Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба Б.Шоу за новый театр. Конфликт и система образов драмы «Профессия миссис Уоррен». Эксперимент как сюжетно-психологический мотив в пьесе Б.Шоу «Пигмалион».
Если континентальная «новая драма», не миновав влияния натуралистического романа, несколько размыла границы между прозой и театром, то в Великобритании трактовка злободневных тем была подчеркнуто театральной. Прежде всего, это относится к Бернарду Шоу(1856-1950). Шоу большую часть жизни находился на виду у широкой публики, как общественный деятель, осознанно творил из своей биографии миф о великом человеке, положившим всю свою жизнь на реформирование социума. Шоу ждал от современной пьесы, прежде всего практической отдачи. Ее цель – не доставить эстетическое удовольствие, а втянуть зрителя в дискуссию, построенную на парадоксе. Именно в подобном духе Шоу писал собственные произведения. Так, в пьесе «Профессия миссис Уорен», шокировавшей ряд зрителей тем, что в качестве одной из героинь драматург вывел содержательницу публичных домов, он ставит перед зрителями вопрос: где пролегает граница настоящей нравственности и способен ли человек, опутанный безнравственными общественными отношениями, переступить через «ханжескую» мораль, не теряя, однако, при этом человеческого достоинства? Сюжет этой пьесы строится на столкновении двух сильных личностей – миссис Уорен(бывшей проститутке, а ныне совладелицы целой сети публичных домов) и ее дочери Виви. Миссис У., прекрасно понимая, что ее профессия вызывает осуждение в «приличном обществе», отнюдь не считает себя из-за этого преступницей. У нее есть своя правда, о которой она сообщает в минуту спора с дочерью. На путь порока ее толкнули нужда, перспектива каторжного труда на фабрике и безнравственность мужчин, ищущих запретных удовольствий. Но она не жалеет о своем выборе, который позволил ей занять то положение в обществе, которого она, по ее собственному мнению, заслуживает, - положение деловой дамы с большими средствами, с энергией и талантом организатора. Этого самооправдания миссис У. достаточно, чтобы чувствовать себя уважаемым членом общества, в котором, по ее мнению, безраздельно господствует двойная мораль. Правда, миссис У. до поры бережет от знакомства с этой моралью свою дочь Виви, но когда та пытается упрекнуть мать в недостойной способе зарабатывать деньги, миссис У. открывает ей обстоятельства своей жизни и требует к себе уважения. Она указывает дочери на тот факт, что своим воспитанием и дорогостоящим образованием Виви обязана этому «недостойному» предприятию. Поначалу слова матери производят впечатление на Виви – очень практичную молодую особу, которая твердо знает свои жизненные цели и готова изо всех сил трудиться ради их достижения. Выслушав рассказ миссис У., Виви заявляет: «Вы, разумеется, были совершенно правы – с практической точки зрения». В какой-то момент она даже проявляет интерес к технической стороне дела: «А все-таки, вы считаете, что стоит этим заниматься? Дело выгодное?» Виви, как и ее мать, в сущности, мало заботят требования пуританской морали, т.к. она живет по другим законам. Вив - первый персонаж Шоу, нацеленный на самостоятельный, ответственный поступок, - отнюдь не стремиться играть ту роль, которую британское общество обычно навязывает молодым девушкам. Ей хочется самостоятельности, в т.ч. и финансовой, что уже идет в разрез со строгими требованиями викторианской нравственности, которое отводит женщине всего одно законное место - супруги и матери семейства, полностью подчиненную своему мужу. Поэтому, во круг Виви так и не складывается любовная интрига. У жтой героини хватает силы отказаться от выгодного брака с отвратительным ей человеком и одновременно преодолеть сердечную склонность к другому мужчине, который ей симпатичен, чтобы без помех заняться реализацией своих планов. Поэтому Виви готова сочувствовать совей матери, в которой видит теперь сильную личность, способную пренебречь условностями ради следования своему призванию. Лишь после того, как она понимает, что поступок, совершенный миссис У. в молодости, был вызван не творческим стремлением к самореализации, а самой обыкновенной нуждой, и что, совершив этот поступок, миссис У. по-прежнему осталась жертвой обстоятельств, отношение Виви к матери резко меняется. Виви осуждает мать не за то, что она стала проституткой (как раз этот шаг вызван так естественной причиной как голод) а за то, что мать удовлетворилась своим положением, так и осталась игрушкой в руках у общественной морали, не найдя в себе силы открыто бросить ей вызов. В самой себе Виви такие силы чувствует и готовится к открытому противостоянию с окружающим миром. Предстоящая борьба не пугает, а вдохновляет ее. В ней есть сила настоящего художника, творящего свою жизнь, которая отличала ибсеновскую Нору. Характерен финал пьесы. Сведя счеты со всеми близкими ей людьми, отказавшись от брака и от роли любящей дочери, Виви, гласит авторская ремарка - «решительно берется за работу и с головой уходит в вычисления». «Профессия миссис Уоррен» (1894). Главная героиня – молодая девушка Виви Уоррен, умная, самостоятельная, активная. Она закончила университет, математический факультет, и готовится начать взрослую жизнь. И только сейчас Виви узнаёт, что её мать миссис Уоррен содержит несколько публичных домов. История её жизни такова. Родилась она в бедной семье. У девушек в их городке было два пути: честный, похожий на медленное самоубийство – работать на химическом заводе за нищенскую зарплату, по этому пути пошли две её старших сестры. Одна скоро заболела и умерла, другая вышла замуж за рабочего, который оказался алкоголиком, и счастья она не увидела. Третья сестра пошла по другому пути – стала проституткой, зато жила в роскоши (была проституткой высшей категории, потому что была красива). Сманила и мать Виви на этот путь. Их девиз: надо пользоваться тем, что дала природа, продавать красоту и жить в своё удовольствие. Постепенно две сестры скопили денег, купили свой публичный дом, потом ещё. Виви – девушка высоконравственная и принципиальная, она безоговорочно осуждает мать и требует, чтобы она отказалась от своего безнравственного бизнеса. Между ними возникает спор. Мать утверждает, что девушки в её домах живут гораздо лучше тех, кто работает на фабрике. Она к ним относится по-человечески, не выжимает все соки, заботится. Проституция как социальное явление всё равно не исчезнет. Значит, если она откажется от этого выгодного бизнеса, кто-нибудь обязательно займёт её место и ещё неизвестно, как будет относиться к девушкам. Для Виви это абсолютно неприемлемо, она порывает всякие отношения с матерью, выбирает судьбу, необычную для девушки того времени, поступает на работу со скромной зарплатой. В пьесе много ярких обличений английского общества (что добавляет напряжённости пьесе). Оказывается, многие благородные аристократы имеют непосредственное отношение к развратному бизнесу, а многие благородные дамы вышли замуж исключительно из-за денег, и это Шоу называет скрытой формой проституции. В пьесе очень остро поставлена проблема проституции как проблема социальная. Шоу задаёт вопрос: что лучше для девушки - медленно умирать на вредном производстве или продавать своё тело за деньги. В пьесе “Профессия миссис Уоррен” в центре внимания находится конфликт между матерью миссис Уоррен и ее дочерью Виви Уоррен. С первых страниц произведения мы понимаем, что мать и дочь не близки. В детстве Виви не имела возможности близко общаться с миссис Уоррен и поэтому довольно плохо ее знает. Виви: “Я всю свою жизнь прожила среди чужих; моя мать жила то в Брюсселе, то в Вене и ни разу не позволила мне приехать к ней. Я вижу ее только тогда, когда она приезжает на несколько дней в Англию. Я не жалуюсь. Ко мне относились хорошо… Но не воображайте, будто я что-нибудь знаю о моей матери. Я знаю гораздо меньше вашего.”
Проблеме сложных взаимоотношений двух по-настоящему творческих личностей посвящена пьеса Шоу «Пигмалион». В ней специалист по фонетике профессор Хиггинс, повстречав на улице продавщицу цветов Элизу Дулитл, замечает, что мог бы за определенное время научить ее произношению настоящей герцогини. Эти, прошенные в скользь слова, западают в душу Элизе, которой, не смотря на ее низкое общественное положение, свойственно стремление к «самосозданью». И она соглашается на этот эксперимент. Хиггинсу такое предложение кажется забавным, и он заключает пари с полковником Пикерингом, что сумеет через полгода выдать Э. за герцогиню и никто не заподозрит обмана. Как и положено истинным художникам, никакой практической цели при этом ни Х. с полковником, ни Элиза, не преследуют. Всех троих захватывает сам творческий процесс. За экспериментом с волнением следят друзья профессора, которых смущает нравственный аспект этого предприятия. Хиггинсу со всех сторон твердят, что он обращается с Э. как с куклой, что он не думает о ее будущем и что она живет у него в доме на сомнительном положении. Однако, Х. не соблюдая пуританскую мораль, мало заботиться о внешних приличиях. После долгой работы Х. и Э. добиваются успеха. К этому моменту Элиза влюбляется в своего учителя и прилагает все усилия, чтобы заставить его взглянуть на себя благосклонно. Хиггинс сопротивляется, как женщина Элиза его не интересует, и он буквально доводит ее до бешенства, демонстрируя ей свое пренебрежение. Лишь после бурной сцены объяснения (такую форму принимает в этой пьесе «дискуссия» Шоу), Э. осознает, что творческий процесс «самосозданья» не ограничивается приобретением правильного произношения и изящных манер. Профессор Х. выполнил свое обещание и выиграл пари у полковника, но Э. полностью «вылеплена» его руками, она ему не интересна. Подлинным Пигмалионом – творцом, совершившим чудо, заставившим неживую статую дышать и двигаться, - должен вступать по отношению к самому себе каждый человек. Х. ждет, когда Э. прекратит вести себя как жеманная светская дама и станет «настоящей женщиной», способной вызвать к себе уважение другой творческой личности. Лишь когда Э. демонстрирует ему это качества, Х. чувствует настоящее удовлетворение: «Пять минут назад вы висели у меня на шее, как жернов. Теперь вы – крепостная барышня, боевой корабль» Вы, я и Пикеринг – мы теперь не просто двое мужчин и одна глупая девочка, а три убежденных холостяка». Так, в комической форме, Шоу разрешает противоречие, намеченное Ибсеном еще в Бранде и доведенное до трагических высот в «Строителе Сольнесе». Два художника в его пьесе нашли способ ужиться дуг с другом – союз Х. и Э. обещает стать чем угодно, только не губительным взлетом на такую высоту, где персонажам нечем будет дышать. Шоу убежден в способности человеческого гения найти гармоничное решение в любой жизненной ситуации, и не верит в трагический характер бытия. Правда, этим оптимистическим пафосом отмечено лишь довоенное творчество Шоу.
|