![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, не занимающихся спортом
Обобщенные результаты диагностики мотивации к достижению успеха старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 6 и приложении 3.
Таблица 6 Показатели уровня мотивации к достижению успеха старших школьников, не занимающихся спортом
Из таблицы 6 видно, что у большей части (40%) испытуемых имеется средний уровень (14, 9 баллов) мотивации к успеху. Это говорит о том, что им необходимо немного активизировать себя, работать над собой. Вырабатывать в себе уверенность и целеустремленность. У части испытуемых (28%) имеется умеренно высокий уровень (17, 8 баллов) мотивации, это говорится о том, что они отличаются сильным стремлением к успеху. При такой мотивации человек стремится к достижению чего-то конструктивного, положительного. У 16% испытуемых имеется слишком высокий уровень мотивации (22, 75 балла), это люди с сильно выраженным стремлением к достижению успеха. Для них характерна полная мобилизация и сосредоточенность на реализации поставленной цели. 16% испытуемых имеют низкую мотивацию к успеху (8, 75 баллов), это говорит о том, что им нужно увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса они к нему проявят, тем больше у них появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха. Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 7 и приложении 3.
Таблица 7 Показатели уровня мотивации к избеганию неудач старших школьников, не занимающихся спортом
Из таблицы 7 видно, что у большинства испытуемых (76%) имеется средний уровень (13, 3 баллов) мотивации к избеганию неудач. У части испытуемых (16%) выявлен высокий уровень мотивации (18, 1 баллов), т.е., это говорит о том, что у них выражен мотив избегания неудачи, они склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, таким образом, снижают свою самооценку. У незначительной части испытуемых (8%) проявляется низкий уровень (8, 5 баллов) мотивации к избеганию неудач, т.е., они адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются. Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач в группе испытуемых не выявлен. Результаты диагностики уровня развития волевой саморегуляции старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 8 и приложении 3.
Таблица 8 Показатели уровня развития волевой саморегуляции старших школьников, не занимающихся спортом
Примечание: 1. 0-11 – низкий уровень 13 более – высокий уровень 2. 0-7 – низкий уровень 9 и более – высокий уровень 3. 0-5 – низкий уровень 6 и более – высокий уровень Из таблицы 8 видно, что у большинства испытуемых (64%) выявлен высокий уровень (28 баллов) общей саморегуляции, это характерно для эмоционально зрелых, активных, независимых и самостоятельных людей. Они отличаются спокойностью, уверенностью в себе, у них развито чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, способны контролировать свои поступки. У остальной части испытуемых (36%) испытуемых имеется низкий уровень (8, 11 баллов), это характерно для чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе людей. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. У большей части испытуемых (60%) выявлен высокий уровень (10, 6 баллов) настойчивости, это характерно для деятельных, работоспособных людей, активно стремящихся к выполнению намеченного. Главная их ценность – начатое дело. У части испытуемых (40%) выражен низкий уровень (4, 9 балла) настойчивости, это свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, что может приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. У большинства испытуемых (60%) выражен высокий уровень (7, 8 баллов) самообладания, это характерно людям эмоционально устойчивым, хорошо владеющим собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов. У другой части испытуемых (40%) выявлен низкий уровень (4, 2 балла) самообладания, им характерна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждающих человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствующие невозмутимому фону настроения. Результаты диагностики уровня эмоциональности старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 9 и приложении 3.
Таблица 9. Показатели уровня эмоциональности старших школьников, не занимающихся спортом
Из таблицы 9 видно, что у большинства испытуемых (60%) по выявлен низкий уровень (19, 6 баллов) психомоторной эмоциональности. Им характерна низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. У части испытуемых (36%) выражен средний уровень (28, 8 баллов). Это говорит о средневыраженной чувствительности к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия. Незначительное количество старшеклассников (4%) имеют высокий уровень психомоторной эмоциональности (45 баллов). Таким людям характерно сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы. У большинства испытуемых (60%) выявлен низкий уровень (19, 1 баллов) коммуникативной эмоциональности. Это характерно тем людям, у которых низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. У части старшеклассников (36%) выявлен средний уровень (28, 8 баллов). Это присуще людям со среднеинтенсивным эмоциональным переживанием в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. У не значительной части испытуемых (4%) имеется высокий уровень (45 баллов) коммуникативной эмоциональности. Таким людям характерна ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения. У большинства испытуемых (52%) отмечается средний уровень (30, 5 баллов) интеллектуальной эмоциональности. Это указывает на средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. У части испытуемых (36%) получен низкий уровень (24, 1 балла). Это характерно для людей с низким уровнем интеллектуальных возможностей, нежеланием умственного напряжения, низкой вовлеченностью в процесс, связанной с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов. У 12% испытуемых имеется высокий уровень (38, 6 баллов) интеллектуальной эмоциональности. Это характерно для людей с высокими интеллектуальными возможностями, высокими способностями к обучению, постоянным стремлением к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкостью умственного побуждения. Результаты диагностики развития саморегуляции поведения старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в таблице 10 и приложении 3.
Таблица 10. Показатели уровня развития саморегуляции поведения старших школьников, не занимающихся спортом
Примечание: значение уровней см. в приложении 1
Из таблицы 10 видно, что в контрольной группе выборки у 64% испытуемых выявлен низкий (3, 68 балла) уровень программирования, у 36% испытуемых выявлен средний (5, 22 баллов) уровень программирования. Это говорит о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок. У 60% испытуемых выявлен средний (4, 6 балла) уровень планирования и у 40 % испытуемых выявлен низкий (2, 7 балла) уровень планирования. Это говорит о том, что потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие люди предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. У 72% испытуемых выявлен средний (6, 1 баллов) уровень гибкости, у 16% испытуемых - низкий (3 балла) и у 12% испытуемых высокий (8 баллов) уровень гибкости. Это говорит о том, что они в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности. Также они демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие люди легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. У 52% испытуемых выявлен высокий (7, 4 баллов) уровень самостоятельности, у 32 % испытуемых – средний (4, 5 баллов) и у 16% испытуемых низкий (2, 2 балла) уровень самостоятельности. Это говорит об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Можно говорить о том, что они могут быть зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. У 44% испытуемых выявлен средний (3, 9 балла) уровень оценивания результатов, у 36 % испытуемых – низкий (2, 6 балла) и у 20 % испытуемых высокий (7, 6 баллов) уровень оценивания результатов. Это говорит о том, что они не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей. Также можно сказать о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. У 36 % испытуемых выявлен низкий (2, 7 балла) уровень моделирования, у 36% испытуемых - средний (5 баллов) и у 28 % испытуемых высокий (7, 4 баллов) уровень моделирования. Это говорит о том, что у них слабая сформированность процессов моделирования, приводящая к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких людей часто возникают трудности в определении цели и программы действий, что также часто приводит к неудачам. Также можно говорить о том, что они способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Таким образом, для старших школьников, не занимающихся спортом характерны: - средний уровень мотивации к успеху; - средний уровень мотивации к избеганию неудач; - высокие уровни общей саморегуляции, настойчивости и самообладания; - низкие уровни психомоторной и коммуникативной эмоциональности; - средний уровень интеллектуальной эмоциональности; - средний уровень гибкости, планирования, оценивания результатов; - низкий уровень моделирования и программирования; - высокий уровень самостоятельности.
|