Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Литературная деятельность Г.Тукая в области татарской детской литературы
Приход Г.Тукая в детскую литературу не случаен. Судя по воспоминаниям его друзей, он очень любил детей. И до конца своих дней оставался в душе большим ребенком, наивным, добрым человеком. Создавать произведения для детей Тукай начинает с 1907 г. Он привносит в детскую литературу много новшеств, продолжая традиции татарских писателей-просветителей. В XIX столетии детская литература сделала лишь первые шаги и, в основном, тогда была представлена прозой. Г. Тукай способствовал быстрому развитию жанра поэзии, переводу ее с дидактического стиля на художественный, расширил тематические границы просветительской литературы, обогатил ее новыми образами. Именно поэтому Тукая считают основоположником татарской детской поэзии. В отличие от просветителей XIX в. Г. Тукай представлял человека будущего физически здоровым, духовно развитым, активным и деятельным. Поэт в своих произведениях впервые образными средствами связывает понятие просвещения с физическим трудом. Он возвышает человека труда, делает его положительным героем. В детских стихотворениях Г. Тукая «Труд», «Забавный ученик», «Озорной котенок» проводится мысль о том, что человек должен трудиться и получать удовольствие от результатов своей работы. Тукай – зачинатель пейзажной лирики. Описания природы в его произведениях неразрывно связаны с воспоминаниями о детстве, о Кырлае. Названия стихов говорят сами за себя: «Родная земля», «Родная деревня». Для него природа является неисчерпаемым источником духовных сил. Исключительным чувством любви к родному краю проникнута классическая поэма «Шурале». Здесь образ Родины физически ощутим и опоэтизирован Тукаем с большим вдохновением. Поэзия Тукая не только изображает красоту природы, она носит и познавательный характер, учит детей размышлять над загадочными природными явлениями. Кроме того, стихи о природе проникнуты и нравственными идеалами, гуманизмом. Так, например, в произведениях «Ребенок и бабочка», «Фатима и соловей», «Гали и коза» Тукай описывает взаимоотношения детей с природой, учит бережно относиться к ней. Тукай создает и серьезную поэзию, обращенную к детям. Поэт много внимания уделяет духовному развитию человека и большую роль в этом отводит религии. Тукай считал, что религиозные чувства должны проникнуть в душу человека в детском возрасте. И он выражает эти мысли в стихотворениях «Молитва Матери», «Завещание» и т.д. Габдулла Тукай также является основоположником жанра татарской литературной сказки. Сказки-поэмы «Водяная» (1908), «Шурале» (1907), «Японская сказка» (1909), «Сказка о козе и баране» (1909), «Сенной базар или новый Кисекбаш» основаны на традиционных сюжетах татарских народных сказок. В отличие от народных сказок произведениям Тукая свойственны лиризм, автобиографичность. Тукай, кроме того, что сам создавал оригинальные детские произведения, большое внимание уделял ознакомлению татарских детей с передовыми идеями русской литературы. Многие его стихи написаны на основе произведений классиков русской литературы, таких как А.Н.Плещеев, К.Д.Ушинский. Критическая литература также зародилась в творчестве Г.Тукая. В книге «Уроки национальной литературы» поэт пишет о проблемах татарской детской литературы. По его мнению, детская литература «должна быть высоким искусством и ставить перед собой высокие эстетические задачи». Таким образом, Г.Тукай внес огромный вклад в развитие детской литературы. Его произведения выходят отдельными книгами, они включены в различные учебные пособия и хрестоматии. Творчество Тукая переведено на русский язык и многие языки мира.
|