Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема мотивации в современной психологии






 

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль [17].

Чтобы понять какие существуют проблемы исследования мотивации в современной психологии, необходимо проанализировать историю зарождения самих психологических знаний. На протяжении всего времени взгляды на сущность и происхождение мотивации человека неоднократно менялись. Развитие истории теории мотивации проходит ряд этапов и располагались они между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.

Представим краткое описание данных течений:

· рационализм – «(от лат. rationalis – разумный) –философская позиция, согласно которой решающая роль в установлении истины принадлежит разуму» [13];

· иррационализм – «(лат. irrationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности человеческого разума в познании действительности и считающее основным видом познавательной деятельности веру, откровение, инстинкт, рассматривая тем самым действительность в принципе недоступной пониманию» [6].

Таким образом, на первом этапе отчетливо выступала рационалистическая позиция в работах древних философов и теологов вплоть до середины 19 века, где мотивационный источник человеческого поведения находится только в разуме, сознании и воле человека [7].

Однако первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в 17-18 вв. теорию принятия решений и теорию автомат.

С рационалистической точки зрения теория принятия решения объясняет мотивацию на основе поведения человека. Она первые появилась в экономике и «была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики» [7].

С иррационалистической точки зрения теория автомат объясняет мотивацию на основе поведения животного. В дальнейшем она «соединилась с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия» [7].

Второй этап – вторая половина 19 века ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии – появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Дарвин сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении всех живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов [7].

Третий этап считается переходным – конец 19 века до 1930-х годов 20 века, так как отличается тенденция в развитии мотивации [22]. Этот этап является отправной точкой развития современных подходов в изучении мотивации, относящихся только к человеку.

Переходный этап характеризуется тем, что с одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных: Э. Торндайк (1989), В. Келер (1998); с другой – инстинктов у человека: 3. Фрейд (1990), У. Мак-Дугалл (1916), И.П. Павлов (1951) и др..

Теории мотивации З. Фрейда, У. Мак-Дугалла и И.П. Павлова кратко будут раскрыты далее.

Согласно психоаналитической концепции З. Фрейда мотивация человеческого поведения лежит в инстинктивных влечениях. Инстинкт – это «врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность человека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным» [36]. Как считал З. Фрейд, существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта или основания мотивации: эрос (жизненный или сексуальный инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). «Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека» [36]. Инстинкт жизни, в свою очередь, З. Фрейд назвал либидо как специфическая энергия, так как она является основой развития личности, характера.

Англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл также считал, что инстинкты являются основополагающими в поведении человека. Однако он «подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями: человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия индивида» [32].

В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания [28]. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первич­ных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Г. Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, агрессии, потребности независимости, защиты, избегания неудач, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания и другие [20].

Так, «мотив – сильная аффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основанная на прошлой связи конкретных стимулов и положительных и отрицательных аффектов» [3].

Первым отечественным ученым кто затронул теорию инстинктов считается И.П. Павлов.

«Инстинкт – это совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения» [24].

Механизм инстинкта, согласно И.П. Павлову – безусловно-рефлекторный, поэтому понятия инстинкта и безусловный рефлекс он считал идентичными. Обычно инстинктами называют только сложные безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т. п.). Любой инстинкт состоит из цепи реакций, в которой конец одного звена служит началом другого [23].

По данным школы И.П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие инстинкты [24]:

1) пищевой, проявляющийся в виде пищедобывания, захвата пищи, накопления её запасов и т.п.;

2) оборонительный, состоящий как из пассивно оборонительных реакций (убегание, «замирание», «затаивание»), так и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т.п.;

3) половой, включающий брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием;

4) родительские (называются также заботой о потомстве) в виде постройки гнезда; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов и т.п.

5) познавательный инстинкт И.П. Павлов называл рефлекс «что такое». В отличие от животных помимо других инстинктов человеку присущ инстинкт цели.

И.П. Павлов выявил рефлекторные механизмы инстинкта как последовательность рефлекторных движений – это не только физиологический, но и неосознанное психическое явление, в основе которой лежат безусловные механизмы [23].

Теорию о высшей нервной деятельности И.П. Павлова продолжили его ученики, последователи и другие ученые: Н.А. Бернштейн (теории психофизиологической уровневой регуляции движений), П.К. Анохин (модель функциональной системы), Е.Н. Соколов (ориентировочный рефлекс, модель концептуальной рефлекторной дуги).

Таким образом, теории инстинктов породили множество споров в научной среде и в дальнейшем в психологии реже стали использовать понятие «инстинкт», заменив его на «потребность».

Следующий, четвертый этап начинается с 30-х годов по 50-е годы 20 в. на ряду с возникновением психологии личности появляются концепции мотивации, относимые только к человеку (К. Левина (1926 год), Г. Олпорта (1937 год), Г. Мюррей (1938 год), А. Маслоу (1954 год) и др.).

Основная суть личности данных концепций «в ее мотивационном ядре и, наоборот, психология мотивации фактически сводилась к универсальным базовым потребностям, которые образуют основу личности, к тому, что вообще движет человеком, какие у человека главные мотивы или движущие силы» [15].

Таким образом, «как раньше, так и сейчас взгляды психологов на сущность мотива существенно расходятся, но за мотив чаще всего принимается один, конкретный феномен, различный у разных авторов» [12].

К. Левин предложил теорию мотивации, основанную на валентностях – своего рода энергетические заряды, вызывающие у человека специфическое напряжение, требующее разрядки [14].

Г. Олпорт выдвинул идею о функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо потребности, «мотивы могут начать жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия» [21].

Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюр­рея. Он одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, позднее он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных («давление» как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов.

«Давление» актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей «давление». Мюррец утверждал, что любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. [35].

А. Маслоу создал концепцию «самоактуализирующейся личности» в которой выделил 5 основных «уровней» потребностей: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; потребность в уважении и признании; потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей [19].

В послевоенный период эти идеи получили дополнительный импульс для развития и активно были приняты научным сообществом.

Начиная с середины 1950-х годов (пятый этап), вопрос о том, какие общие мотивы в принципе движут человеком, постепенно теряет свою актуальность благодаря накоплению большого количества данных о таких изменениях исходных мотивационных тенденций в мотивы конкретных поведенческих актов, которые делают исходные побуждения (если они есть) полностью неузнаваемыми [16].

Интересы исследователей переключаются со статических моделей мотивации к динамическим (Дж. Роттер (1954), Г. Келли (1955), Х. Хекхайзен (1955), Дж. Аткинсон (1964), Д. Макклелланд (1971)).

Что касается отечественной психологии, как отмечает И.Л. Аристова [11], то «после революции 1917 г. также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов». Из созданных за эти годы концепций мотивации можно по праву назвать только теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей.

«Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, – разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, – упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, то есть взаимного соответствия» [1].

Далее коротко раскроем основные концепции пятого этапа исторического развития теорий мотивации:

· Аспект мотивации Дж. Роттер рассматривал в своей концепции о внутреннем и внешнем локусе контроля (локус подкрепления): мотив возникает в результате каких-либо усилий, возможностей со стороны человека, либо все зависит от обстоятельств, случайности. «При внутреннем локусе контроля речь идет об убеждениях, касающихся собственной деятельности и того, насколько человек собственными усилиями может добиться желаемого. Однако одно и то же подкрепляющее событие (желательное последствие действия) может вызвать у разных индивидов различные реакции» [8].

Таким образом, проанализировав основные подходы в изучении проблемы мотивации в разное время, в дальнейшей практической работе за основу будет взята теория Г. Мюррея. Так как он выделил те мотивы, которые будут исследованы и описаны во второй главе работы: мотивация в достижении, в избегании неудач.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал