Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Р.М.Рильке и его поэтическая система.
Имя Р. М. Рильке - одного из величайших лириков XX века - стоит рядом с именами П. Верлена, Э. Верхарна, А. Блока. В творчестве этих поэтов нашла отражение знаменательная, грозовая эпоха конца XIX - начала XX века. Переживание исторического перелома делает необходимым обращение поэта к осмыслению первоначал бытия, к философскому постижению мира. Рильке - случай особый и, как подчеркивает Константин Азадовский, " совершенно уникальный, единственный в своем роде случай переосмысления и воплощения русского начала, русской сути, русской души на другом языке, средствами другого языка". Столь сильного чувства к России, столь органичной проникновенности всем тем, что принято называть " русским началом", не было больше ни у кого из иностранцев. " Часослов" Константин Азадовский считает главной " русской книгой" Рильке. Рильке воспринял Россию идеализированно. В укладе жизни русских людей, поэт углядел возможность нерушимого существования народа в союзе с богом и природой. Русский человек с исконно присущей ему религиозностью, сумел сохранить, как считал Рильке, и непосредственное религиозное чувство, благодаря которому индивид постоянно ощущает себя близким к богу. Россия, по словам поэта, навсегда стала его «духовной родиной», «основой его жизнепереживания и жизневосприятия». Результатом двух русских путешествий стал сборник «Часослов», написанный в форме дневника православного монаха. В «Часослове» причудливо переплелись впечатления от путешествий по России, следы увлечения немецкой мистикой и, отчасти, романтические интонации. Многие стихи «Часослова» похожи на молитвы. Лирический герой напрямую говорит с богом. Раздумья о боге занимают центральное место в этой поэтической книге. По Рильке, непрестанно создавая этот мир, бог обнаруживает себя в самых различных явлениях природы и может обернуться любой вещью (поэт называет бога «вещью вещей»). Элементы рус. Культуры: образы царей, «златоглавая». Рильке – пантеист – бог во всем. В сборнике «Часослов» Рильке размышляет над природой высшей духовной силы мира-Бога. По своей форме «Часослов» — это «сборник молитв», раздумий, заклинаний, неизменно обращенных к Богу. Бог является доверенным лицом человека, который ищет его в ночной тишине и тьме, в смиренном одиночестве. Бог у Рильке вмещает все земное бытие, определяет ценность всего сущего (стихотворение «Тебя нахожу везде и во всем...»), всему дает жизнь. Он сам — жизнь, та чудесная и безостановочная сила, которая присутствует во всем. Лирический герой настолько слит с Богом, что никто не может лишить его этого единства, никто не может поколебать его веры: Сломай мне руки - сердцем обниму. Разбей мне сердце. Мозг мой будет биться навстречу милосердью твоему. А если вдруг меня охватит пламя и я в огне любви твоей сгорю - тебя в потоке крови растворю. Герой «Часослова», монах и паломник, находится в непрерывном общении с Богом, все время беседует с ним, обращается к нему с вопросами. Набор эпитетов, какими Рильке наделяет своего Бога - «тишайший», «глубочайший», «молчаливый», «боязливый», «сумеречный». В этих эпитетах нет ничего, что свидетельствовало бы о величии, блеске или великолепии Бога. Правда, в одном стихотворении поэт восклицает: «Боже, ты велик», - но тут же поправляется: Но ты так темен…» «Темный» - вот основная характеристика Бога в «Часослове». В отличие от общепринятого сочетания понятий: Бог- свет, дьявол-тьма. Бог - темный, тихий и тоже смиренный. Бог подобен одинокому молчаливому соседу. В одном из стихотворений «Часослова» Рильке пользуется древней мифологической символикой, сравнивая мир с деревом, при этом Бог-переплетение корней этого дерева, уходящих в ночную тьму. Иначе говоря, Бог «Часослова» - это глубинное творческое начало. «Дуинезские элегии» (1923), в центре которых - не столько поэт, сколько человек вообще. Даже когда лирический герой «Элегий» вспоминает, что он поэт, он чаще всего тут же поправляет себя: но еще и человек, испытывающий на себе все негативное влияние окружающей действительности. Чтобы помочь человеку возродить полноценную жизнь, облегчить его судьбу, преодолеть чувства тотального одиночества и отчужденности, поэт одухотворяет вещи, окружающие человека в его повседневной жизни. Если попытаться стереть границы между человеком и окружающими его вещами, быть может, человек сумеет достичь гармонии. Ведь в мире все взаимосвязано, и если внести незначительные изменения в жизни вещей, все сущее придет в движение, а это может благотворно сказаться на жизни человека. Эту идею Рильке развивает, например, в сонете «Сорванные цветы». Цветы сорванные, но еще не поставленные в воду, утрачивают силу цветения. «Нежно раненные», они уже ощутили дуновение смерти, но вот их коснулись нежные девичьи руки, поставили в кувшин с водой, и жизненные силы восстанавливаются. Благодарные цветы дарят свою красоту и жизнь заботливым рукам девушек. Энергия перетекает, жизнь продолжается, потому что она — неуничтожима, она вечна. Мяч: Ты отдаешь тепло двух рук в полете, как собственность свою бездумно и безропотно. Но что же такое в этом мире человек? Эту философскую проблему Р. М. Рильке решает в сборнике «Дуинезские элегии». Человек одинок, бесконечно одинок. Даже звери чувствуют, что человеку не так уж уютно в созданном им «мире значений и знаков». Центральные образы «Элегий» — ангел, человек и кукла. Кукла — символ механического, бездуховного существования. Человек же — это синтез «ангела» и «куклы»: наполовину наполненная содержанием маска. Бог Рильке - это не только непостижимая высшая сила, созидающая или обрекающая " небесным карам". Очень часто Бог уподобляется певцу - Орфею, растерзанному " мстительным роем", но наполнившему своим пением " сердце скалы или льва" (" Сонеты к Орфею"). И всегда Бог, в каком бы обличье у Рильке он ни представал, - это зодчий, строитель духовности, художник, творящий человека, дерево или песню, но и человеком творимый
|