Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетный дефицит и управления государственным долгомСтр 1 из 10Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день интерес финансистов к проблемам долгового кризиса довольно высок. К текущему моменту практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Стремительный рост объемов государственных долгов, критическая величина расходов на его обслуживание при приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние два года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. Подавляющее большинство стран в мире испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Бюджетный дефицит и управления государственным долгом 1.1. Бюджетный дефицит и государственный долг: сущность, причины, виды Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Таким образом, возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) Внутренние источники: ü кредиты, полученные страной от кредитных организаций в государственной валюте; ü государственным займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; ü бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы государства; 2) Внешние источники: ü государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг; ü кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. Государственные займы - разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором. По видам доходности различают: ü процентные займы (их держатели получают твёрдый доход по фиксированной ставке); ü выигрышные займы (по которым доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения. Государственный долг - это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Внутренний государственный долг - сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента. Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. По срокам существования задолженности различают: ü Краткосрочная внешняя задолженность сроком до 1 года; ü Среднесрочная внешняя задолженность сроком от 1 года до 5 лет; ü Долгосрочная внешняя задолженность сроком свыше 5 лет. По сроку наступления платежа внешние задолженности разделяют: ü Текущие - внешняя задолженность, срок платежа по которой наступает в текущем или ближайшем бюджетном году. ü Капитальные- внешняя задолженность, срок платежа по которой еще не наступил.
|