Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роберт Миннуллин






(1948)

Поэт Роберт Мугаллимович Миннуллин – автор лирических стихов, песен, публицистических статей, видный общественный деятель, но в первую очередь он признанный детский поэт. Об этом Р.Миннулин пишет так: «Если бы не было вас (детей – прим Р.Х.), то не было бы и моих стихов. Они появились только благодаря общению и встречам с вами».

Родился Р.Миннулин в Башкортостане в деревне Нежеде 1 августа 1948 года. В 1968 году приехал в Казань и поступил на факультет татарской филологии Казанского государственного университета. После окончания КГУ работал в газете «Яшь ленинче» и журнале «Казан утлары». Назначался на должности ответственного секретаря Татарского телевидения и главного редактора газеты «Яшь ленинче» (ныне «Сабантуй»). С 1990 года – народный депутат Республики Татарстан. В 2000 году был назначен заместителем председателя Государственной Думы РТ. Ныне является депутатом Государственной Думы Татарстана.

Первый сборник детских стихов Р.Миннуллина был издан в 1978 году под названием «Акбай смотрит цирк». С тех пор поэтом изданы десятки книг. В последние годы вышли красочно иллюстрированные сборники стихов Р.Миннуллина: «Подарок» (1995), «Алма бабай» (1997), «Пусть радуются дети» (2002), «Возвращайтесь чаще в детство» (2002).

Р.Миннуллин в своем творчестве продолжает традиции видных татарских поэтов Сибгата Хакима, Шауката Галиева, Ильдара Юзеева. Сам Р.Миннуллин писал, что «Шаукат Галиев создал свою стихотворную школу в детской поэзии». Именно поэтому он считает Ш.Галиева своим наставником и учителем. Связь сказки с реальностью, фантазия, юмор, – вот что объединяет творчество двух детских поэтов. И все же каждый из них – это отдельный поэтический мир.

Поэзия Р.Миннуллина существенно отличается от творчества многих других поэтов. Особенностью его стиля является применение новых художественных форм, ставящих перед собой задачу повышение интереса детей к чтению. Для этого поэт использует элементы юмора и сатиры, фантазии и выдумки, образности и сравнений и т.д. Стихи Р.Миннуллина имеют своеобразный ритм и рифмовку.

Общение поэта с детьми, его наблюдательность и хорошее понимание детской психологии отразились в творчестве Р.Миннуллина. Поэт смотрит на мир глазами ребенка. Его стихи написаны от имени самих детей, на их языке. Они рассказывают о понятных и близких юным читателям темах и проблемах. Например, в «Печальном стихотворении» речь идет о мальчике, который живет в маленькой деревне. Он учится в школе, но в классе всего 5 детей. Мальчик очень переживает по этому поводу и задается вопросом: «Почему же нас так мало, взрослым видимо видней?».

Творчество Р.Миннуллина направлено на воспитание детей, повышение их знаний, умений, развитие речи, пробуждение творческих способностей. Этому посвящены стихотворные циклы: «Поэтическая азбука», «Игровые стихи», «Праздники детей» и т.д. Например, в «Поэтической азбуке» самые маленькие читатели знакомятся с буквами алфавита. Дети не только узнают о произношении и написании букв, но и получают новые сведения о тех или иных предметах, явлениях и событиях.

У поэта много произведений о природе. Дети через поэзию Р.Миннуллина узнают о растительном и животном мире, учатся бережно относится к природе и беречь ее. Например, в цикле «Зоопарк нашей деревни» юный читатель находит много веселых и интересных стихов о домашних животных.

Беспокоят поэта и важные мировые проблемы. В цикле «Мы не хотим войны» автор образно объясняет детям значение таких страшных слов, как «атом», «бомба», «смерть», «война». Р.Миннуллин подводит детей к мысли, что мир на земле – общая задача всех людей планеты. Многие стихи, вошедшие в этот цикл: «Хатынь», «Минута молчания», «Бухенвальд» и другие, отражают идеи гуманизма поэта.

Р.Миннуллин является автором самого большого количества стихов, посвященных матерям. Поэт выпустил целый сборник, в который вошли произведения: «Нужна мама», «Мамочка», «Молитвы матери» и многие другие. На эти трогательные, душевные стихи написано много песен, которые стали любимы татарским народом.

Р.Миннуллина беспокоят проблемы татарской детской литературы. Он часто делает выступления на телевидении, на страницах печати о настоящем и будущем татарской детской литературы. В статье под названием: «В каком состоянии находится детская литература» он пишет: «Душа современного ребенка резко изменилась… Читатели ждут от нас новых, современных тем». Понимая сегодняшнего читателя и его проблемы, Р.Миннуллин ставит в своем творчестве новые задачи, главным из которых является воспитание всестороннеобразованных и духовнобогатых людей.

Р.Миннуллин своим творчеством вносит огромный вклад в развитие татарской детской литературы. Он стал лауреатом всех престижных литературных премий: им М.Джалиля (1982), им. А.Алиша (1997), им Г.Тукая (1998). В 1992 году поэт получил международную премию им. Г.Х.Андерсена.

 

 

Тема 9. Татарская детская литература 1980-2000 гг.

1. Идейно-тематическое своеобразие т.д.л 80-2000 гг.

2. Исторический жанр в татарской детской литературе.

3. Психологическая проза.

4. Научно-фантастический жанр в татарской детской литературе.

5. Экологическая проза в татарской детской литературе.

6. Татарская детская драматургия.

7. Татарская детская поэзия.

 

Политические события 1990-х гг. и как следствие распад СССР, исчезновение пионерской и комсомольской организаций, изменение отношения к национальным и религиозным вопросам – все эти события отразились в детской литературе.

В целом, процесс литературного развития 80-90 гг. повторил эффект «хрущевской оттепели» 60-х. В этот период в школьные учебники вернули произведения «забытых» или ранее «запретных» писателей Гаяза Исхаки, Фатиха Карими, Юсуфа Акчуры, Фахреслилама Агеева и др. Вслед за возрожденным средневековым поэтическим романом Кул Гали «Сказание о Юсуфе» в литературу возвратились произведения татарского народного эпоса: дастаны «Идегей» и «Чура Батыр», были опубликованы ранее «вредные» книги по истории татарского народа. Кроме возвращенных книг в 80-90-х гг. продолжали издаваться произведения ветеранов татарской детской литературы.

Демократические преобразования в государстве конца 80-90 гг. незамедлили сказаться на развитии т.д.л. На страницах республиканских периодических изданий шли дискуссии о том, какая должна быть обновленная литература для детей. Давалась переоценка произведениям, созданным в период советской власти, по канонам коммунистической морали. Подвергались острой критике как классики татарской литературы, так и современные писатели. Многие литераторы выступали против устойчивости шаблонов в детской литературе и ратовали за обновление содержания и проблематики произведений.

Очень популярным в этот период стало обращение к истории своего народа, к показу ее малоизвестных страниц. Читатели, и взрослые и юные с интересом встретили исторические романы Н.Фаттаха «Итиль-река течет», «Свистящие стрелы», М.Хабибуллина «Кубрат-хан», «Атилла», Р.Батуллы «Сююбике», И. Рахимова «Батырша» и др.

В 80-90 гг. в литературе усилился документализм в изображении Вов и послевоенных десятилетий. За правдой о войне впервые в татарской литературе раскрывались страшные страницы истории государства периода сталинского тоталитаризма. Тема вечной памяти, тема трудного детства волновала литераторов. «Дети и эпоха» стала ключевой проблемой в прозе А.Гилязова, И. Салахова, поэзии Ш.Галиева, А.Баянова и др. авторов.

В последнее десятилетие усилился психологизм в татарской детской литературе. Рассказы молодых писателей А.Гаффарова, Г.Гильманова, А.Гимадеева, А.Мушинского определили лицо детской прозы 90-х. Произведения этих авторов написаны живо, динамично, с юмором. Писатели стремились показать типы современных мальчиков и девочек, которые живут в новых условиях и новом ритме.

Активно развивалась в татарской детской литературе 1980-2000 экологическая проза. В рассказах Г.Сабитова, Ф.Шафигуллина, А.Хасанова, Р.Фаизова поэтически и познавательно описан окружающий ребенка мир природы. Писатели не только развивают эстетические чувства своих читателей, но и учат беречь все живое на земле.

Научно-фантастический жанр в татарской детской литературе, к сожалению, недостаточно отработан. Не все книги современных авторов стоит считать удачными. Необходимо отметить отдельные произведения писателей-фантастов: А.Тимергалина «Чудесный камень Шангерея», Д.Дардзамана «В созвездии Весов», Г.Рахима «Старая самоварная труба».

Особое место в татарской детской литературе занимают литературные сказки. Новую струю в развитие жанра внесли Г.Гильманов (сказки-мифы), Н.Сойяр (вариации с героями народных сказок), А.Гаффар (сказки- притчи) и др. Поиски новых образов, оригинальность стилистики, композиционных средств и творческое использование фольклорных традиций вселяют надежду на большие перспективы жанра литературной сказки.

В области современной детской драматургии активно работают Р.Батулла, Р.Мингалим, Р.Курбан, Т.Миннуллин, Ф.Яруллин и др. авторы. Пьесы указанных авторов выходят отдельными книгами. Кроме того, с успехом идут на сценах, как детских, так и взрослых театров.

Наиболее ярко в татарской детской литературе всегда была представлена поэзия. В последние десятилетия она не только продолжила свое развитие, но и обогатилась новым звучанием и содержанием.

Серьезным отношением к детской поэзии всегда отличался Ш.Галиев. Несмотря на то, что автор в последние годы меньше уделяет внимание творчеству для детей, тем не менее лидерство в современной поэзии удерживает «поэтическая школа Галиева». Особый колорит в татарскую детскую поэзию вносит Р.Миннуллин, который до сих пор плодотворно работает для детворы. Талантливый поэт умеет в традиционных формах выразить современные мысли. Кроме мэтров татарской детской литературы, необходимо отметить и творчество других современных детских поэтов: Р.Мингалима, Н.Каштана, Р.Курбана, Д.Дарзамана, Л.Лерона, Э.Шарифуллиной и др.

В развитии детской периодики изучаемого периода важное значение принадлежит журналу «Салават купере» («Радуга»). Этот красочный, современный журнал был освобожден от идеологических догм и стал воплощением новых идей и находок. Журнал быстро нашел свое лицо и завоевал популярность у юных читателей Республики.

Подводя итог анализа литературного процесса 1980-2000 гг., следует отметить, что развивая собственные традиции и опираясь на опыт русской и мировой литературы, современная татарская литература стала более емкой, содержательной, актуальной.

Тем не менее, на сегодняшнем этапе перед татарской детской литературой стоят многие важные задачи.

Татарской детской литературе необходимы яркие, оригинальные произведения, вызывающие интерес современных детей, прививающие их любовь к чтению книг.

Как подчеркнул Р.Миннуллин в одном из своих последних выступлений, посвященных проблемам татарской детской литературы: «На сегодняшнем этапе необходимо создать целую детскую литературную индустрию, отвечающую потребностям современного читателя».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал