Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Детский фольклор как основа татарской детской литературы
Значение татарского детского фольклора в воспитании детей Татарский народ имеет издревле сложившуюся духовную культуру, в том числе богатый фольклор. Детский фольклор является обширной областью устного народного творчества татарского народа. Детский фольклор имеет большое практическое значение. На протяжении веков он служит средством духовного и физического воспитания детей и является неисчерпаемым источником воспитательных мер, испытанных в народной практике. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Изучая детский фольклор можно понять и психологию детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Таким образом, детский фольклор объединяет произведения, веками сложившиеся в детской среде, выражает их духовный мир и поэтому имеет большое значение для изучения детской психологии, эстетики и творческого потенциала детей. История изучения татарского детского фольклора Произведения татарского детского фольклора начали записывать и публиковать в середине XIX в. В этой области работали такие известные ученые-просветители, как Мартемиан Иванов, Салимжан Кукляшев, Каюм Насыйри, Таиб Яхин, Хусаин Фейзханов. Они собирали фольклорный материал, включали их в различные хрестоматии, учебники, книги для чтения детей. Первая русская буржуазно-демократическая революция 1905 г. оказала заметное влияние на культурную и общественную жизнь татарского народа. Появилась возможность издания периодической прессы, развития культуры. Эти изменения оказали положительное влияние на собирание и публикацию произведений устного народного творчества, а также использования их в воспитательных целях. В 1907 году в Москве начинает издаваться журнал для малышей «Тарбият эл-этфаль» («Детское воспитание»). После его закрытия, уже в Казани, в 1913 г. начинает выходить журнал «Ак юл» («Светлый путь»). Этот журнал, издаваемый под редакцией одного из основоположников татарской детской литературы Ф. Агеева, выполняет значительную работу в области собирания и издания детского фольклора. В журнале «Ак юл» периодически печатаются сказки, загадки, игры, головоломки. В изучении народного творчества в дореволюционный период большую роль сыграл народный поэт Габдулла Тукай. Хотя он специально не занимался детским фольклором, но создал прекрасные произведения на основе татарского народного творчества. Таковы его поэмы-сказки «Шурале», «Водяная», «Коза и баран»; стихотворения «Деревенские колыбельные песни-чаяния», «Про козу» и многие другие. Г. Тукай также составил и опубликовал ряд хрестоматий по родной литературе, куда включал стихи и сказки, основанные на устном народном творчестве. Работа по систематическому изучению детского фольклора, начинается, однако, только после Великой Октябрьской революции 1917 г. Достойна особого внимания деятельность в этой области Научного центра, созданного в 1925 г. при Татнаркомпроссе. В 1926 г. по инициативе центра была издана «Инструкция по собиранию фольклора и народного творчества». В изучении детского фольклора заметную роль сыграл писатель и ученый Гумер Тулумбайский. В 1928 г. он публикует в журнале «Магариф» («Образование») статью «Проблемы детского фольклора». В статье он дает толкование некоторых видов и жанров детского фольклора, показывает проблемы, на которые должны обратить внимание исследователи, призывает читателей журнала участвовать в собирании материалов детского фольклора. В последующие годы работа по изучению детского фольклора была связана с именем известного писателя и фольклориста-ученого Наки Исанбета. С юных лет он увлеченно собирает детский фольколор. В 1941 г. издает сборник «Детский фольклор», в 1967 г. книгу «Малыши радуются», в 1970 г. «Мир детей». В этих трех книгах заключено более 800 произведений детского фольклора. В них Н.Исанбет представляет первый опыт по классификации жанров, высказывает свои мысли о проблемах детского фольклора. Внимание к детскому фольклору особенно возросло в последние десятилетия. В той или иной мере вопросы детского фольклора наши отражение в трудах И.Надирова, Х.Гатиной, Р.Мухаметзянова, А.Абдуллина, М.Нигметзянова, Х.Курбатова, Р.Уразмановой, Р.Кукушкина, Р.Ягфарова и других ученых. Классификация татарского детского фольклора В татарском детском фольклоре выделяется лирическая (устно-поэтическая форма). К лирической или устно-поэтической форме относятся три группы фольклорных произведений, которые условно можно назвать «Поэзия пестования» (материнская поэзия), «Внеигровой (развлекательный) фольклор», «Игровой фольклор». В свою очередь каждый из них включает в себя фольклорные жанры. К поэзии пестования или материнской поэзии относят колыбельные песни, пестушки, потешки. К внеигровому (развлекательному) фольклору наурузы, поздравительные стишки, заклички, приговоры, подражания, дразнилки, частушки, перевертыши, прибаутки, скороговорки. К игровому фольклору относят игры, жеребьевки, считалки.
Виды и жанры татарского детского фольклора Поэзия пестования (материнская поэзия) Эта группа объединяет колыбельные песни, потешки и пестушки, которые исполняются взрослыми для маленьких детей. Эти жанры народного творчества в быту имеют практическое значение (усыпить, подбодрить, позабавить ребенка), выполняют воспитательные функции (ознакомить с окружающей средой, давать нравственные житейские навыки) и эстетические функции (учат умению видеть и понимать прекрасное). Колыбельная песня – песня, которая исполняется, чтоб усыпить ребенка. В песнях содержатся надежды матери о будущем ребенка или сведения о родителях ребенка и его семье. Пестушки также исполняются для малышей. Для физического укрепления ребенка и развития подвижности матери и няни проделывают с ребенком различные движения и сопровождают этот процесс напевами. В фольклористике их принято называть – «пестушками». Потешки исполняются чуть подросшему ребенку. Они знакомят малышей с окружающим миром, с членами семьи; выполняют развивающие задачи, т.е. учат счету, приучают логически мыслить, укреплять память и быстро отвечать. Они несут в себе и воспитательные функции, прививают нравственные ценности. Внеигровой (развлекательный) фольклор Внеигровой фольклор объединяет жанры, которые бытуют в детском репертуаре вне подвижных игр и при их исполнении отсутствуют элементы драматизации: наурузы, поздравительные стихи, заклички, приговоры, подражания, дразнилки, частушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки. Науруз – является одним из календарных обрядов. В этом календарном обряде участвовали и дети. День начинался с коллективного шествия детей по улице. Они поздравляли односельчан с праздником и просили подарки. Поздравления проходили в стихотворной форме. Содержание наурузов – пожелания мира, здоровья, богатства. По содержанию близки к наурузам и новогодним поздравительным стихам поэтические произведения, которые исполняются детьми во время обрядового праздника «Хождение по домам». В некоторых районах Татарстана его называют «День красного яйца». В этот день мальчики шествовали по домам, скандируя специально предназначенные для этого стишки, и при этом производили сбор яиц. Заклички – короткие поэтические обращения детей к весне, дождю, солнцу. С древности люди верили силам природы и это отразилось в таком жанре как заклички. В них содержатся общение детей с природой, их наблюдения. Приговоры – фольклорные произведения, исполняемые по отношению к птицам, животным, насекомым, а также во время купания, рыбалки, сбора ягод, и т.д. Подражания – подражание различным голосам и звукам, пению птиц, жужжанию насекомых, взрослым разговорам. Подражание является особенностью детской психологии.
Дразнилки – сугубо специфические детские поэтические произведения, которые предназначены для поддразнивания друг друга. Дразнилки пускаются в ход во время ребячьих распрей. Частушки (такмаки) – произведения, которые исполняются под мелодию или в ритме быстрого речитатива во время плясок или для увеселения. В жанре детских такмаков существует три вида: песенные такмаки, плясовые такмаки, речевые такмаки. Прибаутки – классические произведения детского фольклора. Отличаются широким кругом тем, образов сюжетов, ритма. Обычно сатирического характера. Их несколько видов (перевертыши, смысловые, сказочные, цепочные) Скороговорки – произведения, призванные совершенствовать дикцию детей, прививать им навыки безошибочного произношения трудных слов и словосочетаний. Игровой фольклор Игры играют большую роль в воспитании детей. Они способствуют физическому и духовному здоровью ребенка. В науке их делят на 3 группы: драматические, спортивные и песенно-танцевальные или хороводные. Как правило, во всех группах имеет место компонент словесного фольклора (прибаутки, переговоры, частушки или свободный диалог). Драматические игры – одна из самых любимых игр детей, их сущность заключается в проигрывании ситуаций, происходящих в окружающем мире или в семье. Спортивные игры – призваны развивать ребенка и физически, и умственно. В такие игры также вводятся элементы народного поэтического творчества. Песенно-танцевальные игры. В течение многих веков исполнялись взрослыми во время обрядовых праздников, на Сабантуе, на посиделках. Впоследствии эти игры перешли в детский репертуар. При таких играх ритм мелодии и песни соответствует ритму игровых движений, содержание их иллюстрируется действиями. Жеребьевки. В процессе игры дети проводят жеребьевки, которые обычно состоят из двух рифмованных строк.В результате таких жеребьевок дети делятся на группы. И какая игра без считалки, ведь во многих играх нужно выбрать ведущего. Эпическая форма фольклора. Жанр сказки К эпической форме народного творчества относят жанр сказки. Они составляют отдельный фольклорный фонд. Сказки возникли с незапамятных времен. Они являются одним из любимых жанров детей, так как отвечают их запросам, соответствуют детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира – все это ребенок встречает в сказке. По тематике и стилистике татарские народные сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые. Сказки о животных Маленьких детей привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, где действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят. Т.е. через поступки животных дети узнают мир людей («Соловей», «Козел и баран», «Шах-петух», «Медведь и Лиса» и др.). Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. В них действуют фантастические, мифологические герои, осуществляются чудесные превращения. В распоряжении героев весьма действенные волшебные средства: волшебный клубок, волшебная флейта, волшебное кольцо и т.д. (Камыр-батыр, «Гульчачек», «Падчерица» «Три подземных царства», «Волшебное кольцо» и др.). Бытовая (сатирическая сказка) наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Постоянными героями бытовых сказок выступают простые бедные люди. Однако они неизменно одерживают вверх над богатыми и знатными людьми. В отличие от героев волшебных сказок, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников – лишь благодаря трудолюбию, уму, ловкости, находчивости, да еще удачным обстоятельствам «Три дочери», «Мудрый старик», «Находчивый джигит» и др.). Татарские народные сказки изучались многими учеными и это хорошо исследованная область татарского фольклора. Такие известные писатели и ученые как Каюм Насыйри, Хамит Ярми, Гумер Баширов, Флора Ахметова, Ленар Замалетдинов в своих трудах отразили генезис жанра, его поэтику и образную систему, а также раскрыли неоценимый воспитательный потенциал татарских народных сказок.
Тема 3.Формирование татарской детской литературы (XIII – первая половина XIX в.) Татарская детская литература прошла долгий и сложный путь развития. Как и литературы других народов, татарская литература, в том числе и детская, берет свое начало в далеком прошлом и восходит корнями к устному народному творчеству. Сказки, легенды, предания, песни, колыбельные, игры выполняли определенные воспитательные функции, прививали детям нравственные качества, обогащали их духовный мир. Известно, что уже в период существования Булгарского государства дети в мектебах и медресе читали вслух книги, хотя конечно о специальной детской литературе не могло быть и речи. Долгое время произведения для взрослых, в основном религиозного содержания, служили материалом для чтения и обучения детей. Эти книги были назидательного характера и были полны примеров, которым надлежало следовать и взрослым и детям, живущим в исламском мире. Наряду с религиозной литературой использовалось как учебное пособие и тщательно изучалось и произведение булгарского писателя Кул Гали «Кысса-и-Йусуф». Поэма «Кысса-и-Йусуф» является одним их первых выдающихся памятников тюркоязычной поэзии, относящихся к XIII в. Ее автор Кул Гали родился примерно в 1183 году в одном из районов Поволжья (точных сведений нет). До 16-17 лет учился в медресе, затем получал знания в восточных станах (Хорезм, Сирия, Мекка и т.д.), где познакомился с передовыми мыслителями, философами, учеными, религиозными деятелями. Спустя много лет вернулся на родину. Преподавал в медресе, занимался литературным творчеством. Считается, что поэт погиб во время нашествия монгол на Булгары в период 1236-1240 гг. К сожалению, неизвестна и точная дата создания его бессмертного произведения. Оригинал поэмы не сохранился, до наших дней дошли лишь многократные переписи. На сегодняшний день известно около 200 переписей поэмы Кул Гали. Исследователи установили примерную дату написания поэмы - 1212 год и второй дополненный вариант относят к 1233 г. В напечатанном виде поэма увидела свет в 1839 году. Она была впервые издана в типографии Казанского государственного университета и переиздавалась только в Казани более 80 раз. В народе поэма Кул Гали имеет несколько названий: «Сказание о Юсуфе», Кысса о Йусуфе», Книга о Юсуфе», «Юсуф и Зулейха». Испокон веков была одним из самых распространенных, самых любимых среди татар произведений. Поэма «Кысса-и Йусуф» создавалась в эпоху расцвета гуманизма в литературах мусульманского Востока. Этим объясняются значительность и масштабность идей, воспетых в ней. Поэма в целом звучит как гимн физической и духовной красоте человека, его разуму и чувству. Вещи, какой бы стоимостью, каким бы весом ни обладали, не в силах сравниться с человеком, с его духовным, нравственным весом. Эта мысль наиболее важна в поэме. Продолжая разговор об истории формирования татарской детской литературы нужно сказать, что и произведения других средневековых авторов, таких как Рабгузи, Кутб, Харазми использовались в деле воспитания подрастающего поколения. И в творениях таких известных в тюрко-татарском мире писателей XVI в. как Мухаметьяр, Маула Колый, Утыз Имяни можно отыскать отдельные произведения, обращенные к детям. Формирование татарской детской литературы как отдельной области ученые относят к середине XIX в. Этому способствует открытие в 1800 году в Казани типографии, где в скором времени выходит первая азбука «Алифба» и другие книги. В этот период в развитии татарской детской литературы выделяется два направления: религиозное и светское. Религиозно-дидактические произведения продолжали использоваться в медресе и мектебах в качестве учебных пособий. Шакирды изучали разные молитвы, религиозные песни-мунаджаты и усваивали те нравственные качества, которые в них воспевались. .Во второй половине XIX в. возникает движение татарского просветительства, сложившееся как форма идеологического преодоления феодально-средневековых отношений во всех сферах общественной жизни татарского народа: экономической, социальной, политической, семейно-бытовой и идеологической. Его представители со всей решительностью выступали за общественный прогресс и свободу человеческого разума. Большую роль они отводили проблеме просвещения татарского народа. Первые татарские просветители Хусаин Фейзханов, Каюм Насыйри, Ризаэтдин Фахретдинов и другие уже в середине XIX в. поднимают вопросы светского образования. Наряду со школами со старой системой образования открываются новые учебные учреждения. В таких медресе вводятся светские дисциплины. Выходят первые учебные пособия на родном татарском языке. Особенно в этот период много создается хрестоматий для татарских детей. Они носят энциклопедический характер. В 1860 г. татарский ученый, просветитель, педагог Каюм Насыйри выпустил книгу «Буш вакыт» («Свободное время» или «На досуге»), которую можно на полном основании назвать первой энциклопедической хрестоматией для татарских детей. Книга Каюма Насыйри «Буш вакыт» занимает отдельное место не только в педагогике, она открывает собой жанр научно-популярной книги в татарской детской литературе. Хрестоматия содержит многочисленные сведения из разных научных областей, написана на родном татарском языке, сложные понятия в ней подаются на интересном, занимательном, а главное доступном для юного читателя языке. Книга пользовалась необычайным успехом у маленьких читателей и неоднократно переиздавалась. Владимир Владимирович Радлов, продолжая традиции Каюма Насыри, выпускает книгу «Белек» («Знание»), усовершенствуя при этом принцип построения хрестоматий энциклопедического содержания. Хрестоматия Владимира Владимировича Радлова «Белек» состоит из 6 разделов. В первом разделе «Поучительные уроки» помещены дидактические рассказы на нравственные темы: «Доброту нельзя забыть», «Бессовестный друг», «Храбрость» и другие. В других разделах помещены сведения по астрономии, физике, химии, истории. В этот период развития татарской детской литературы учебные хрестоматии были двух видов. «Буш вакыт» К.Насыйри и «Белек» В.Радлова были составлены синкретическим методом, в них отсутствует принцип научного разделения материала. Позже стали появляться хрестоматии, где этот принцип строго соблюдался и отбирался только литературный материал. Образцами таких хрестоматий стали: книги Мартемиана Иванова «Татарская хрестоматия» (1842), Салимджана Кукляшева «Рассказы для татарских детей», Габделгалляма Фейзханова «Рассказы и пословицы» (1990) и т.д. Над составлением хрестоматий для детей активно работал ученый Таиб Яхин. В 1887 и 1900 годах он выпускает хрестоматии, которые отличаются от предыдущих и богатством содержания и оформлением. В ней содержатся рассказы Каюма Насыйри, вариант сказки «Шурале» Г.Тукая, перевод «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, русские народные сказки, басни Крылова и многие другие произведения. Таким образом, учебные пособия и хрестоматии, изданные во второй половине XIX в., сыграли огромную роль в формировании татарской детской литературы. Написанные на родном татарском языке, изложенные в доступном стиле, они знакомили детей с произведениями устного народного творчества, с переводной литературой: русской, западноевропейской, арабской, персидской. В трудах татарских ученых, изучающих татарскую литературу XIX в., часто встречается название «просветительский дидактизм». Это направление было присуще и детской литературе второй половины XIX столетия. В этот период появляется жанр «назидательной книги». Этому жанру был присущ дидактизм. Главное в таких произведениях – наставление, мораль. Авторы в них призывают читателя к получению знаний, обучению различным искусствам, ремеслам, вежливому отношению к родителям, правильному поведению в семье, в коллективе, в общественных местах и т.д. Основоположником этого направления в татарской детской литературе также считается Каюм Насыйри. В произведениях и других авторов изучаемого периода преобладал поучительный стиль. Особенно много работал в жанре назидательной книги ученый и писатель Ризаэтдин Фахретдинов. Дидактические книги писали и другие просветители второй половины XIX в.: Таиб Яхин, Мухаметсафа Галимов, Мухаметюсуф Арысланзаде и др. Несмотря на то, что в назидательной литературе было много полезных советов и наставлений, такие книги, конечно же, нельзя назвать высокохудожественными. Дидактическая литература - порождение того времени, широко используемая в татарских школах и семьях. В последней четверти XIX в. татарская литература вступает в новый этап развития и делает первые шаги к переходу с дидактического стиля к художественному стилю. Вторая половина XIX в. ознаменована в татарской литературе творчеством таких писателей-просветителей, как Загир Бигиев, Муса Акъегет, Закир Хади. Они стали зачинателями новой татарской прозы, а именно жанра романа и повести. Творческим методом стал «просветительский реализм». Уделяя еще большее внимание человеческому фактору, основоположники литературы просветительского реализма проявляли интерес к проблеме современного героя. Писатели обогатили татарскую литературу новыми сюжетами и образами. Творчество вышеназванных писателей является свидетельством того, что к началу XX в. татарская литература переходит от дидактического метода к художественному, просветительская литература еще больше укрепляет связи с действительностью, становится более разнообразными ее жанровая и стилевая структура, познавательно-выразительные средства. В целом, подводя итоги формирования татарской детской литературы нужно отметить следующее. Татарская детская литература, основанная на духовных традициях средневековых произведений и устного народного творчества татарского народа, получила свое дальнейшее развитие в XIX столетии. Особенно много внимания детской литературе начинает уделяться во второй половине XIX в. Формированию татарской литературы как отдельной области способствует деятельность передовых людей своего времени, просветителей, ученых, писателей, публицистов. Татарская детская литература во второй половине XIX в. обогатилась новыми темами, жанрами, образами, она освободилась от религиозного, дидактического характера и к началу нового столетия вступила на путь художественного, образного познания действительности.
|