Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологическая карта.






№ УЭ Учебный материал с указанием задания Советы учителя
УЭ – 1 (10 мин.) Цель: научиться применять правило «Буквы О-А в корне -кас- - -кос-»
  1. Прочитайте и запомните правило «Буквы О-А в корне -кас- - -кос-» в §29.
  2. Выполните упражнение 138.
 
Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист. Если набрали 4 балла, приступайте к УЭ-2. Если набрали меньше 4 баллов, выполните КЗ.  
  Корректирующее задание
  1. Повторите правило в §29.
  2. Выполните упражнение 137.
 
Оцените правильность выполнения КЗ. Внесите баллы в оценочный лист.  
УЭ – 2 (10 мин.) Цель: научиться применять правило «Буквы О-А в корне -гар- - -гор-».
  1. Прочитайте и запомните правило «Буквы О-А в корне -гар- - -гор-» в
§ 30. 2.Образуйте глаголы совершенного и несовершенного вида с корнем -гар- - -гор- и данными приставками, обозначая условия выбора данной орфограммы.
приставки Совершенный вид Несовершенный вид
С-    
До-    
За-    
Раз-    
При-    

3.Образуйте не менее з-х имён существительных с корнем -гар- - -гор-, обозначьте условия выбора данной орфограммы.

 

 

Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист. Если набрали 4 балла, приступайте к УЭ-3. Если набрали меньше 4 баллов, выполните КЗ.  
  Корректирующее задание.
  1. Повторите правило в § 30.
  2. Спишите, вставляя пропущенные гласные. Укажите вид глаголов.
Выг..реть, сг..реть, г..реть, заг..рать, уг..реть, разг..раться, перег..реть, уг..р, подг..рать, дог..реть, заг..р, сг..рать.  
Оцените правильность выполнения КЗ. Внесите баллы в оценочный лист.  
УЭ – 3 (10 мин.) Цель: Сформулировать и запомнить правило «Буквы О-А в корне -зар- - -зор-», научиться его применять.
  1. Из упр. 147 и упр. 149 выпишите слова с корнем -зар- - -зор-, выделите корень, поставьте ударение. Сформулируйте правило о правописании чередующихся А и О в этом корне. Запишите правило в тетрадь. Приведите примеры.
  2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Сделайте морфемный и словообразовательный разборы.
З..рница, оз..рение, з..рюшка, з..рево.  
Проверьте по проверочному листу, правильно ли сформулировали правило. Исправьте ошибки. Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист.
УЭ-4 (15 мин.) Цель: расширить знания о корнях с чередованием гласных. 1)Сгруппируйте однокоренные слова: Домашняя утварь, выплавка чугуна, хороший пловец, плыву по течению, ровная дорожка, промокнуть под дождём, русская равнина, решить уравнение, бессмертное творение, старая промокашка, земной поклон, скакать на коне, кланяться до земли, выскочить неожиданно, макать перо в чернильницу. 2)Дополните каждую группу однокоренных слов 2-3-мя примерами (можно воспользоваться орфографическим словарём). 3)Проанализируйте каждую группу слов. Сделайте вывод из своих наблюдений. От чего зависит написание гласных в данных корнях с чередованием? Написание каких корней с чередованием гласных зависит от ударения? от последующих согласных? от значения?   Вывод из своих наблюдений запишите в тетрадь. Сверьте с проверочным листом. Исправьте ошибки. Оцените свою работу: если правильно выполнили 1 и 2 задание – 3 балла. Запомните эти корни с чередованием. Внесите баллы в оценочный лист.
УЭ-5 (10 мин.)
  1. 3. Итоговый контроль.
Цель: оценить уровень усвоения нового материала и сформированности навыка правильной постановки гласных в корнях с чередованием. Тест. Укажите номера правильных ответов.
  1. На месте пропуска пишется буква а.
1) изл..жение 2) сл..гаемое 3) прик..снуться 4) з..рька 5) ур..внение 6) р..сток 7) заг..реться 8) тв..рчество     2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква о. 1) к..сательная, выр..щенный, заг..ревший 2) прил..гательное, отр..сль, прик..сновение 3) р..стение, сл..жить, скл..нить 4) предл..жение, подг..реть, к..снуться 5) заг..р, предл..гать, з..рница   3. На месте пропуска пишется буква и. 1) соб..ру 2) зам..рать 3) пост..лить 4) нат..рать 5) уд..рать   4. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква е. 1) расст..лить, разб..рать, см..рить 2) прим..рка, расст..лавшийся, нат..реть 3) зам..реть, ст..реть, зап..реть 4) ст..рать, зам..рать, нат..рать  
  1. Укажите номера не правильных написаний.
1) замереть от счастья 2) блестать красотой 3) выростить цветы 4) предлагать помощь 5) ехать по ровнине 6) замирать от страха 7) блистеть на солнце 8) лёгкое прикасновение 9) слегка загареть 10) уклониться от удара  
Проверьте тест (ключ в проверочном листе). Внесите баллы в оценочный лист.
  Рефлексия. - Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? - Чему научились на уроке? Завершите заполнение оценочного листа.   Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд. 28 – 30 баллов – оценка «5» 22 – 27 баллов – оценка «4» 18 – 21 баллов – оценка «3»   Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь. На следующем уроке у вас будет возможность его улучшить.  
  Творческое задание (дополнительное) Выполните упр. 150 В своём рассказе используйте слова с чередующимися гласными, эти слова подчеркните. Рассказ будет оценен учителем. Если не успели закончить, можете продолжить дома.
  Домашнее задание. 1) Для всех: выучить правила в § 29, 30, ещё раз проработать УЭ-3 и УЭ-4, повторить ранее изученные правила о чередовании гласных в корне. 2) Для тех, кто набрал 22 – 30 баллов: упр. 148 3) Для тех, кто набрал менее 21 баллов: упр.143  

 

 

Доклад на тему: " Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"


Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
Сегодня на семинаре мы представим новые подходы к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы.
Основными целями данного семинара являются:
1) сформировать у педагогов представление о современных технологиях обучения как о способе воздействия преподавателя на учеников, с одной стороны, и совокупности форм и методов предъявления учебной информации – с другой;
2) обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей русского языка и литературы;
3) развить творческое отношение учителей к технологизации учебного процесса, основанной на высокой методологической культуре.

Введение
Как только в системе школьного образования возникло понятие «педагогическая технология», сразу появились разночтения как в назывании этого понятия, так и в понимании его сути. Собственно, и сегодня мы не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась четкая система научных определений и классификаций педагогических технологий, принятая всем научным и педагогическим сообществом. Почему? Дело в том, что у педагогических технологий в образовательном процессе сравнительно недолгий жизненный путь. Они возникли лишь в XX веке, поэтому многие детали уточняются, систематизируются и приводятся к единообразию.
Мы вам представим классификацию педагогических технологий ГОРБИЧ Ольги Ивановны – кандидата педагогических наук, доцента кафедры русской словесности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, автора учебных пособий по современным педагогическим технологиям в обучении.
Мы говорим о технологизированном обучении тогда, когда речь идет о четкой последовательности действий педагога, об общих закономерностях данного процесса обучения, о предельно конкретно сформулированных целях и задачах, о способах взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роли в образовательном процессе, о гарантированном достижении намеченного результата каждым школьником.
Наиболее емкими и конкретными определениями образовательной технологии, на наш взгляд, являются следующие:
Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук)
Образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин).
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
Технологии обучения Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированного образования
Вузовские технологии
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Компьютерные технологи
Предметно - ориентированные технологии обучения
Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.
Предметно - ориентированные технологии обучения
1. Технология дифференцированного обучения
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

2. Технология концентрированного обучения
особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки,
Технология дифференцированного обучения
При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:
– общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
– индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);
– неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);
– интерес ученика к тому или иному предмету.
Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие.
Карточки могут быть использованы учителем для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки.
Мы рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование. А уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.
Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9-го класса.
Тема: «Повторение материала, изученного в 5–8-х классах»
А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы.
1. Штурмана, знаешь, народ хитрый.
2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания…
3. Тихие рыболовы, как у нас.
II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях.
1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством.
2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.
3. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.
В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику.
1. В голове гудит от постоянного напряжения.
2. Мне вернули журнал лишь в конце недели.
3. Дама с собачкой вышла во двор.
II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.
С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания.
1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису.
2. Каюсь в скверном.
3. Что у вас делается?
II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
1) составление текстов диктантов
2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр)
5) работа с дополнительной литературой
6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки
7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе
8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).
Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.
Технология концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
«Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, если первый день «погружения» по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку может быть такое задание:
Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:
1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_-сеннего солнца покр_витель любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы смерти.
Тема этого дня по русскому языку: тире между подлежащим и сказуемым. По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.
Выделяются основные средства достижения поставленных задач при использовании концентрированного обучения.
1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.
Вузовские технологии обучения в школе
В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.
Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу».
Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую:
I. Актуализация темы, определение задания.
II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).
III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
IV. Обсуждение выполнения заданий.
V. Подведение итогов.
VI. Рекомендация дополнительной литературы.
В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.
Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.
Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.
Школьное семинарское занятие обычно состоит:
1) из вступительного слова учителя;
2) сообщений учащихся;
3) обсуждения сообщений;
4) подведения итогов семинара.
Виды семинаров
Семинар– развернутое собеседование
Семинар-диспут
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся
Семинар-обсуждение докладов и рефератов
Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления.
Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны.
Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута.
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.
В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку и литературе
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний.
Схема урока-практикума может быть такой:
1. Повторение теоретических сведений по проблеме.
2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.).
3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.
4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.
5. Задание на дом.
Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся.
Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме:
1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами.
2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд.
3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика.
4. Подведение итогов урока.
Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка и литературы – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, – мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний

Технологии личностно-ориентированного образования

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.
Технологии личностно-ориентированного образования
Педагогические мастерские
Модульное обучение
Метод проектов
Обучение как исследование

Педагогические мастерские

Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.
В обобщенном виде принципы работы мастерской таковы:
1) равенство всех участников, включая педагогов
2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности
3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная)
4) отсутствие соперничества, соревнования
5) чередование индивидуальной и групповой работы
6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса
7) разнообразие используемого материала
8) ответственность каждого за свой выбор.

Модульное обучение

Модульное обучение и его элементы базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации. Во время учебного занятия роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности, координировании, консультировании и контроле. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия.
План модульного занятия может быть следующим:
- мотивация учеников
- самостоятельная работа
- работа в малой группе (4–6 человек)
- работа в целом классе
- рефлексия
Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

Метод проектов

Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.
Этапы работы над учебным проектом:
- предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя)
- составление плана
- изучение литературы по данной теме и сбор материала
- создание собственного текста
- защита
- ответы на вопросы по теме проекта

Обучение как исследование

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.

В обобщенном виде этапы научного исследования можно представить так:
• знакомство с литературой;
• постановка (формулирование) проблемы;
• формулировка гипотезы;
• планирование и разработка учебных действий;
• сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
• подготовка и написание (оформление) сообщения;
• выступление с подготовленным сообщением;
• проверка гипотез;
• построение сообщений;
• построение выводов, заключений.
Однако совсем не обязательно наличие всех этих составляющих на каждом уроке-исследовании.
Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом.

Игровые технологии

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский

Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами.
Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом)

Разновидности игр

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.
В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.
В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры - путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото и т.д.).
Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

Диалоговые технологии обучения русскому языку

Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин

Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности

На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.
На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.
Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».

Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов:

информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и

интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).
Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).

Компьютерные технологии в обучении русскому языку

В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы:
- презентации
- информационно-обучающие
- тестирующие.

Презентация хороша для анонсирования новой темы.

Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки.

Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского языка и литературы может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы и т.д.
Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы.

Компьютерные обучающие программы по русскому языку и литературе

а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка и литературы Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.
б) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика» предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы в школе. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание.

Словари и энциклопедии

Современные компьютерные технологии предлагают неограниченное количество словарей и энциклопедий. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д.

Методические материалы в сети

а) Справочно-информационный портал «Русский язык» https://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка
б) Издательский дом «Первое сентября»,
https://rus.1september.ru -газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
https://lit.1september.ru - газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».
в) Словесник – https://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.
г) https://www.rusedu.ru/- архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.

Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе – все их невозможно перечислить в одной статье. Главное, что современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока.
Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Заключение

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности

" Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя."


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования [5].
Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не просто готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности.
Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.
Использование перспективных методов и форм проведения занятий, современных педагогических технологий обучения даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую ранее он не решал.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.
Целью данной статьи является раскрытие системы работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках в начальной школе. В этой работе рассматривается методика проведения уроков русского языка, чтения и начального литературного образования, математики, окружающего мира.
Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе является формирование у школьников прочных орфографических навыков, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении.
С чего же следует начать формирование прочных навыков грамотного письма?
Прежде всего, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, твёрдые и мягкие согласные. Эту работу нужно начать в букварный период, составляя с учащимися звуковые схемы. На этих уроках можно использовать таблицу, в которой есть и звуки, и буквы (авторский вариант В. Хованской)[9]. Она построена на основе принципов развивающего обучения.
В тот период обучения грамоте, когда говорится о звуках, появляются первые орфограммы, поэтому необходимо учиться распознавать звуки, обозначать определённой буквой. Ознакомление младших школьников с понятием “орфограмма” поможет осознать системные отношения между разрозненными орфографическими темами, которые изучаются в связи с фонетикой, словообразованием, морфологией.
Большое внимание на уроках русского языка нужно уделять формированию у детей языковых знаний и умений. Необходимо систематически развивать орфографическую зоркость младших школьников, которая заключается в умении находить, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков. Целенаправленная, регулярная работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: большинство учащихся пишут грамотно слова, разбираются в составе слова, понимают образование слов, различают разные части речи, законы и правила языка. Дети овладевают умением абстрагировать, они учатся быстро и точно использовать графическое обозначение, определяют место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые ещё не изучали, составляют схемы, таблицы, алгоритмы. Введение в практику работы алгоритмов, эффективное их применение на уроках русского языка развивает логическое мышление учащихся, устную и письменную речь, пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам, способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм. При выполнении самостоятельных работ с применением алгоритмов дети действуют значительно увереннее и затрачивают меньше времени.
Важным звеном в системе обучения русскому языку является работа над ошибками, допущенными учащимися в тетрадях. Исправляя свои ошибки, ученики могут пользоваться памятками, составленными для каждого года обучения на основе “Памятки для ученика начальной школы” авторов Е.В.Бунеевой, М.А.Яковлевой [2]. Проверяя работы детей, учитель использует приём нумерации орфограмм в тетрадях учащихся, т.е. на полях указывает не только наличие на данной строчке ошибки, но и рядом ставит номер орфограммы в памятке. Многие учащиеся 1-2 классов сразу не могут овладеть алгоритмом исправления той или иной орфограммы, а с помощью нумерации им легче справиться с работой над ошибками. Ведь не секрет, что больше всего допускают ошибок слабые ученики, а им трудно самостоятельно выполнить эту работу правильно. Исправляя ошибки на уроке, можно использовать технологию уровневой дифференциации и технологию индивидуализации обучения. Для тех учеников, которые не допустили ошибок в диктанте, сочинении, изложении или проверочной работе заранее подготовить дидактический материал, который стимулирует творческую деятельность, расширяет словарный запас.
Ученик должен знать слова, в которых он допустил ошибки, поэтому со второго класса можно вести словарь-копилку слов, куда записываются свои ошибки по определённым орфограммам. Орфограмма подчёркивается, используя опознавательные признаки орфограмм. На уроке эти слова можно использовать в индивидуальной и коллективной деятельности, в парной и групповой работе.
На уроках чтения и начального литературного образования используются технология формирования типа правильной читательской деятельности, технологии на основе личностной ориентации, коммуникативные технологии и технологию развития критического мышления. Эти технологии позволяют добиваться высоких результатов обучения чтению, постепенно учиться овладевать целостным восприятием художественного текста. Учащиеся активно участвуют в образовательном процессе, у них появляется устойчивый личностный интерес к изучаемой теме. Они принимают участие в аргументированной дискуссии, обмениваются мнениями, выполняют творческие задания.
На уроке чтения можно использовать технологию работы с текстом, обучать детей читать самостоятельно, выборочно. Во время урока проводить упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на освоение детьми процесса беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. Стараться, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном: определить тему художественного произведения, идею, отношение автора к героям. С самых первых уроков обучать учащихся следить за мыслью автора, добывать недостающую информацию различными способами, формировать осмысленное отношение к слову, способность к рефлексии. На уроках чтения учащиеся много и охотно говорят, имеют своё мнение и с интересом выслушивают мнение других, участвуют в диалоге с одноклассниками и учителем. Они владеют различными способами раскрытия значения незнакомого слова.
Важный шаг в усилении качества обучения — тренировка оптимального чтения. Для выработки навыков беглого чтения, можно пользоваться рекомендациями В.Н. Зайцева “Резервы обучения чтению”. “Быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность” [4].
Важна не длительность, а частота тренировок. Для развития навыков беглого чтения на уроке проводятся упражнения: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. В 1-2 классах для ежеурочных пятиминуток чтения можно использовать книги, рекомендованные для внеклассного чтения, а в 3-4 классах читать статьи из газет, которые подбирает учитель.
У многих учащихся слабо развита оперативная память. Обучаемый не может уловить смысл предложения, не может воедино увязать все слова. Развивать оперативную память помогают зрительные диктанты. По рекомендациям профессора И.Т. Федоренко их надо писать каждый день, только тогда они дают результаты не только в развитии оперативной памяти, но и в развитии орфографической зоркости. Тексты для зрительных диктантов можно найти в статье В.Н. Зайцева [4] или самостоятельно подобрать предложения по теме урока.
Чтобы заинтересовать учащихся в развитии навыков чтения необходимо периодически отслеживать технику чтения учащихся, вести индивидуальный мониторинг каждого читающего и класса в целом, анализировать диагностику умений читать. На классных часах знакомить с диагностикой учащихся, на родительских собраниях — родителей.
В любом классе дети с разными способностями и разными личностными характеристиками. На уроках математики необходимо построить работу так, чтобы учащиеся не просто получали знания, а " открывали" мир вокруг, выступали в роли исследователей, творцов, умели рассуждать, аргументировать, выдвигать гипотезы. Помогут учителю методы организации и осуществления мыслительной деятельности. Используя на уроке логические (научные) методы, учитель учит учащихся анализировать, обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным в учебнике или учителем. Учащиеся с интересом выполняют задания на поиск закономерностей, установление взаимосвязей между частью и целым, составляют схемы-опоры, стабильно выполняют задания логического типа, направленные на развитие алгоритмического мышления. При решении задач дети уверенно составляют числовые выражения и оперируют ими.
Эффективный и нетрадиционный подход к решению задач, разнообразие упражнений на выработку вычислительных навыков помогают развивать у учащихся мыслительные операции, устную речь, творческие способности, познавательные мотивы деятельности, навыки самоконтроля. При изучении геометрического материала можно использовать проблемно-поисковые технологии. Они способствуют развитию глазомера, логического мышления и пространственных представлений, придают знаниям практическую направленность.
На уроках математики нужно вырабатывать умение учиться, развивать познавательную активность и самостоятельность, ответственность, интеллектуальные и логические способности. В работе использовать эффективные педагогические технологии: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение), технология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, групповые технологии, технологии развивающего обучения.
На уроках ознакомления с окружающим миром развивается наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность искать место данного факта среди подобных явлений, формируется у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. Умелое сочетание разнообразных методов фронтального и индивидуального учёта знаний вызывает интерес к учебному материалу урока у всех учащихся. Некоторые темы программы, возможно, рассматривать значительно шире, чем они рассматриваются в учебнике, используя материалы по национально-региональному компоненту, учитывая возрастные особенности и мотивацию обучения.
Краеведческий материал расширяет кругозор учащихся, развивает наблюдательность, приобщает к активной поисковой, творческой деятельности. На экскурсиях в областной краеведческий музей дети знакомятся с бытом коренных жителей севера, с основными географическими и климатическими особенностями области, с видами животных и растений и их значением в жизни человека.
Дидактическим стержнем многих уроков становится деятельность самих учащихся, в ходе которой дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Дети выполняют творческие задания, осваивают технологию проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе: готовят сообщения из дополнительной литературы и пишут рефераты о растениях, животных, полезных ископаемых своего края.
На каждом уроке необходимо создавать условия не только для усвоения знаний, но и для развития личностных качеств учащихся: коммуникабельность, креативность, рефлексивность, индивидуальность, чтобы они добывали знания сами и применяли их в нестандартных ситуациях. Достичь этой цели помогают современные педагогические технологии: проблемно-диалогического обучения, личностно-ориентированные технологии.
Одной из главных причин повышения качества знаний учащихся по предметам в начальной школе является формирование мотивации и проявление заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу. Широкие возможности для повышения мотивации к обучению и формированию основ знаний и навыков открывает исследовательская работа. Учащиеся, имеющие высокую мотивацию к обучению, серьёзнее относятся к усвоению учебного материала. Они не только механически запоминают новые сведения, но и стремятся применять полученные знания при решении задач по различным предметам. Это помогает формированию способности творчески мыслить и находить решения в нестандартных ситуациях.
Важнейшим показателем качества знаний обучаемых является объективная оценка учебных достижений. Различные виды, формы, методы и технологии контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся, необходимо использовать в тесной взаимосвязи на всех уроках. Ученик старается аккуратно выполнить письменную работу, выучить заданный материал, подготовить реферат, если соблюдаются единые требования учителя. Каждая работа должна быть проверена или прослушана, т. е. организован непрерывный контроль результатов работы учащихся в освоении учебных программ.
Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания “сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни” [3].

 

 

В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, актуальной является проблема формирования поликультурной личности, владеющей двумя или несколькими языками. Среди языков, функционирующих в нашей стране, особое место занимает русский язык, который является важнейшим средством получения информации в современном обществе. И современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности с учетом способностей и потребностей. Специфика работы учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Процесс обучения должен быть увлекательным. Часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне.

Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.

В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2010—2020 гг.» отмечается, что «по каждому предмету, изучаемому в основной и профильной школе, будут разработаны интерактивные и интеллектуальные цифровые образовательные ресурсы.

Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом (наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса — текст, графика, музыка, видео, звуки и т. д.) организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе.

Получат развитие электронные образовательные ресурсы, создаваемые преподавателями (централизованное создание и наполнение ресурсами медиатек). Для внедрения автоматизации учебного процесса каждая организация образования будет оснащена необходимым оборудованием: компьютеры новой модификации, обеспечение широкополосного доступа к Интернету и др.»

Каждый учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствуясь. Следовательно, работу современного учителя невозможно представить без применения информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования.

В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, я думаю, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, иметь оснащенный кабинет, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. У меня нет в наличии оснащенного кабинета, но я стараюсь в полной мере использовать возможности имеющегося в школе мультимедийного кабинета.

Применение компьютера на уроках русского языка и литературы — новая возможность организации активной и осмысленной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока — виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Это влечет за собой повышение заинтересованности детей предметом и, как следствие, повышение качества знаний учащихся.

Если говорить из опыта своей работы, то я предпочтение отдаю электронным учебникам. Именно они позволяют разнообразить урок, активизировать деятельность учащихся и выполнить в два раза больше работы. Электронные учебники содержат и теоретический материал, и упражнения, и диктанты. В течение всего урока работает весь класс, и каждого ученика можно опросить и оценить несколько раз. Положительное в том, что при работе с этими пособиями ученик, ошибаясь, имеет возможность вновь обратиться к правилу и исправить свою ошибку.

К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе, позволяющим повысить качество знаний, по-моему, следует отнести мультимедийные презентации. Работа с использованием программы Microsoft PowerPoint необычайно интересна. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
  • повышает качество знаний.

Но для того чтобы подготовить презентацию, нужно не только время, но и материал. Поэтому мои ученики с удовольствием предлагают свою помощь: находят самостоятельно дополнительный материал из интернета.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕНТ, начиная уже с 5 класса.

Внедрение компьютера в учебный процесс предполагает возможность быстрее и объективнее проводить тестовый контроль и формирование умений и навыков, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Я убедилась, насколько этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания знаний учащихся. Помогают в этом учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний — контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал.

Компьютер помогает формированию прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащению словарного запаса, овладению нормами литературного языка.

Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Применяю проверочные раздаточные карточки. В основе карточек — принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности. С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Они позволяют мне экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся.

Используя карточки дифференцированного контроля знаний школьников на уроках русского языка и литературы, я стараюсь добиваться: повышения общего уровня обученности ученика; развития интеллектуальных способностей, особенностей психического развития (памяти, мышления, познавательной активности); развития индивидуальных особенностей ученика (склонность к гуманитарным дисциплинам, эмоциональность, рациональность мышления).

Использование ИКТ помогает добиваться высоких и устойчивых результатов. Так за 3 года повысилось качество знаний учащихся по русскому языку и литературе в классах, где я систематически применяла ИКТ.

Таблица 1 Качество знаний по русскому языку и литературе

Ученики 5–11 классов участвовали в конкурсах районного, областного и республиканского значения: «Русский медвежонок», «Ақ. бота» (Михайлов В, Ахременко В — вторые места), в КИО: Завьялова А., Лукьянченко А., Шеминг В., участвовали в дистанционной олимпиаде по русскому языку и русской литературе. Каждый ученик получил сертификат участника, а Лукьянченко, А, Шеминг В. — сертификат «Лучший результат района». Мои ученики принимали участие в конкурсах сочинений на такие темы: «Подвигу жить в веках» Шматкова Е. (1 место в районе, 2 место в области), «Какие уроки я почерпнул из лекции Н. А. Назарбаева?» Лукьянченко А. (1 место в районе, 3 место в области), в областном конкурсе сочинений, проводимом СКГУ: «Почему я хочу стать журналистом?» (Шеминг В. – 1 место, Королева С. – 3 место), в конкурсе сочинений «Учитель прикасается к вечности…» (Лукьянченко А.). «Услуги рады оказать, услугами довольны» (Баяхметов Д.).

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что на повышение качества знаний может повлиять только целенаправленная, продуманная, разнообразная работа с компьютером.

В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, нереально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика — право на качественное образование.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперёд…»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал