![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительный анализ эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом
Результаты сравнительного анализа личности на мотивацию к достижению успеха в обеих группах выборки представлены в таблице 11 и приложении 4.
Таблица 11 Показатели сравнительного анализа мотивации к достижению успеха у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)
Примечание: p≤ 0.01** Из таблицы 11 видно, что в экспериментальной группе преобладает слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха, а в контрольной группе выражен средний уровень. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Данные свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (p≤ 0, 01), Это говорит о том, что при такой мотивации люди стремятся к достижению чего-то конструктивного, положительного. В основе их активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. В силу общего оптимизма, ориентированные на успех школьники, полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, так как более активно учатся на своих ошибках. Результаты сравнительного анализа мотивации к избеганию неудач в обеих группах выборки представлены в таблице 12 и приложении 4.
Таблица 12 Показатели сравнительного анализа мотивации к избеганию неудач у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)
Примечание: 2-10 баллов: низкая мотивация к избеганию неудач; 11-16 баллов: средний уровень мотивации; 17-20: высокий уровень мотивации; Свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач.
Из таблицы 12 видно, что, у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выражен средний уровень мотивации к избеганию неудач. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Статистически значимых различий не выявлено. Это говорит о том, что у них есть стремление к личностному росту и есть потребность в достижении успеха. Они уверены в себе, в своих силах, считают себя в большей степени ответственными, инициативными и активными. Таким людям очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат. Данная характеристика присуще испытуемым обеих групп. Результаты сравнительного анализа развития волевой саморегуляции в обеих группах выборки представлены в таблицу 13 и приложении 4.
Таблица 13 Показатели сравнительного анализа развития волевой саморегуляции у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)
Примечание: p≤ 0.01** p≤ 0.05*
Из таб. 13 видно, что у школьников, занимающихся спортом, общая саморегуляция наиболее выражена, чем у школьников, не занимающихся спортом. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.01). Мы видим, что им характерно спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, развитое чувство собственного долга. Они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки. В экспериментальной группе настойчивость наиболее выражена, чем в контрольной группе. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.01). Это говорит о том, что старшеклассники, занимающиеся спортом, более деятельные и работоспособные люди, нежели школьники, не занимающиеся спортом. Они активно стремятся к выполнению намеченной цели, главная их цель - начатое дело. Уважают социальные нормы, стремятся полностью подчинить им свое поведение. Самообладание наиболее выраженно в экспериментальной группе, нежели в контрольной группе. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.05). Это говорит о том, что старшие школьники, занимающиеся спортом по сравнению со старшеклассниками, не занимающимися спортом более эмоционально устойчивые и хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Результаты сравнительного анализа уровня эмоциональности в обеих группах выборки представлены в таблице 14 и приложении 4.
Таблица 14 Показатели сравнительного анализа эмоциональности у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения)
Примечание: p≤ 0.05*
Из таблицы 14 видно, что коммуникативная эмоциональность наиболее выражена в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.05). Это говорит о том, что старшеклассникам, занимающихся спортом свойственно эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений, выраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. А старшеклассникам, не занимающимся спортом характерна низкая чувствительность к неудачам в общении. При этом обнаружены сходства, характерные для обеих групп выборки, по психомоторной и интеллектуальной эмоциональности. Это говорит о том, что для испытуемых обеих групп характерна низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. Также средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. Результаты сравнительного анализа саморегуляции поведения в обеих группах выборки, представлены в таблице 15 и приложении 4.
Таблица 15
Показатели сравнительного анализа саморегуляции поведения у испытуемых экспериментальной и контрольной групп выборки (средние значения) Примечание: p≤ 0.01**
Из таблицы 15 видно, что в экспериментальн6ой группе наиболее выражено планирование, чем в контрольной группе. Полученные данные мы проверили на статистическую достоверность. Различия являются статистически значимыми (p≤ 0.01). Это говорит о том, у старших школьников, занимающихся спортом, сформированы потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У старших школьников, не занимающихся спортом, потребность в планировании развита слабо, их цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Выявлены статистически значимые различия по шкале «Программирование» (p≤ 0.01). Это говорит о том, что у старших школьников, занимающихся спортом сформировавшиеся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Детализированность и развернутость разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для них результата. Старшим школьникам, не занимающимся спортом характерно неумение и нежелание продумывать последовательность своих действий. Они предпочитают действовать импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок. Рассмотрим сходные признаки. Испытуемые обеих групп выборки способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Также может быть и слабая сформированность процессов моделирования, которая приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. Обе группы могут показать и развитость, и адекватность самооценки, сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки результатов. Также они могут и не замечать своих ошибок, быть некритичными к своим действиям. Испытуемые могут демонстрировать пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств они легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Также в динамичной, быстро меняющейся обстановке могут почувствовать себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, также разработать программу действий. Старшеклассники, занимающиеся спортом, и старшеклассники, не занимающие спортом, могут самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Так и наоборот, они могут быть зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатывают несамостоятельно, часто и некритично следуют чужим советам.
Таким образом, по результатам сравнительного анализа были сделаны следующие выводы. 1. У старших школьников, занимающихся спортом уровень мотивации успеха выше, чем у старших школьников, не занимающихся спортом. Они, отличаются сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости могут стать хорошими специалистами своего дела. 2. В группе старших школьников, занимающихся спортом уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания выше, чем у старших школьников, не занимающихся спортом. Им характерно спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, развитое чувство собственного долга. Они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки. Уважают социальные нормы, стремятся полностью подчинить им свое поведение. Они эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Им свойственно внутреннее спокойствие, уверенность в себе повышает готовность к восприятию нового, неожиданного. 3. В экспериментальной группе средний уровень коммуникативной эмоциональности. Им характерна ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения, и это неудивительно, ведь повышенная значимость того, что происходит во взаимоотношениях с окружающими, - одна из характерных особенностей психологического развития в этом возрасте. 4. В контрольной группе низкий уровень коммуникативной эмоциональности. Им свойственна низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. 5. У старших школьников, занимающихся спортом высокий уровень планирования. Он указывает на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. 6. У старших школьников, не занимающихся спортом низкий уровень планирования. Он указывает на слабо развитую потребность в планировании, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. 7. В экспериментальной группе испытуемых высокий уровень программирования. Он указывает на сформировавшиеся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Программы действий разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для человека результата. 8. В контрольной группе испытуемых низкий уровень программирования. Он указывает на неумение и нежелание испытуемых продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок. 9. Испытуемые экспериментальной и контрольной групп демонстрируют средний уровень мотивации к избеганию неудач, у них есть стремление к личностному росту, и есть потребность в достижении успеха. 1.
|