Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности общения и поведения тревожных детей






Психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми (А.П.Усова, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.). Исследуя особенности общения и взаимоотношений в жизни дошкольников А.А.Рояк отмечает два типа трудностей общения: операциональные и мотивационные.[15]

Трудности общении оказывают, как правило, негативное влияние на установление и поддержание ребенком контактов даже у нормально развивающихся дошкольников. Но в группе детского сада мы можем наблюдать значительный процент детей имеющих высокий уровень тревожности.

Теперь рассмотрим особенности общения тревожных детей. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Наиболее благоприятным для человека является сочетание умеренной тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке другими людьми. В таких случаях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения.

Когда же уровень тревожности превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. У детей имеющих повышенный уровень тревожности наблюдаются изменения во всех сферах деятельности, в том числе и коммуникативной.

В ходе наблюдений за детьми, имеющими высокий уровень тревожности можно предположить, что под воздействием тревожности коммуникативный потенциал этих детей как бы парализуется, не проявляется в должной мере, что неизбежно сказывается как на протекании общения, так и на его развитии.

По мнению В.В.Шмидт дети с высоким уровнем тревожности имеют такую же потребность в общение, как и все остальные дети дошкольного возраста, мы можем об этом судить на основании того, что эти дети практически никогда не отказываются от игры со сверстниками и с большим удовольствием вступают в игровую деятельность с ними.[22]

Они, находятся в постоянной тревоге, боятся показаться неумелыми, оказаться предметом насмешки окружающих никогда не проявляют инициативы как в установлении контактов в ситуациях общения, так и в ходе других видов деятельности, со взрослым и сверстником. Поэтому организовать детей на игру, внести свое предложение, отстоять его без помощи взрослого эти дети не могут.

Тревожные дети в силу своей неуверенности, заниженной самооценки, оказываются повышенно внушаемы, поэтому хоть и вступают в контакт со сверстниками лидерские позиции не занимают, и, как правило, оказываются ведомыми, своими сверстниками, выполняют все, что они скажут, не могут, или боятся проявить свою творческую активность, поэтому как в развитии сюжета игры, так и в ее организации занимают подчинительную позицию.[23]

У тревожных детей существуют и другие особенности в коммуникативной деятельности. В ситуациях общения со взрослыми, во время занятий, в специально организованной деятельности где есть оценочная система эти дети замыкаются, теряются, стремятся избежать визуальных контактов, занимают подчинительную позицию. Их внимание сосредоточено на взрослом, они ждут от него указаний к дальнейшим действиям.

В отличие от детей с нормальным уровнем тревожности, у которых акт коммуникативной деятельности выстраивается из последовательно сменяющих дуг друга фаз коммуникативного акта, на основе накопленного коммуникативного потенциала, включающего в себя определенные коммуникативные умения, у детей имеющих высокий уровень тревожности плохо выражены или отсутствуют коммуникативные умения, и как следствие их коммуникативный потенциал намного однообразнее и беднее.

У тревожных детей в общении страдает в первую очередь операциональная сторона, проявляющаяся в отсутствие целого ряда коммуникативных умений, составляющих фазу взаимоотражения. Это прежде всего отсутствие умения установить контакт самостоятельно, адекватно передать информацию, их как правило трудно понять, умение самостоятельно преодолевать барьеры в общении и др. И как следствие это тормозит мотивационные компоненты.

Им свойственно:

- стремление ограничивать себя в контактах, стремится к одиночеству, замкнутости.

-неразвитость инициативности в общении - проявляется в том, что ребенок предпочитает занимать подчинительную позицию во взаимодействии.

- трудности в установлении контакта, особенно в новой ситуации и с незнакомыми людьми.

-зажатость и скованность в общении со взрослыми

-усиление тревожности в деятельности, где есть оценивание, или необходимость проявление инициативы.

-испытывают трудности в формулировании полного ответа

-неумение слушать: постоянные отвлечения, неадекватное восприятие информации.

-неумение преодолевать барьеры общения.

-неумение привлечь внимание партнера по общению.

Таким образом тревожные дети под воздействием страха быть непонятыми, оказаться хуже других, имея заниженную самооценку подавляют в себе потребность в общение и в таком случае чтобы как-то себя реализовать они могут как в большинстве случаев вести себя тихо, скованно, но и проявлять излишнюю прилипчивость в отношениях.

На основании вышесказанного можем сделать вывод: дети, имеющие высокий уровень тревожности имеют свои специфические особенности в общении, испытывают определенные трудности в организации и проведении коммуникативной деятельности, у них снижается уровень овладения коммуникативными умениями, нарушаются операциональные и как следствие мотивационные компоненты общения.

Как мы видим из выше перечисленного, решение проблемы детской тревожности высока и актуальна, и ставит не только психологов, но и педагогов ДОУ перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности, а так же диагностики коммуникативных навыков и умений. Вследствие чего будут видны нарушения в коммуникативной сфере дошкольника, что позволит педагогу спланировать свою дальнейшую педагогическую деятельность с детьми, имеющими высокий уровень тревожности. Для улучшения качества общения тревожных детей необходимо установление теплых доверительных отношений с ним, тем самым мы сможем создать лучшую основу для полноценного развития личности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал