Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовые и нефинансовые показатели.
Финансовые показатели рассчитываются по данным финансового учета и представляют собой стоимостную оценку бизнес-процессов в абсолютном и относительном выражении; нефинансовые показатели рассчитываются по данным управленческого учета и дают оценку бизнес-процессов в натуральных показателях. Некоторые нефинансовые показатели (продолжительность операционного и финансового цикла, динамика показателей производства и реализации в реальном исчислении) могут быть определены по данным финансовой отчетности. Стратегические и функциональные показатели. Стратегические показатели характеризуют степень достижения целей организации в целом. Они должны быть унифицированы по подразделениям, чтобы их можно было сравнивать и агрегировать для всей организации. Функциональные показатели предназначены для оценки отдельных аспектов деятельности организации. Они могут быть специфическими для каждого подразделения, поскольку их агрегирование на уровне организации не предполагается. Лаговые и последующие показатели. Лаговые (опережающие) показатели имеют преимущество в том, что они свидетельствуют о зарождении тенденции до того, пока она окончательно оформилась и проявилась. Примером являются показатели, сформированные на основе опросов клиентов или персонала организации об их удовлетворенности качеством продукции или условиями работы. Последующие показатели дают оценку уже свершившимся фактам и не позволяют предпринять опережающие меры для преодоления тенденции. Каждая организация обладает уникальным набором бизнес - процессов для создания добавленной стоимости и достижения финансовых целей. Однако существует общая модель, которая включает основные бизнес-процессы, присущие любому производственному предприятию: идентификация рынка, инновационный и инвестиционный процессы, операционный процесс, процесс реализации, послепродажное обслуживание. Одни из самых важных – инновационный и инвестиционный процессы, с которых в общем виде и начинается процесс создания добавленной стоимости. Им предшествует только процесс идентификации рынка и определения потребностей клиентов. Поскольку рыночные потребности нестабильны и подвержены постоянным изменениям, постольку в числе показателей, оценивающих инновационный и инвестиционный процессы, должны быть индикаторы того, насколько организация адекватно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, например доля новой продукции в выручке. Для оценки интенсивности инвестиционного и инновационного процессов используются показатели: -затраты на приобретение новых технологий; -объем инвестиций в основные средства, в том числе в их активную часть; -затраты наНИОКР; -коэффициент ввода основных средств, в том числе активной части; -коэффициент годности основных средств, в том числе активной части; -удельный вес нематериальных активов в виде объектов интеллектуальной собственности в структуре активов организации. Для оценки интенсивности инвестиционных процессов используются показатели: -фондовооруженность, -энерговооруженность труда, степень его автоматизации и механизации.
Традиционно основной контроль над деятельностью организации был сосредоточен на операционном процессе, инновационные и инвестиционные процессы контролировались в недостаточной степени. Это происходило потому, что основная доля затрат приходилась на операционный процесс, однако в настоящее время все больше средств вкладывается в маркетинговые исследования, НИОКР, приобретение объектов интеллектуальной собственности, основных средств и т.д. Все это приводит к необходимости перенесения акцентов в оценке деятельности организации с операционного процесса на инновационный и инвестиционный. Операционный процесс, который начинается с закупки необходимых ресурсов для производства и заканчивается выпуском готовой продукции, является ключевым бизнес-процессом. Главное в этом процессе – эффективная, бесперебойная и своевременная деятельность в сфере закупок сырья и материалов, найма и обучения персонала, производства продукции, ее транспортировки и хранения. Этот бизнес-процесс контролировался с помощью показателей расходов и их отклонений от нормативных значений. Однако в настоящее время акцент смещается в направлении отслеживания всевозможных показателей качества операционного процесса, а также времени, которое на него затрачивается. Таким образом, основными критериями оценки операционного процесса становятся время, качество и издержки. Эти критерии оцениваются такими показателями, как -время пребывания запасов сырья и материалов на складе; -продолжительность производственного процесса; -себестоимость продукции в абсолютном и относительном выражении; -ресурсоемкость продукции; -коэффициенты расходов; -производительность труда; -потери от брака, простоев, несохранности активов; -отношение закупочных цен на ресурсы крыночным. Отдельный блок – показатели, оценивающие эффективность деятельности центров затрат, обслуживающих операционный процесс: отдела снабжения, доставки, складов, отдела работы сперсоналом и другие. Для оценки деятельности таких подразделений используются показатели «затраты, соотнесенные с результатами деятельности подразделений». Например, результатом деятельности отдела снабжения будет объем закупок, поэтому оценочный показатель – это отношение расходов на службу снабжения к объему осуществляемых закупок. Результат работы отдела доставки – объем перевозок; оценочный показатель отношение расходов наотдел доставки к объему перевозок. Результат работы складов – объем запасов; оценочный показатель – отношение расходов насклады к объему запасов и т.д. Кроме того, эффективность этих подразделений оценивается соотношением затрат на подразделения к выручке. Процессы реализации продукции и послепродажного обслуживания потребителей замыкают цепочку создания стоимости. Для оценки этих процессов используются показатели, которые, как и в случае оценки операционного процесса, характеризуют три главных критерия: время, качество и издержки, только в этом случае показатели будут касаться не производства, а процесса реализации продукции. В числе показателей, оценивающих процесс реализации продукции, следующие: -объем реализации продукции, ее структура и динамика; -время пребывания запасов готовой продукции на складе; -срок погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков; -коэффициент коммерческих расходов; -затраты на систему распределения; -затраты на систему стимулирования, в том числе в процентах к выручке. Система показателей оценки бизнес-процессов позволяет своевременно реагировать на негативные изменения в этих процессах, разрабатывать стратегию управления бизнес-процессами и на этой основе повышать общую эффективность деятельности организации.
|