Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Своеобразие творческого метода Т.Драйзера, проблема героя («Трилогии желаний»).
Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности, цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Это натуралистический стиль. Драйзер во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера её углубление. Романом «Финансист» (1912) Драйзер начал свою монументальную «Трилогию желания». В её основу положена история жизни миллионера Ч. Иеркса. Герой «Трилогии» (второй том — «Титан», 1914; к третьему тому — «Стоик») — Фрэнк Каупервуд; Драйзер показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Каупервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе «Титан» Драйзер развёртывает жизнь Каупервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии. ФРЭНК АЛДЖЭРОН КАУПЕРВУД — герой «Трилогии желания» Т.Драйзера, которая состоит из романов «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (издан посмертно в 1947). Воссоздавая облик американского бизнесмена, Драйзер не стремится уничтожить своего героя, показывая бессердечного человека, стремящегося во что бы то ни стало делать деньги. Ф.К.— личность незаурядная и трагическая, показанная в реальных обстоятельствах американской жизни, начиная с 1860-1870-х гг. Действие первого романа, «Финансист», происходит в Филадельфии на фоне начавшейся Гражданской войны. Большинство американцев, охваченных патриотическими чувствами, уходят в армию, но только не Ф.К., цинично высмеивавший «бедняков, простаков и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули» и столь же цинично воспользовавшийся плодами победы Севера над Югом в собственных интересах. Драйзер показывает нам незаурядную личность в реальных обстоятельствах американской жизни 1860-1870-х гг. Несмотря на гражданскую войну, Френк не идет в армию, он цинично высмеивает «бедняков, простаков и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули». Фрэнк Каупервуд — финансист, то есть человек, который оперирует не столько своими, сколько чужими капиталами, которые он заимствует у частных лиц, банков и коммерческих организаций. Он должен вызывать доверие, уверенность, что у него достанет ума, воли, энергии, чтобы должным образом распорядиться средствами и обеспечить прибыль. Он стремился не только к получению сверхприбыли, его увлекают азарт борьбы и радость творчества. Писатель рассказывает историю Каупервуда, начиная с детских лет. У Фрэнка аналитический склад ума, он весьма способен: блестящие знания бухучета и финансовой системы Америки, хорошая интуиция, твердая воля. Драйзер наделяет героя силой, красотой, энергичностью, острым умом, обаянием, способностью внушать доверие — человеческими качествами, которые Каупервуд сохраняет до конца. В этом смысле характер Каупервуда статичен и вызывает симпатию читателя. Одновременно с этим Каупервуд наживает профессиональный опыт, и в этом процессе разрушаются моральные устои его личности. Он не становится «злодеем». Он просто становится человеком, лишенным нравственности. Она подменяется примитивной этической системой, в основе которой лежит принцип: «мои желания прежде всего». В разговоре со своей возлюбленной Эйлин он говорит: «Для того, чтобы добиться успеха... человеку необходимо — пусть чисто внешне — считаться с общепринятыми нормами. Больше ничего не требуется». Фрэнк смелый, решительный, молодой, не сдался, даже попав в тюрьму. И вот выйдя из тюрьмы, он снова начинает путь финансиста, действует согласно правилам конкуренции. Во время второго кризиса Фрэнк хладнокровен – он акула-капиталист, которая «поедает» более мелкую рыбу. Ему нет дела до десятков закрытых предприятий, до тысяч голодных. «Теперь, - подумал Каупервуд, которому эта паника сулила не разорение, а успех, - теперь-то я свое возьму». Он просто становится богатым человеком, это законы конкуренции. Он поступает с мелкими финансистами также, как поступили когда-то с ним. В «Финансисте» Ф.К., еще мало заметный, но честолюбивый и ничем не брезгующий биржевой игрок, вступает в борьбу с крупными финансовыми воротилами и проигрывает схватку, правда, по несчастливой для него случайности. После выхода из тюрьмы Ф.К. с большей энергией принимается за мошеннические операции и обогащается, а потом отправляется в Чикаго, своего рода Мекку преступников и деловых людей второй половины XIX столетия. В следующем романе — «Титан» — Драйзер показывает, как Ф.К. завоевывает Чикаго, со скрупулезной дотошностью живописуя финансово-политические круги города. Однако в Чикаго Ф.К. приходится столкнуться не только с могущественными правителями, но и с еще одним врагом — разгневанным народом. Главной сюжетной линией второго романа является борьба Ф.К. с антимонополистическим народным движением. Несмотря на вовлечение в конфликт политиков, Ф.К. терпит поражение, впервые сталкиваясь с тем, что деньги не всемогущи. Однако Драйзер не позволяет и народу слишком возвыситься над Ф.К., образ которого далеко не однозначен. Ф.К. творит зло, но одновременно он действует во благо обществу, подталкивая его вперед, осуществляя прогресс. С одной стороны, Драйзеру отвратителен Ф.К., как чудовищный спрут, высасывающий соки из множества людей. С другой — Драйзер любуется его мощью, его способностью наслаждаться не только своими деловыми победами, но и искусством, красотой. Недаром перед Ф.К. не может устоять ни одна женщина. Третий роман — «Стоик» — остался фактически незавершенным, чего, однако, не скажешь об образе главного героя. Ф.К. переводит свой капитал в Лондон, желая подчинить себе лондонский транспорт. Но у него уже не та хватка и не те силы, как в молодости. Ф.К. терпит крах и умирает. Его останки перевозят на родину. От огромного состояния ничего не остается после судебных процессов. Богатства, накопленные неправедным путем, переходят в другие алчные руки. Замечательна такая придуманная Драйзером деталь. Ф.К. завещает Нью-Йорку, собираясь увековечить свое имя, картинную галерею и бесплатную больницу, но картины распродаются с молотка, а на больницу после расплаты с истцами не остается денег. Как сказано в Книге Иова: «…наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь, Господь дал, Господь и взял…» (1, 21).
|