Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературная деятельность Фатиха Амирхана (1886-1926) в области татарской детской литературы






Ф.Амирхан - известный татарский писатель, драматург, публицист, журналист, литературный деятель.

Деятельность в области татарской детской литературы начинается в 1907 г. в Москве, где он сотрудничает с журналом «Детское воспитание». В журнале Ф.Амирхан печатает свои статьи о воспитании детей, литературные переводы и отдельные произведения. В Казани Ф.Амирхан работает в газете «Алислах», где продолжает свою просветительскую деятельность. На страницах этого издания писатель высмеивает старые методы преподавания в школах и вносит свои предложения по обновлению системы образования. В 1918 г. издает учебник «Родная речь» для учащихся младших классов.

Ф.Амирхан оставил богатое литературное наследие. Он автор крупных романов, повестей, драм, рассказов, которые стали классикой татарской литературы. Писатель является автором нескольких произведений для детей: «Наджип», «Он же сирота», «Жертва», «Путешествие на остров детей».

В рассказе «Нажип» (перевод «умелый») главная идея уже заложена в самом названии произведения. В нем говорится о пользе труда, мастерства в жизни человека. Произведение имеет поучительный характер, но при этом хорошо показана психология, внутренний мир героев.

В коротком рассказе «Он же сирота» писателем затронута большая проблема. Автор призывает юного читателя к тому, что нужно ценить дружбу, понимать положение других людей, нельзя играть человеческими чувствами.

Стремление маленького героя к красоте, к гармонии с природой показано в рассказе «Жертва». Произведение автобиографичное, автор делится с читателями своими детскими впечатлениями.

«Путешествие на остров детей» - один из первых образцов научно-фантастического жанра в татарской детской литературе, зачинателем которой является Ф.Амирхан.

В своих произведениях писатель выступает тонким психологом, доступно и интересно говорит на детском языке о многих важных проблемах. Творчество Ф. Амирхана – один из первых образцов жанра рассказа в татарской детской литературе.

 

 

Тема 7.Татарская детская литература 40-60-х годов XX в.

Период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления был очень сложным для татарской детской литературы. ВОв, принесшая миллионы страданий и трагедий советским людям, негативно сказалась на издании детских книг.

С начала 1942 года вопрос об издании литературы для детей вообще не ставился. Все силы, все возможности были направлены на достижение одной цели – победы над врагом. В 1942 году для детей было выпущено всего две книги, в 1943 году – ни одной, в 1944 – 12, а в 1945 – 6 наименований.

В годы войны многие писатели, творившие для детей - А.Алиш, М.Джалиль, Ф.Карим, А.Ахмет, Г.Баширов, Х.Кави, Ш.Гарай, М.Ахметгалиев, - ушли на фронт. Но и там они продолжали писать и присылать свои произведения о войне. В татарскую детскую литературу тема войны вошла очерками А.Алиша «Против врага». В 1942 г. издательство публикует очерки и рассказы Г.Баширова «Месть» и поэму К.Наджми «В атаку», рассказ Ф.Карима «Записки разведчика».

Все эти произведения не были написаны специально для детей. Но они, пользуясь огромной популярностью у всего населения, воспитывали ненависть к фашизму, любовь к родине, отвагу и готовность в любой момент встать на защиту Отечества.

Во время войны дети воевали в партизанских отрядах, заменяли отцов и братьев на заводах, выращивали хлеб и шили одежду. Очень рано повзрослев, они понимали, что «фашизм» и «детство» понятия несовместимые. Эти темы также были отражены в литературе военных лет. В 1942-43 гг. Татарское книжное издательство выпустило сборники «Отважные дети»(1942), «Наши дети» (1942), «Молодые патриоты» (1943). Сюда вошли очерки и рассказы как татарских, так и русских писателей, переведенные на татарский язык.

Известно, что каждый период развития литературы выдвигал своих талантливых писателей и поэтов. В сороковые годы наиболее удачные произведения и объемлющие образы современников выходили из под рук Ф.Карима, А.Кутуя.

Фатых Карим (1909-19 февраля 1945) – поэт – лирик незаурядного таланта, автор стихотворений и поэм большой эмоциональной силы. Он также известен своими рассказами, пьесами и очерками. До войны Ф.Карим работал редактором в издательстве. Оклеветанный «врагом народа» он чудом избежал ареста и ушел добровольцем на фронт. В годы войны его поэтический талант достиг расцвета. Поэт выразил патриотические чувства, охватившие народ в дни тяжелых испытаний, так:

Нужно выполнить славный обет нам: Если знаменем нашим победным

Не вернемся в родительский дом, Слезы Родины мы не уймем.

 

Ф.Карим был несколько раз ранен, но всегда возвращался в строй. В промежутках между боями писал новые произведения, значительная часть которых вошла в золотой фонд многонациональной советской поэзии.

В одном из писем Ф.Карима с фронта (1944) читаем: … работаю над большой прозой – «Записки разведчика». Пишу на дощечках, на коленях, при свете коптилки, в часы ночного сна…» В дни войны он пишет повесть «Весенняя ночь», которая была опубликована в 1945 году. Его стихи и поэмы были изданы в сборниках «Любови и ненависть»(1943), «Мелодия и сила» (1944). А его произведения для детей увидели свет после войны: «Маленькие богатыри» (1946), «Глубокое озеро» (1947), «Письмо пионерке Гульчачак»(1956), сказка «Медведь –гармонист и обезьяна певунья (1960).

Жизнь Ф.Карима оборвалась в боях под Кинисбергом.

Адель Кутуй (1903-16 июня 1945) в присланном в Союз писателей Татарстана письме с фронта, просил напечатать первую часть фантастической повести для детей «Приключение Рустама». Первая часть этой книги сначала была опубликована в журнале, затем вышла отдельной книгой. К сожалению, вторая часть так и не была написана, так как писатель погиб на фронте.

Анализируя детские книги периода Вов нельзя не сказать о литературе, посвященной культу личности Сталина. Начиная с середины тридцатых и до середины пятидесятых годов, ежегодно, Татарское книжное издательство публиковали 1-2 книги, восхваляющие вождя.

Подводя итоги об изданиях детских книг во время войны, хочется отметить, что, безусловно, в данный период книг для детей выпускалось крайне мало. Конечно, есть объективные причины: страна находилась в условиях войны. Но в тоже время нельзя не сказать о том, что в этот период развитие литературы не только не остановилось, но и приобрело новых авторов и новые темы.

Наш народ выдержал все трудности войны и вышел победителем. Наконец наступили долгожданные мирные дни. В период восстановления народного хозяйства появляются новые методы развития детской литературы и обеспечения подрастающего поколения духовной пищей. Министерство образования Татарстана совместно с Союзом писателей Татарии с 1 ноября 1945 года по 15 июня 1946 гг., а затем в 1953 – 1955 гг. объявляли конкурсы на лучшие литературные произведения.

В этих конкурсах приняли участие более 40 авторов. В 1945-1946 гг. высшую оценку получил роман Г.Абсалямова «Белые ночи»(1947), рассказ Л.Лотфи «Капельки»(1947), а также рассказ Л.Ихсановой «Река серебрянка» (1948). А по итогам конкурса 1953-1955 гг. стихи Бари Рахмета «Книга малышей» (1953) и «Лодырь, лентяй и упрямец» заняли второе место.

В послевоенный период перед писателями встала задача сделать свои произведения максимально приближенными к читателю, отойти от практики обезличивания персонажей.

Необходимо было внести в творения больше эмоций и чувств. В тоже время возможности для роста в татарской литературе были. В 50-60-е годы для детей стали активно писать такие талантливые писатели и поэты, как К.Наджми, Ш.Маннур, Н.Исанбет, А.Шамов, М.Амир, С.Хаким, А.Файзи, Б.Рахмет, Г.Губай, Д.Тарджеманов, А. Бикчентаева. В татарскую литературу приши и новые имена: М.Хусаин, Г.Набиуллин, А.Кари и другие поэты и писатели.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал