Структура какой части техники двигательного действия определяет характер переноса двигательного навыка? При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Приведите примеры двигательных действий, в обучении которым могут наблюдаться положительный и отрицательный перенос двигательного навыка.
Двигательные действия, при обучении которым может наблюдаться положительный перенос навыка:
|
наблюдается тогда, когда ранее освоенные двигательные действия помогают (способствуют) освоению новых, более сложных видов движений.
| Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и копья (на начальном этапе обучения).
|
является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.
| Езда на велосипеде поможет управлению мотоциклом.
|
Используется при разработке системы подводящих упражнений.
| Относительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого действия.
|
вращения со скакалкой и вращения с обручем в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;
| Акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.
|
прыжки через скакалку и через обруч, вращая предмет вперед;
| кувырок вперед – сальто вперёд в группировке и т. д.
|
Двигательные действия, при обучении которым может наблюдаться отрица
тельный перенос навыка:
|
наблюдается тогда, когда ранее освоенные действия мешают освоению новых.
| Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъемом одной»;
|
Различие в ведущих звеньях движения при сходстве в дополнительных звеньях;
| плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс;
|
Наличие тормозных рефлексов там, где их не следовало бы иметь
| например, при плавании на спине голову поднимают вверх, чего не должно быть;
|
при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий.
| прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега.
|
катание на фигурных коньках – катание на роликовых коньках;
| при выполнении упражнений на высоте срабатывает рефлекс самосохранения, выражающийся в скованности движений и др.
|