов, государство в лице центрального банка проводит интервенции на валютных рынках. Центральный банк продает или покупает валюту, чтобы влиять на ее курс или покрывает разницу между спросом и предложением, чтобы оставить его на прежнем уровне. Это методы прямого воздействия. Однако, когда отток капитала становится очень большим, валютные резервы центрального банка, в случае его стремления поддержать стабильный курс национальной валюты, быстро истощаются. Тогда ЦБ может применить косвенные меры воздействия на валютный курс, основными из которых являются изменения резервной формы и учетной ставки.

Резервная норма – часть банковских депозитов, которые коммерческие банки не имею права использовать для осуществления своих операций. Регулируя ее, государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране, что, в свою очередь, понижает или повышает валютный курс.

Учетная ставка – это процент по ссудам, который представляет центральный банк коммерческим банкам. Ее рост снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране, а понижение – увеличивает и то, и другое.

На показатели валютного рынка в той или иной степени оказывают влияние практически все макроэкономические параметры. Поэтому целесообразно определить, какие из них должны выступать в качестве целей, а какие – инструментов политики.

Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития.

 

 

Список литературы и нормативно-правовых актов к лекциям по курсу.

1) Бюджетный кодекс РФ. №145-ФЗ, от 31.07.98.

2) Конституция Российской Федерации, 1993г.

3) Налоговый кодекс РФ. №146-ФЗ

4) Постановление Правительства РФ " Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ", №273, от 06.03.98.; " Положение о Министерстве финансов РФ".

5) Федеральный закон РФ " О налоговых органах РФ", №151-ФЗ.

6) Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2004

7) Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие – М.: ФБК-ПРЕСС, 2006.

8) Общая теория финансов. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

9) Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. – М.: Книжный мир, 2005.

10) Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. М.: Дело, 2007.

11) Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2008.

12) Финансы в управлении предприятием. /Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2005.

13) Финансы. /Под ред. Родионовой В.М, М.: Финансы и статистика, 2007.

14) Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.

15) Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2006.

16) Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. В.К. Сенчакова, А.И. Архипова. М.; 2006

 

 

Планы семинарских занятий


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал