Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2.Эмпирическое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на специфику общения дошкольников с взрослыми и сверстниками
Организационные аспекты эмпирического исследования Экспериментальное исследование констатирующего характера было направлено на выявление влияния эмоциональной тревожности на специфику общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Исследования проводились на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 49». Исследования проходили с апреля - май 2014года. В экспериментальном исследовании принимала группа детей старшего дошкольного возраста. Таблица №1 Список детей экспериментальной группы
Исследование состояло из двух этапов. На каждом из этапов использовались определенные методы. Цель первого этапа: выявление детей имеющих высокий уровень тревожности. 1.Была проведена методика Р.Теммл, М. Дорки и В. Амен «»Выбери нужное лицо» Цель: выявить количественные и качественные показатели тревожности ребенка. Ребенку предлагались поочередно и в строго перечисленном порядке 14 карточек с рисунками, предлагалось посмотреть на изображения и ответить на вопросы, все ответы заносились в протокол. 2.Методика исследования тревожности (по Мерлину В.С.) Цель: Выявить тревожных детей Детям предлагалось выполнять задание за определенный период времени, измеряемый при помощи песочных часов, результаты наблюдений заносились в протокол. По результатам проведения первого этапа дети распределились на две группы. В первую группу вошли дети с высокой тревожностью (условно обозначили А), во вторую группу вошли дети с нормативной тревожностью (условно обозначили Б). На втором этапе исследования предполагалось провести исследования по изучению особенностей общения у детей имеющих высокий уровень тревожности. 1.Сначала нами использовалась методика одномоментных срезов (Приложение №2а) Цель: Изучить особенности свободного общения детей в ситуации: «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». В ходе наблюдения фиксировались, ситуации обращения детей ко взрослым и сверстникам, обращалось внимание на характер содержания общения, использования средств во время общения, особенности поведения ребенка. При выполнении анализа наблюдения учитывались критерии: - количество и частота контактов со взрослыми и сверстниками; - соотношение контактов возникающих по собственной инициативе и по инициативе других; -интенсивность и экстенсивность контактов; -количество контактов, когда ребенок был один; Во время наблюдения за детьми обращалось внимания на коммуникативные умения: - умение самостоятельно устанавливать контакт, используя различные средства - проявление инициативности - легкость или затрудненность при контактирование - умение слушать собеседника, поддерживать и развивать тему общения, уважать чужую точку зрения, отстоять свою, используя навыки культуры общения. - умения самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. - умение доводить контакт до завершения и завершать его, учитывая не только свои, но и чужие интересы. - позиция, которую занимает ребенок вовремя контакта 2. На данном этапе предполагалось провести экспериментальную методику «Рукавички» (Приложение №2б) Цель: Изучение и определение особенностей развития коммуникативных умений, использование вербальных и невербальных средств общения со сверстниками и взрослыми. Методика включала два варианта: Совместная деятельность со взрослым и совместная деятельность со сверстником. Первым выполнялось задание, которое включало в себя ситуацию взаимодействия со взрослым, затем следовала ситуация взаимодействия со сверстником. В каждой из ситуаций ребенок должен был украсить предложенное ему силуэтное изображение рукавичек (носочков), так чтоб получилось красиво, нарядно и составили пару. При анализе результатов проделанной деятельности учитывалось: 1.Проявляет ребенок инициативу или избегает контакта 2.Какую позицию предпочитает занимать ребенок во время взаимодействия (подчинительную, лидера, наравне) 3.Легкость или трудность в установлении контактов, частота и их продолжительность. 4.Умение преодолевать барьеры в общении. 5. Предлагает свой вариант, или делает по образцу партнера. 6.Умение осуществлять взаимный контроль по ходу деятельности. 7.Как относится к результату проделанной работы, своей и партнера. Оценка результата второго этапа осуществлялась в соответствии с выделенными группами и сравнении коммуникативной деятельности между группами.
|