![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реализм и натурализм на рубеже XIX-XX вв.
Реализм, завоевавший прочные позиции в 19 в., получил на рубеже 19-20 вв. новые импульсы для развития: историзм, в основе – социум, психологизм, неприемлимость идеи искусства для искусства, изображение человека во всей его целостности. Реализм опирается на достижения науки, на принцип историзма (Флобер: " история и естествознание"), на понимание общества как целостности, подвластной типизации. К Франции и Англии с их классическими школами реализма в это время подтягиваются другие страны – Италия, Испания, Германия, Америка. Утверждается жанр социального романа, а познавательные возможности реализма раскрываются в многотомных романах, в тяготении к циклизации, образцом которой оставалась " Человеческая комедия" Бальзака (Золя, Франс, Голсуорси, Г. Манн, Гальдос, Драйзер и др.). Эпопеи: Сага о Форсайтах, Империя, Сан Кристоф, Трилогия Желаний. Новый герой (псевдо) – преуспевающий бизнесмен. Роман дБ социален. Яркие национальные черты. Реализм стремится к аналитичности, объемности во взгляде на реальность и его адекватному художественному выражению. Значительно богаче становится реализм в жанрово-стилевом отношении. Появлялись новые формы изображения действительности, расширялся круг тем. Так, если в реалистических произведениях XIX в. преобладало социально-бытовое начало, то на рубеже веков оно начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.
Самой крайней степенью реализации свойственных реализму XIX в. принципов представляется натурализм конца века: · Бальзаковская ориентированность на науку, на " естествоиспытателей", · флоберовская " объективная манера", · закон детерминизма, · ставка на обыденное, " жизнеподобное" Начиная с Огюста Конта (" Курс позитивной философии", 1842) позитивисты отбрасывали социологию как " метафизику", противопоставляя ей естественные, экспериментальные науки. Открытия биологии, физиологии, медицины подкрепляли наступление " физиков" на " лириков". Дарвинизм был распространен на жизнь общества, которое уподоблялось животному миру (Герберт Спенсер). " Натурализация" реализма во второй половине XIX в. знаменовала процесс " гибели целостного человеческого образа" (Н. Бердяев), характерный для XX в. Флобер в той мере, в какой он настаивал на необходимости " только описывать", бесстрастно описывать ненавистный ему, лишенный эстетического начала буржуазный мир, склонялся к тому, чтобы художественное от буржуазного отделять стилистически, создавать произведение " из одного лишь стиля". Натурализм стремился к объективному, точному и непосредственному изображению реальности. Большую роль в формировании натур-зма сыграли достижения естественных наук. Н. основывается на позитивизме принципе " естественного детерминизма". В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судьбы непосредственно влиянием бытового окружение человека. Натуралистическая эстетика не поднималась выше " правды факта ", сосредоточиваясь на единичном, частичном, индивидуальном, отказываясь от типизации, удовлетворяясь изображением явления как такового. Натурализм (лат. naturalis «природный, естественный») — направление в художественной литературе и искусстве, сложившееся во второй половине XIX века в Европе и Америке. Натурализм выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей, эмоциональной стороны человеческой природы. Философской основой натурализма стал позитивизм. Внешние признаки натуралистич техники письма: 1. Присутствие импрессионистич описания (впечатление, сосредоточенность на деталях и колорите – Золя «Жерминаль») 2. Запретные темы (трущобы, рабочие, наследственность - Золя) Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Философской основой натурализма явился позитивизм (лат. positivus - положительный), видевший единственный источник подлинных знаний в конкретных (эмпирических) науках, призванных давать лишь чистое описание фактов. Предметы делятся на познаваемые и непознаваемые. Умозрение же, философское исследование как средство познания отвергалось. Еще большую роль в формировании натурализма сыграли достижения в области естественных наук - биологии, физиологии и др (Дарвин) Писатели натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Термин и теоретическое обоснование направления связывают с французским писателем Эмилем Золя (сборник «Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», 1881; «Натурализм в театре», 1881). К натуралистам причисляют Гюстава Флобера, Ги де Мопассана, братьев Гонкур, также Герхарта Гауптмана, отчасти и с оговорками Генрика Ибсена (70-80е) Черты натуралистического романа (по Золя) 1) полная свобода индивидуальности художника 2) объективность. Романист превратился в судебного пристава, " не позволяющего себе судить и произносить приговор... 3) исключение " героев"; никто не возвышается над другими
|