Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Долговой кризис в развитых и развивающихся странах
Локальные и глобальные особенности долгового кризиса. Проблема дефолта Начало кризиса внешней задолженности обычно датируют августом 1982 года, когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но после этого десятки стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга. К 200году общая величина накопленного в мире официального и частного внешнего долга составляла $53.97 триллионов Развитые страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока. Как видно из Таблицы 1 лидером по объему внешнего долга на протяжении последних десятилетий остаются США. Самыми крупными должниками в Латинской Америке являются Бразилия и Мексика. Далее мы рассмотрим причины образования и состояние внешнего долга на сегодняшний день на примере конкретных стран, которые относятся к различным группам. Таблица 1. Внешний долг крупнейших стран-должников до 2001 года
Развивающиеся страны Бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой петли» (когда все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказываются от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга. Подобную ситуацию называют долговым кризисом или дефолтом. В развивающихся странах гос. долг состоит преимущественно из внешних займов, В 1970 задолженность развивающихся стран достигла 60 млрд. долги по темпам роста примерно в 2 раза опережала экспортные доходы этих стран. Рост платежей по внешним долгам ложится тяжёлым бременем на экономику развивающихся стран. Особенности международного кредитования развивающихся стран: Во-первых, значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. Основные формы кредитования развивающихся стран: Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой, принятой Комитетом содействия развитию стран, входящих в ОЭСР. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и публикацию статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран. Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам: I. Официальное финансирование развития (ОФР). 1. Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя. 2. Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее. II. Экспортные кредиты. III. Частные кредиты и субсидии. 1. Международное банковское кредитование. 2. Эмиссия ценных бумаг. 3. Безвозмездные субсидии неправительственных организаций. Итого приток ресурсов (I + II + II).
Внешний долг развитых стран В ЕС в качестве одного из критериев возможности присоединения к Экономическому и валютному союзу (вступление в «зону евро») используется показатель отношения долга к ВВП не превышает 60%. МВФ оценивает совокупный государственный долг стран еврозоны в 2010 году на уровне 84, 3% от совокупного ВВП, в 2011 и 2012 годах - на уровне 87, 1% и 88, 7% соответственно. Рисунок 1. Годовые темпы роста кредитов реальному сектору, январь 2010, % Дефицит счета текущих операций платежного баланса зоны евро, по предварительным данным, в 2010 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 9, 7% - до 56, 4 миллиарда евро, свидетельствует статистика Европейского центрального банка. " Этот рост был результатом сокращения профицита товарооборота (до 20, 8 миллиарда евро с 37, 0 миллиарда евро) и роста дефицита текущих трансфертов (до 100, 7 миллиарда евро с 92, 6 миллиарда евро)", - объясняет ЕЦБ. Отношение дефицита к ВВП еврозоны составило по итогам ушедшего года около 0, 6% и не изменилось по сравнению с 2009 годом.[7] Самый высокий долг из стран еврозоны у Греции. В 2011 году он составляет 350 млрд. евро или 150 % ВВП государства. Самый большой совокупный государственный долг среди развитых стран у Японии. Так, согласно оценке МВФ, государственный долг Японии в 2010 году составил 220, 7% ВВП. По состоянию на весну 2011 года он оценивается в 943 триллиона иен (около 11, 5 триллиона долларов). Еще до землетрясения перспективы роста госдолга были неутешительными: в 2012 году он по многочисленным прогнозам должен был достичь 997, 71 триллиона иен (около 12, 167 триллиона долларов). Естественно, что теперь перспективы резко ухудшились. При этом дефицит бюджета Японии в 2010 году оценивался в 9, 4% от ВВП. Аналогичный показатель прогнозировался и для 2011 и 2012 годов - на уровне 9, 1% и 8% от ВВП соответственно. При этом после случившегося землетрясения в марте 2011 года предсказать реальный процент довольно трудно. По оценкам участников рынка, восстановление экономики после землетрясения может обойтись Японии в краткосрочной перспективе в один процент ВВП. Специалисты помнят относительно недавний пример – разрушительное землетрясение, произошедшее в 1995г. в Кобе, что на острове Хонсю. Тогда ущерб составил около 100 млрд долл. США. Исходя из тех мер, которые правительство Японии предприняло шестнадцать лет назад, можно попытаться спрогнозировать его нынешнее поведение. По состоянию на 31 января 2010 года, общий объём национального долга США составил $14, 131 трлн долларов. Объём долга составляет 96, 5% ВВП США.
|