Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в зеркале натурализма (Роман Э.Золя «Жерминаль»).






В 1885 г. появлятся роман " Жерминаль" - одно из значительных произведений Золя. Проблема в «борьбе труда и капитала". Сюжет - история стачки на угольной шахте. Написанию произведения предшествовала большая подготовительная работа – он сам спускается в шахты и т.д. à достоверность

Символич образ " злобного, ненасытного зверя, способного пожрать целый народ" - это шахта, в которой углекоп " работал, как вол, как живая машина для добычи угля". Годы непосильного труда и лишений приводят к физическому и моральному вырождению людей, о чем свидетельствует история семьи Маэ. 106 лет работают на одного хозяина - Компанию - представители этой шахтерской династии. Однако трудолюбие и мастерство не спасают семью от нужды. Бывают дни, когда у них " в буфете не было ничего съестного, ни единой корки хлеба, ни одной обглоданной косточки". Годы труда и лишений искалечили: Захария - тощий, неуклюжий, с длинным лицом и реденькой бородкой, с белесыми волосами, малокровный, как и вся семья; Жанлен - маленький, с тонкими руками и ногами, распухшими в суставах от золотухи; Альзира - девятилетняя чахлая девочка, маленькая горбунья; старик Бонмор - превращающийся постепенно в идиота; Катрина с ее физической недоразвитостью, - все здесь изуродовано непосильным физическим трудом и постоянным полуголодным существованием.

Интересы этой семьи, так же как и интересы других шахтеров, не идут дальше забот о пропитании. Стыд и стеснения исчезают, остаются только животные вожделения и животные потребности. Труд шахтера доведен до высшей степени унизительности, это труд лошади, труд животного.

 

Трагедия этой семьи = социальная трагедия всех пролетариев. Безжалостная эксплуатация вынуждает шахтеров Монсу подняться на борьбу за свои права. Движение углекопов Золя изображает как стихийный бунт доведенных до отчаяния людей, как " натиск... орды варваров", действующих не сознательно, а в силу инстинкта. Особенно отчетливо это проявляется в сцене похода забастовщиков, требующих хлеба, по замерзшей равнине. " Людской поток, проносившийся по дороге, словно стихийная сила природы", сметал все на своем пути: разрушал шахты, ломал машины, расправлялся с теми, кто не примкнул к стачке.

Писатель не видит сил, способных обуздать и повести за собой толпу. Представители различных политических партий: левый социалист Плюшар, реформист Раснер, анархист Суварин - изображены в романе с немалой долей иронии. Даже механик Этьен Лантье, главный герой повествования, которому отданы все симпатии Золя, не смог стать подлинным вожаком народных масс, а оказался лишь орудием в их руках. И хотя писатель создает в " Жерминале" целую галерею ярко индивидуальных образов шахтеров (" трагическое олицетворение человеческого горя" жена Маэ, робкая и женственная Катрин, " заядлая бунтовщица" старуха Горелая, " незлобливая толстушка" Мукетта, жестокий и грубый Шавель и др.), все же главным действующим лицом произведения он делает саму массу, в которой усматривает здоровую жизненную силу.

Это толпа, действующая в силу инстинктивного протеста, действующая слепо и стихийно. Все массовые сцены, в которых выступают рабочие, подчинены единой цели - показать грозную, но слепую силу обезумевшей толпы.

Однако и Этьен есть некое чужеродное тело, случайный возбудитель шахтерской массы. Несмотря на искренность своих побуждений, Этьен честолюбив и тщеславен. В романе все время подчеркивается буржуазное перерождение Этьена. " Он поднялся ступенью выше, он вступил в мир ненавистной буржуазии и находил какое-то удовлетворение в ее интеллигентности и достатке". Так случилось и с Раснером, бывшим шахтером, а теперь владельцем кабака, то же случилось с Плюшаром, бывшим рабочим. Уходя из поселка, отправляясь в Париж, Этьен думает о теории Дарвина, о том, что все, по существу, сводится к борьбе сильных и слабых.

Но как ни бессознательно движение шахтеров, оно полно пафоса борьбы, пафоса возмущения. И Золя признает за этой силой всемирно-историческую роль.

Всю ответственность за беды и тяжелое существование шахтеров шахтовладельцы возлагают на таинственную " Компанию", дороги к которой теряются где-то в далеком Париже. Акционерная компания вместе с тем дает право и рабочим делать невольное обобщение, видеть своего угнетателя не в одном отдельном капиталисте, а в многоликом классе собственников. Проблема " мощного капитала", так же, как и вся проблема " имущих", преломляется в " Жерминале" через проблему труда, через правду " неимущих " и обездоленных.

Композиция романа исключает непосредственное изображение " Акционерной компании". Изобразив в ряде романов серии различные формы " аппетитов", " вожделений", всевозможные виды эгоизма и своекорыстного интереса, грубые инстинкты собственников, в которых нет ничего такого, что бы возвышало человека над прозой буржуазного существования, Золя находит в обесчеловеченном рабочем настоящую человечность, чувства и страсти, недоступные миру ненавистных ему буржуа.

После грандиозного обвала, устроенного анархистом Сувариным, весь поселок превращен в коллективного героя, решившего пожертвовать всем, но спасти тех, кто не успел вовремя выбраться из-под земли. " Они забыли про забастовку, не справлялись даже о заработной плате; можно было и совсем им не платить, они добровольно рисковали своей шкурой ради товарищей, которым угрожала смерть".

 

Роман завершается трагически: расстрел углекопов, поражение забастовки, катастрофа на Верейской шахте. Однако его последние страницы исполнены жизнеутверждающего пафоса: наступившая весна приносит обновление природе и надежду отчаявшимся людям на грядущее торжество справедливости: " По всей равнине набухали брошенные в почву семена, и, пробивая ее корку, всходы тянулись вверх, к теплу и свету... К земле, залитой сверкающими лучами солнца, вернулась молодость... Из недр ее тянулись к свету люди - черная армия мстителей, медленно всходившая в ее бороздах и постепенно поднимавшаяся для жатвы, уже готовая ростками своими пробиться сквозь землю".

Эта сцена заключает в себе символический смысл, как и само название произведения. Жерминаль - весенний месяц по календарю Великой французской революции (с 21 марта по 19 апреля), время появления всходов. Золя верит, что сегодняшние " семена гражданского сознания" прорастут в будущем ростками народной революции, которую он объективно оправдывает и приветствует.

Золя демократизировал не только темы (шахты, заводы), но и героя произведений: никто из французских писателей до него с такой глубиной и правдивостью не рисовал жизнь трудящихся (" Западня", " Жерминаль", " Земля"). Он одним из первых в своих романах обратился к социалистическим идеям (" Жерминаль", " Разгром", " Три города", " Четыре Евангелия"). Золя - новатор и в области художественной формы. Его творческий метод - это пример художественного синтеза, заключающего в себе и реализм, и натурализм, и импрессионизм, и романтизм. Разработанные им художественные. приемы (принцип монтажа, чередование массовых сцен и крупных планов, убыстрение и замедление действия, гипертрофия детали, превращающейся в поэтический символ, и др.) будут использованы в дальнейшем не только литературой, но и кино.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал